Файл: Курсовая работа игра как средство формирования бережного отношения младших школьников к здоровью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Подвижная игра – средство воспитания к здоровому образу жизни


В формировании разносторонней развитой личности ребенка, подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе [21, с. 30].

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.


Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности [21, с. 34].

Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями [22, с. 10].

Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у подростка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности [18, с. 15].



Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.


2.3 Методика проведения подвижных игр


Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям, учителю физической культуры, родителям. В процессе проведения игр руководитель должен:

  • укреплять здоровье занимающихся;

  • воспитывать, мотивацию к ЗОЖ;

  • содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;

  • воспитывать детей морально – волевые и физические качества;

  • прививать учащихся организаторские навыки.

Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Руководитель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.

Подготовка к проведению игры.

Выбор подвижной игры зависит:

  • от педагогических задач, которые ставятся перед занятиями;

  • подбора игрового материала, который определяют многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры;

  • при выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник). На уроке и перемене время ограничено: задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовленности.

Выбор игры непосредственно зависит то места её проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.

Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Для того чтобы игра прошла без задержки, необходимо заранее подготовить нужный инвентарь: флажки, скакалки, и т.д. Желательно, чтобы инвентарь был красочным (флажки, палки, цветные повязки, мячи, кегли, обручи, скакалки и др.)

Руководитель обязан не только подготовить обстановку, но и предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей то ли иное настроение. Зная очень шумных и энергичных детей, заранее наметить им роли, чтобы они не мешали поведению игры.


Организация играющих. Разместить играющих на площадке и правильно выбрать место для объяснения игры – перовое важное условие. Прежде всего чем объяснить игру. Необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего они построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра начинается с движениями в рассыпную (типа «Салок»), то можно построит, играющих в шеренгу. Размещать играющих надо быстро, без излишнего использования строевых порядков. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окнам.

Объяснение игры. Объяснение игры проводится не в строю, а когда участники стоят в исходном положении. Рассказ должен быть кратким, логичным, последовательным.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения[3, с.31]:

  • название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);

  • цель игры (определение побудителя);

  • ход игры;

  • роль играющих и расположение их на площадке;

  • правила игры.

Следует помнить, что объяснение игры надо сопровождать показом.
Это помогает лучше понять игру, и после объяснения, у участников не возникнет лишних вопросов. Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы, на которые надо отвечать громко, обращаясь при этом ко всем играющим.

Выделение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:

  1. по назначению руководителя (этот способ используется, когда руководитель еще не знает группы)

  2. способ выбора по жребию (жребий может быть путем «считалки», дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, т.к. он не вызывает у них споров;

  3. по выбору играющих (он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих);

  4. по результатам предыдущих игр.

Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленных задач, условий занятий, характера игры, количества играющих.

Распределение на команды производится различными способами:

  1. по усмотрению руководителя;

  2. путем расчёта (на 1-2);

  3. путём фигурной маршировки или расчёта движущейся колонны;

  4. по назначению капитанов.