Файл: Курсовая работа игра как средство формирования бережного отношения младших школьников к здоровью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни включает [17, с. 41]:

  • благоприятное социальное окружение;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

  • положительные эмоции.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие [11, с. 7].

Здоровый образ жизни – это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия [12, с. 10].

Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека [11, с. 10].

Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества [11, с. 11].

Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное
, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов [11, с. 12].

Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.


1.3 Особенности организации физической активности младших школьников как основы здорового образа жизни


Младший школьный возраст (6-10 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребенка. К шести годам дети активно осваивают все жизненно важные, в том числе переместительные, движения; их окончательное становление наступает лишь в подростковом возрасте. Продолжается рост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела. Особенности психики ребенка этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового, содержания. Недопустимы перегрузки ребенка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением, утомлением.

В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур и заложить основы здорового образа жизни. Процесс формирования здорового образа жизни младшего школьника и школьника вообще является сложным и противоречивым. Поэтому двигательная активность рассматривается как средство профилактики воздействия отрицательных факторов на здоровье школьников. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию и является средством увеличения биологических резервов организма [4, с. 29].

Одной из особенностей ребенка младшего школьного возраста является потребность в движении. Построение и коррекция двигательного навыка - это ценное смысловое действие, состоящее из целого ряда последовательных фаз, качественно различных, но логически связанных.

В это время закладывается основа всех будущих сложных движений, и чем большим оказывается арсенал возможных сочетаний работы мышц при выполнении одного движения, тем более будет подготовлен ребенок к дальнейшему освоению рабочих или спортивных движений.

Период обучения в начальной школе совпадает с процессом морфофункционального созревания и роста организма ребенка и становления его личности. А двигательная активность способствует, по мнению ученых, совершенствованию нескольких функций организма человека [2, с. 99]:


  • побудительной функции, при которой двигательная активность является врожденной биологической потребностью, удовлетворение которой в определенном объеме и качестве точно так же необходимо, как и любой другой, например, врожденной пищевой.

  • моторной функции, которая является основным внешним проявлением жизнедеятельности организма, включая мыслительную функцию мозга. Благодаря двигательной активности организм взаимодействует как с социальной, так и с внешней биологической средой;

  • творческой функции. Сущность заключается в том, что в цикле обмена веществ «трата – восстановление» двигательная активность приводит к избыточному анаболизму, который служит основой прогрессивного развития организма;

  • стимулирующей функции. Самым главным активатором мозга являются работающие скелетные мышцы. Стимуляция текущей умственной деятельности возможна только благодаря механизму обратной связи проприоцептивной афферентации работающих мышц;

  • тренирующей функции. При систематический занятиях физическими упражнениями повышаются физический и энергетический потенциалы организма человека в целом, вызывая глубинные системные, функциональные, биохимические, структурные преобразования организма через активацию функции генетического аппарата клеток;

  • защитной функции, повышающей иммунитет с помощью систематических физических упражнений, способствующих выработке биологически активных веществ, и «исправлению» дефектов механизмов саморегуляции больного организма, а также повышающих его стрессоустойчивость;

Важную роль на этом этапе играет дифференцированный подход к подбору методов и средств при проведении учебных и внеклассных занятий с учащимися: знание их антропометрических показателей и уровня физического развития. Высокая суммарная нагрузка на организм младшего школьника требует постоянного контроля за состоянием здоровья учащихся и организацией мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем ребенка.

Основными задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются: укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития; успешное развитие двигательных качеств и формирование практических навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности; воспитание морально-волевых качеств; воспитание устойчивого интереса к организованным и
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, помощь в выборе спортивной специализации и оптимального пути развития физического потенциала ребенка, подходящей формы общеразвивающих и спортивных занятий [15, с. 25].

Разнообразные формы физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня младшего школьника способствуют улучшению жизнедеятельности органов и систем организма. Укрепляется и развивается нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы, опорно-двигательный аппарат. В занятиях физкультурой и спортом есть и еще одна важная сторона - воспитательная. Занимаясь спортом, каждый учится ценить дружбу, отстаивать общие интересы, тренирует волю, становится более смелым, решительным и инициативным.

Специфическими задачами физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками являются [15, с. 28]:

1)активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления школьников; 2) содействие улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности; 3)обеспечение общей физической подготовки, направленной на развитие двигательной координации и индивидуальных физических способностей.

Оптимизация физического воспитания в школьном учреждении должна осуществляться в нескольких направлениях. Для формирования личности и коррекции физического развития учеников начальной школы необходимы определенные благоприятные условия: четкое и обязательное выполнение общего учебно-воспитательного режима; реализация в полном объеме программ физического воспитания в школьном учреждении; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости; коррекция и компенсация отставания физического развития и небольших нарушений психомоторики; поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;

Таким образом, приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние