Файл: Пояснительная записка к конкурсной работе Опора на сенсорную систему ребенка при звукопостановке у детей с тнр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

к конкурсной работе

«Опора на сенсорную систему ребенка

при звукопостановке у детей с ТНР»

МБДОУ №32 «Сказка»

  1. Введение

В настоящее время проблема коррекция устной речи детей младшего и дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих  детей, пришедших в детский сад  в возрасте трех лет, а также детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, алалией). Постоянно возрастает число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, а также количество детей с нарушениями всех компонентов речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.

Постановка звука – это создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием произнесённого звука), двигательно-кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (зрительным восприятием артикуляции звука). 


Основные способы постановки звуков: приём звукопостановки по подражанию; механический способ; постановка от опорных звуков; постановка от артикуляционной гимнастики; смешанный способ звукопостановки.

Целью метода является: быстрая и эффективная помощь детям с ТНР при постановке звуков и появлению в речи подражательных звуков с помощью .

Использование данного пособия позволяет решать сразу несколько задач:

  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;

  • активизировать процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;

  • преодолеть неправильные речевые навыки, создать взамен их новые, правильные;

  • закрепить новые навыки до степени автоматизации.

  1. Основная часть

  • Разрабатывая  дидактическое пособие, я опиралась на методику Елены Филипповны Архиповой, направленную на формирование   звукопроизношения с использованием тактильно – кинестетической стимуляции.

На этапе стимулирования речи, постановки и автоматизации звуков оптимизирующим процессом является включение пальцевых упражнений
, выполняемых на различной тактильной поверхности. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей рук усиливаются тактильно – кинестетические ощущения.

Из исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Посредствам чувствительных потоков информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь информация от коры головного мозга поступает к действующему органу, к артикуляционному аппарату.  

Проговаривая звуки и слоги, ребенок проводит пальчиком по дорожкам разной текстуры. Посредствам данных приемов, идет развитие мозговых структур с помощью усиления тактильно-кинестетических связей. Стимулируя кисти и пальцы рук, активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

Особым моментом хочу выделить ассоциативную связь звука с его текстурой. К примеру:

- звуки «Ш» «Ж» - (какие ассоциации возникают при произнесении данных звуков?) – «Ш»: шум ветра, шипение зверя, что-то пушистое и т.д., значит, для этого звука используем пушистую текстуру. «Ж» - летит жук, едет машина, что-то колучее, как ежик, значит игольчатая текстура.

  • Что такое сенсомоторное развитие? Это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве, оно является основой общего умственного развития человека. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

У детей с различными речевыми патологиями выявляется отставание в развитии всей моторной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, снижении скорости и качестве выполнения заданных движений. Стоит отметить что наибольшие трудности заметны при выполнении заданий по словесной инструкции педагога.

Дети с ТНР часто отстают от обычно развивающихся сверстников в воспроизведении движений по пространственно-временным параметрам: они нарушают последовательность воспроизведения элементов действия, опускают его составные части, упрощают программу заданной деятельности. У них отмечается плохая координация пальцев рук, недоразвитие пальцевого и кистевого праксиса, о важности которого было написано выше.



Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать его двигательные умения и навыки, мелкую и крупную моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, узнавать схему своего тела.

  1. Ход работы

Данное дидактическое пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет, используется при активизации лепета и  первых слов у неговорящих детей, а так же постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей дошкольного возраста.

В процессе постановки звука должны быть активно задействованы зрительный, слуховой, двигательный, тактильный анализаторы – это даёт возможность осознанно усвоить звук даже ребёнку с тяжёлым нарушением речи, а именно: диспраксия, дизартрия, алалия. Детям с такими нарушениями речи обычный механизм звукопостановки мало чем поможет в виду нарушения работы речевого аппарата. Здесь нам в помощь придет механический способ становления уклада речевого аппарата при определенном звуке.

К примеру: при постановке артикуляционного уклада на звук «У» необходимо вытянуть губы «трубочкой» или «дудочкой»

- здесь мы помогаем ребенку своей рукой, собирая губы вместе и немного их вытягивая;

- следующим этапом – рукой самого ребенка: выполняются две задачи – визуализация (когда ребенок следит за процессом в зеркало) и тактильное ощущение (когда ребенок своими пальчиками чувствует, как вытягиваются губы);

- после освоения артикуляционного уклада вызываем сам звук, здесь достигается еще одна задача – тактильно-вибрационная (когда мы берем ладошку ребенка, сложенную «дудочкой» и дудим в нее, вызывая вибрацию на коже и ощущение «ветерка»);

- далее предлагаем ощупать карточку с символом звука «У» в красной цветовой гамме с ребристой поверхностью одновременно дуя в «дудочку-ладошку»;

- в процессе закрепления навыка звукообразования предлагаем ребенку задания на полусфере или другом инвентаре, где необходимо найти равновесие или выполнить упражнения на вестибулярную систему.

Также во время закрепления звукообразования предлагаем ребенку карточки в виде визуальной опоры на определенный звук с основными элементами механической постановки артикуляционного уклада.


4. Заключение

Таким образом, при постановке звука мы затронули почти всю сенсорную систему ребенка: зрительный анализатор, слуховой анализатор, вестибулярный анализатор, сенсомоторный анализатор, что помогает сделать работу по звукопостановке быстрее и эффективнее. Ребенок во время всего процесса увлечен игрой, а мы знаем, что наибольший эффект от упражнения мы достигнем только во время эмоционального подъема.