Файл: Курсовая работа игра как средство формирования бережного отношения младших школьников к здоровью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В организации командных игр важная роль отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Они непосредственные помощники руководителя, организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.

Помощники, выбранные руководителем, наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

Руководство процессом игры. «Руководство играми составляют очень трудную задачу», - много лет назад писал П.Ф.Лесгафт. Руководитель коллективом играющих, решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации игры – дело непростое, требующее подготовки и опыта.

Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах руки или флажком).

Затем руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия.

В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой.

По ходу игры руководитель может упростить или усложнить отдельные правила (в зависимости от подготовки играющих). Нельзя допускать пререканий, грубой игры. Воспитание выдержки, справедливости. Взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная забота руководителя игры.

Судейство. Большое значение для успешного проведения игры имеют правила. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не соблюдать ее правила. В связи с этим особое внимание следует уделять судейству игр.
Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил, приемов в игре. Следует помнить. Что необъективный судья теряет доверие, авторитет его падает, играющие перестают с ним считаться. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.

Дозировка в процессе игры.

Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки:

  • установление кратковременных перерывов или проведения игры без перерывов;

  • увеличение ил уменьшение количества повторений игры или ее отдельны эпизодов;

  • увеличение или уменьшение общего времени игры;

  • -удлинение ил сокращение дистанций при перебежках, расширение или уменьшение площадки для игры;

  • увеличение или сокращение числа игроков в командах;

  • Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся, от количества участников, их возраста, содержания игры, от места проведения и т.д.

  • Очень важно закончить игру своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно. Так же как и затягивание её. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от неё удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т.д.

  • Неожиданное окончание, непредвиденный конец игры может вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворительное отношение играющих.

  • Подведение итогов игры. Определение результатов игры, выявление ошибок, не верных действий имеет большое воспитательное значение. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведения у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

  • При определении результатов игры надо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке.

  • Необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При разбое лучше усваивается правила, уточняется детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полено привлекать самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.


Заключение


В результате исследования процесса использования подвижных игр для формирования ЗОЖ школьников младшего школьного возраста, был сделан вывод о том, что при систематическом применении подвижных игр в практике учителя, при учете психологических и индивидуальных особенностей школьников в выборе игр, при использовании теории и методики физического воспитания и спорта - подвижные игры оказывают большое влияние на формирование ЗОЖ школьников начальной ступени обучения.

Для младшего школьного возраста характерны значительные изменения в физическом развитии детей. Продолжается рост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела. Особенности психики ребенка этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового, содержания. Недопустимы перегрузки ребенка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением, утомлением. Одной из особенностей ребенка младшего школьного возраста является потребность в движении. В это время закладывается основа всех будущих сложных движений, и чем большим оказывается арсенал возможных сочетаний работы мышц при выполнении одного движения, тем более будет подготовлен ребенок к дальнейшему освоению рабочих или спортивных движений.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Одним из основных элементов образа жизни, определяющих его качество является двигательная активность. В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур и заложить основы здорового образа жизни. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию и является средством увеличения биологических резервов организма.


Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, видом спорта. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей всех возрастов. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Существует методика проведения подвижных игр, направленная на получение максимального оздоровительного эффекта школьников. Она включает следующие важные моменты: подготовка к проведению игры, организация играющих, объяснение игры, выделение водящих, руководство процессом игры, судейство, дозировка в процессе игры, окончание игры, подведение итогов игры.

Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах и др. Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять их и только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач. Также для младшего школьного возраста будут эффективны дидактические и музыкально-ритмические подвижные игры. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проявления личной активности и инициативы, повышают интерес к занятиям физическими упражнениями и мотивирует к ведению здорового образа жизни.

С целью улучшения здоровья детей младшего школьного возраста в систему физического воспитания должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, спортивные праздники, дни здоровья и др.).


Физкультурно-оздоровительная работа планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.

Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, игротерапия, и т.д.). Поэтому наша гипотеза подтвердилась - подвижные игры будут являться эффективным средством формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.


Список использованной литературы



1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изменениями и дополнениями на 2011 год. – М.: Просвещение, 2019. – 48с.

2. Грачев, О.К. Физическая культура: Учебное пособие/О.К. Грачев – М.: ИКЦ «Март», 2021. – 5-10 с.

3.Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов/В.И. Лях, Е.Н. Литвинов. – М.: Просвещение, 2018. – 27-36 с.

4. Ашмарин, Б.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов/Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский. – М.: Просвещение, 2022. – 121-123 с.

5. Курашина, Е.В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие/Е.В. Курашина – М.: Советский спорт, 2018. – 6-10 с.

6.Макаренко, А.С. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/А.С. Макаренко – М.: Просвещение, 2019. – 36 с.

7. Матвеев, П.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры/П.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – М.: Просвещение, 2018. – 13-50 с.

8. Николаев, Г.Г. Введение в физическую культуру/Г.Г. Николаев – К.: Просвещение, 2019. – 30-62 с.

9. Шерстеникина, В.А. Внеклассные работы/В.А. Шерстеникина – М.: Просвещение, 2019. – 21-25 с.

10.Гужаловский, М.А. Развитие двигательных качеств школьников/М.А. Гужаловский – М.: Просвещение, 2020. – 3-6 с.

11.Ушинский, К.Д. Формирование у школьников умение и навыки/К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 2021 – 12-15 с.

12. Калечиц, Т.Н. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися/ Т.Н. Калечиц – К.: Просвещение, 2020. – 10 с.

13. Кукулевсий, Г.М. Физическая подготовленность школьников/Г.М. Кукулевский, Н.Д. Граевская, В.Л. Карпман. – М.: Учебное пособие, 2018. – 20-22 с.