Файл: Пояснительная записка к конкурсной работе Опора на сенсорную систему ребенка при звукопостановке у детей с тнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 7
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
к конкурсной работе
«Опора на сенсорную систему ребенка
при звукопостановке у детей с ТНР»
МБДОУ №32 «Сказка»
-
Введение
В настоящее время проблема коррекция устной речи детей младшего и дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих детей, пришедших в детский сад в возрасте трех лет, а также детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, алалией). Постоянно возрастает число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, а также количество детей с нарушениями всех компонентов речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.
Постановка звука – это создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием произнесённого звука), двигательно-кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (зрительным восприятием артикуляции звука).
Основные способы постановки звуков: приём звукопостановки по подражанию; механический способ; постановка от опорных звуков; постановка от артикуляционной гимнастики; смешанный способ звукопостановки.
Целью метода является: быстрая и эффективная помощь детям с ТНР при постановке звуков и появлению в речи подражательных звуков с помощью .
Использование данного пособия позволяет решать сразу несколько задач:
-
повысить познавательную активность и работоспособность детей; -
активизировать процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; -
преодолеть неправильные речевые навыки, создать взамен их новые, правильные; -
закрепить новые навыки до степени автоматизации.
-
Основная часть
-
Разрабатывая дидактическое пособие, я опиралась на методику Елены Филипповны Архиповой, направленную на формирование звукопроизношения с использованием тактильно – кинестетической стимуляции.
На этапе стимулирования речи, постановки и автоматизации звуков оптимизирующим процессом является включение пальцевых упражнений
, выполняемых на различной тактильной поверхности. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей рук усиливаются тактильно – кинестетические ощущения.
Из исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Посредствам чувствительных потоков информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь информация от коры головного мозга поступает к действующему органу, к артикуляционному аппарату.
Проговаривая звуки и слоги, ребенок проводит пальчиком по дорожкам разной текстуры. Посредствам данных приемов, идет развитие мозговых структур с помощью усиления тактильно-кинестетических связей. Стимулируя кисти и пальцы рук, активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.
Особым моментом хочу выделить ассоциативную связь звука с его текстурой. К примеру:
- звуки «Ш» «Ж» - (какие ассоциации возникают при произнесении данных звуков?) – «Ш»: шум ветра, шипение зверя, что-то пушистое и т.д., значит, для этого звука используем пушистую текстуру. «Ж» - летит жук, едет машина, что-то колучее, как ежик, значит игольчатая текстура.
-
Что такое сенсомоторное развитие? Это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве, оно является основой общего умственного развития человека. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.
У детей с различными речевыми патологиями выявляется отставание в развитии всей моторной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, снижении скорости и качестве выполнения заданных движений. Стоит отметить что наибольшие трудности заметны при выполнении заданий по словесной инструкции педагога.
Дети с ТНР часто отстают от обычно развивающихся сверстников в воспроизведении движений по пространственно-временным параметрам: они нарушают последовательность воспроизведения элементов действия, опускают его составные части, упрощают программу заданной деятельности. У них отмечается плохая координация пальцев рук, недоразвитие пальцевого и кистевого праксиса, о важности которого было написано выше.
Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать его двигательные умения и навыки, мелкую и крупную моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, узнавать схему своего тела.
-
Ход работы
Данное дидактическое пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет, используется при активизации лепета и первых слов у неговорящих детей, а так же постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей дошкольного возраста.
В процессе постановки звука должны быть активно задействованы зрительный, слуховой, двигательный, тактильный анализаторы – это даёт возможность осознанно усвоить звук даже ребёнку с тяжёлым нарушением речи, а именно: диспраксия, дизартрия, алалия. Детям с такими нарушениями речи обычный механизм звукопостановки мало чем поможет в виду нарушения работы речевого аппарата. Здесь нам в помощь придет механический способ становления уклада речевого аппарата при определенном звуке.
К примеру: при постановке артикуляционного уклада на звук «У» необходимо вытянуть губы «трубочкой» или «дудочкой»
- здесь мы помогаем ребенку своей рукой, собирая губы вместе и немного их вытягивая;
- следующим этапом – рукой самого ребенка: выполняются две задачи – визуализация (когда ребенок следит за процессом в зеркало) и тактильное ощущение (когда ребенок своими пальчиками чувствует, как вытягиваются губы);
- после освоения артикуляционного уклада вызываем сам звук, здесь достигается еще одна задача – тактильно-вибрационная (когда мы берем ладошку ребенка, сложенную «дудочкой» и дудим в нее, вызывая вибрацию на коже и ощущение «ветерка»);
- далее предлагаем ощупать карточку с символом звука «У» в красной цветовой гамме с ребристой поверхностью одновременно дуя в «дудочку-ладошку»;
- в процессе закрепления навыка звукообразования предлагаем ребенку задания на полусфере или другом инвентаре, где необходимо найти равновесие или выполнить упражнения на вестибулярную систему.
Также во время закрепления звукообразования предлагаем ребенку карточки в виде визуальной опоры на определенный звук с основными элементами механической постановки артикуляционного уклада.
4. Заключение
Таким образом, при постановке звука мы затронули почти всю сенсорную систему ребенка: зрительный анализатор, слуховой анализатор, вестибулярный анализатор, сенсомоторный анализатор, что помогает сделать работу по звукопостановке быстрее и эффективнее. Ребенок во время всего процесса увлечен игрой, а мы знаем, что наибольший эффект от упражнения мы достигнем только во время эмоционального подъема.