Файл: 1. Курс иогп предмет, метод, периодизация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Родители в отношении своих детей имели почти такую же власть, как и раньше. Они могли их наказывать, отдавать внаймы, отправлять в монастырь. В 1775 г. родители получили право заключать своих непослушных детей в смирительные дома. За убийство детей родители подвергались колесованию.

Развитие получили положения об опеке. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало: для наследников недвижимого имущества — в 20 лет, для наследников движимого имущества — в 18 и 17 лет для мужчин и женщин соответственно. Опекуном для своих малолетних братьев и сестер становился наследник недвижимого имущества, он должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых. Опека также могла быть установлена над сумасшедшими и жестокими помещиками.
24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 века. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Наиболее важными актами, подтвердившими особое положение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дворянству Екатерины II 1785г. Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т. д.

К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; исключительное право на покупку деревни и владения землей и крестьянами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.

Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.


Сословное самоуправление дворянства выглядело следующим образом. Дворяне создавали общество — Дворянское собрание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избирались кандидаты в губернские предводители дворянства. К выборам не допускались дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и сословных привилегий происходило в случаях совершения некоторых уголовно наказуемых деяний.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.

Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и др.); прочие жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

Крестьянское население подразделялось на государственных крестьян; свободных крестьян; крепостных крестьян.

Крепостная зависимость носила вечный характер. Основную массу крепостных крестьян составляли следующие категории:

-владельческие и посессионные крестьяне;

-полные и кабальные холопы;

-зависимые люди, проживавшие на земле владельца и уплачивавшие подушную подать.



Государственные и свободные крестьяне имели право на защиту в суде, право владения предоставленными землями, право собственности на движимое имущество.

Крепостные крестьяне были лишены большинства имущественных прав: им запрещалось приобретать недвижимость в городах, вступать в подряды, обязываться векселями и т. д.

Все категории крестьян могли нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей, заниматься торговлей и кустарными промыслами.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.

Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. Артикул содержит, главным образом, нормы уголовного права. Кроме того, в нем имеется много сугубо военных правил и норм государственного права. Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права. Артикул делится на 24 главы. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их.

Уголовное право. По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза.

В Артикуле есть наказание за голый умысел, т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение.

Из содержания Артикула можно сделать вывод о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом.

Необходимая оборона. (арт. 156, 157). Подробно регламентированы пределы необходимой обороны: соразмерность обороны нападению, одновременность обороны и нападения, невозможности для обороняющегося уступить или уйти «без опасения смертного». Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство.


Смягчающим вину обстоятельством был аффект. (арт. 152). Оскорбление в гневе – извинение, за него же в обычном состоянии – до полугода тюрьмы. Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания. (арт. 154, толкование). Совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность.

Цели наказания: устрашение; изоляция преступника (тюрьма, каторга); возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге).

Характерные черты наказания: неопределенность («по делу», «сему подобным»); Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями; несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле.

Виды наказаний: Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение); Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение); Срочная и бессрочная ссылка. В отношении офицеров применялись особые наказания: Отставление от службы (временное или постоянное); Лишение чина; Служба в качестве рядово; Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного).

26. Гос. строй России в первой половине 19 века. Изменения в центральных и местных органах власти и управления. Конституционные проекты.

По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император.

На фоне централизации и бюрократизации госаппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим строем и развивающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической системы, укрепляются внешнеэкономические позиции России как многонационального гос-ва. Все эти предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которого стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственного совета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета был император, который назначал членов Совета. Основной функцией Совета являлась подготовка законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Роль Совета снижается с учреждением в 1826 г. Николаем I Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавившей систему центральных органов государственного управления и получившей законотворческие полномочия. Она состояла из 6 отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

Сенат становится высшим судебным органом страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.