Файл: Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общие сведения о предприятии
2.2 Основные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»
2.3 Пути повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ»
Таблица 2
Сильные стороны | Слабые стороны |
Выдающаяся компетентность известный лидер рынка; наличие инновационных возможностей; связи с потребителями; связи с поставщиками; дешевая рабочая сила | Устаревшая техника и технологии; морально устаревшие модели; отставание в области исследований и разработок; конкурентные недостатки; |
Возможности | Угрозы |
Развитие розничной торговли; заинтересованность иностранных производителей; выход на новые рынки; расширение производства; | Конкуренция местных и иностранных производителей; финансовый кризис правительства; изменение потребностей и вкусов у потребителей; возможность появления новых конкурентов |
Из данных SWOT - анализа можно наглядно представить о положении данного предприятия. Выявлены сильные и слабые стороны данного предприятия и это дает нам возможность оценить и укрепить позиции на рынке.
Самые основные преимущества ОАО «АВТОВАЗ», помогающие ему занимать высокое положение в отрасли отечественного автомобилестроения являются:
) Цена и качество соответствует товару
) Развита система сервиса
) Крупнейший в стране научно- технический центр с полигоном для испытаний автомобилей;
) Высокая концентрация необходимых ресурсов для производства автомобилей.
Самая значимая характеристика организации - это ее взаимосвязь с внешней средой. Внешняя среда никогда не бывает стабильной, поэтому для эффективного функционирования предприятия нужно подробно изучить свою внешнюю среду и быть готовым к каким-либо изменениям в ней и уметь на них реагировать.
Так как продукция ОАО «АВТОВАЗ» реализуется на территории России, а также за её пределами, следовательно, на его деятельность оказывает изменение ситуации в России. Следует отнести некоторые факторы, способствующие снижению объемов сбыта продукции. Такие как, введение различных законодательных актов, которые способствовали запрету ведения деятельности акционерного общества на внешних рынках. Несомненно, экономика также влияет на деятельность данного предприятия, через различные налоги и изменения в экономике страны. Основные показатели, которые подвержены риску это выручка, себестоимость и прибыль.
Безусловно, в любой отрасли есть конкуренты, именно конкурентная среда позволяет развиваться организации. Основными конкурентами ОАО «АВТОВАЗ» является «РЕНО», а также другие представители иностранных компаний.
На сегодняшний день большая часть населения предпочитает покупку поддержанного иностранного автомобиля, нежели новую машину отечественного производства. Корейские и японские производители являются основными конкурентами «АвтоВАЗа».
По объему продаж иностранных марок лидерами являются представители таких компаний как Hyundai -87.457, Toyota-60.636, Ford- 60.654, Nissan- 46.485 и др. Рассмотрим рис. 2.1 (см. приложение 1)
Рис.2.1 Объемы продаж иностранных компаний
По данным Комитета автопроизводителей АЕВ в 2014 году в России продано около 2, 5 миллионов новых автомобилей, и это составило на 11% меньше по сравнению с 2013 годом.
На первом месте LADA, вслед за ней занимает лидирующие позиции KIA, продавшая 195, 8 тыс. автомобилей, Renault - 193,5 тыс. и Hyundai- 178,7 тыс.
Примечательно, что десятку лидеров продаж составляют автомобили местного производства. Рассмотрим рис.2.2 (см. приложение 2)
Рис.2.2 Динамика продаж в России
Основным заказчиком «АвтоВАЗа» был и есть потребитель. Все те направления, которые происходят в данной компании, направлены на удовлетворение потребностей владельцев автомобилей «LADA». Потребителями являются как юридические лица, покупающие автомобили для их использования внутри собственной организации, так и физические лица для личного использования.
Продукция поставляется в страны Ближнего Востока, Латинской Америки. Парк автомобилей «LADA» в Росии составляет около 8 млн., а во все мире около 12 млн. штук.
Основными потребителями продукции ОАО «АВТОBАЗ» на внешних рынках являются:
в странах СНГ - Украина, Азербайджан, Казахстан;
в странах Европы и Дальнего зарубежья - Турция, Франция, Греция, Египет, Болгария;
в странах Балтии - Литва.
На российском рынке продажи за 2010 год ОАО «АВТОВАЗ» составили 37 138, за 2011 год 23 952. Произошло резкое снижение продаж вследствие экономического кризиса. Объемы продаж ОАО «ГАЗ» также сократились с 1 780 до 290. Рис. 2.4 (см .приложение 3)
Рис.2.4 Продажи
Страны лидеры по продажам новых автомобилей в 2014 году и в 2013 году. Рис.2.4 (см. приложение 4). Первое место по объему выпуска автомобилей занимает Китай. Его показатели по сравнению с 2013 годом увеличились. Следующие лидирующие позиции занимает США и Япония. Их объем продаж по сравнению с 2013 годом также увеличился. Россия находится на 7 месте и ее объем продаж по сравнению с 2013 годом сократился.
Рис.2.4 Страны лидеры по объему продаж
Для поставки комплектующих материалов на ОАО «АВТОВАЗ» задействовано более 1000 предприятий по всей России. Сегодня они обладают всем необходимым для производства около 30 000 автомобилей в год.
Отношения с поставщиками играют важную роль при производстве автомобилей. Именно на этих отношениях завязана себестоимость продукции, качество, срок изготовления и также влияет на эффективность самого производственного процесса.
У ОАО «АВТОВАЗ» достаточно широкий круг поставщиков. У него помимо своих поставщиков из России, также имеются другие поставщики из других стран, с которыми он сотрудничает.
Оборудование поставляется ведущими западными фирмами:
КАВАСАКИ (Япония),
КУКА (Германия),
КОМАУ (Италия) и др.,
также Россией и странами ближнего зарубежья.
Лучшими поставщиками из Росиии Для ОАО «АВТОВАЗ» за 2010 год стали:
ЗМЗ-ПОДШИПНИКИ, Г. ЗАВОЛЖЬЕ
АКОМ, Г. ЖИГУЛЕВСК
СИМЕНС ФДО АУТОМОТИВ, Г. МОСКВА
"АВАНГАРД", ТОЛЬЯТТИ
ХИМФОРМ, Г. БАЛАКОВО
2.2 Основные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»
Проблемы нашего отечественного производителя, такого как ОАО «АВТОВАЗ», волнуют многих из нас. Какого его положение сегодня? Сможет ли оно выдержать конкуренцию иностранных компаний, которые стремительным образом проникают на российский рынок. Стоит ли направлять определенные силы для борьбы с иностранными компаниями или, наоборот, снизить барьеры для них, с целью увеличения и привлечения инвестиций иностранных компаний.
ОАО «АВТОВАЗ» является одним из крупным представителем российского автопрома, но даже у него, есть проблемы, несмотря на обладание конкурентными ресурсами с российскими компаниями, и справиться с ними будет не очень просто, но возможно.
Анализируя российский автомобильный рынок можно выявить определенные тенденции, угрозы, а также перспективы дальнейшего развития и на чем именно нужно специализироваться в ближайшем будущем.
Неэффективное использование средств является главной проблемой АвтоВаза. Эта проблема, несомненно, связана с менеджментом, т.е. с вопросами управления предприятия.
Основные проблемы:
ОАО «АВТОВАЗ» обладает незначительно высоким качеством сборки автомобилей.
Модельный ряд устарел и не соответствует западным тенденциям
Производительность труда мала
Нет дополнительных финансовых средств
Обладает резервами, которые не используют для своего дальнейшего развития
Невысокое качество
Проблемы сборки
Жесткая конкуренция с иностранными компаниями
Таким образом, рассмотрев проблемы данного предприятия, можно сделать вывод, что дальнейшее развитие и устранение конкурентоспособности компании возможно при решении данных угроз. Рассмотрим их более подробно и найдем пути повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ».
2.3 Пути повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ»
Проведя анализ по проблемам данной компании можно составить основные цели для данной компании, рассмотрим рис. 2.5
Рис.2.5 Цели
Установить финансовую стабильность можно путем создания с иностранными компаниями предприятия, а также освоить новые технологии.
Расширить рынки сбыта и усовершенствовать модели.
Так как данная компания имеет большое количество конкурентов с западными производителями, то ее политика по стимулированию конкурентоспособности должна усилить в первую очередь, контроль за качеством выпускаемой продукции, провести какие-либо изменения и минимизировать издержки, потом выйти на новые мировые рынки и заключить договора с различными поставщиками, и попытаться приобрести доли акций для дальнейшего стимулирования производства.
На сегодняшний день, автомобильный рынок характеризуется предпочтением иностранных иномарок и для того, чтобы успешно с ними конкурировать в первую очередь нужно снизить цену, причем при очень приличном качестве выпускаемой продукции.
Официальных данных по поводу того, что отечественные автомобили обладают ужасным качеством нет, но из неофициальных источников получено, что отечественные производители используют бракованные запчасти, не соблюдают технологию сборки, а также экономят на качестве комплектующих. Поэтому для увеличения спроса «АвтоВАЗу» необходимо достичь международных стандартов, которые включают в себя качество сборки автомобилей, надежность, безопасность и комфорт.
Нужно увеличить спрос на продукцию, т.е. нужно уделить огромное внимание рекламной деятельности. Можно провести различные мероприятия такие как: акции, скидки, различные бонусы. Усовершенствовать модели, прежде узнать предпочтения потребителей. Можно провести различные мониторинги и опросы.
Следует уделить внимание высококачественным технологиям тем самым увеличить вклады в НИОКР и НИР. Модернизировать устаревшее оборудование, сотрудничать с различными международными компаниями с целью обмена опытом. Привлечь дополнительные финансовые средства и крупных инвесторов.
Создать все возможные условия для рабочих, а также направить их и стимулировать на улучшения качества продукции. Повысить квалификацию рабочих. Создать социальные гарантия, привлечь молодых специалистов, а также создать безопасные условия труда.
Таким образом, необходимо выбрать такую стратегию дальнейшего развития, при которой затраты были бы минимальными и срок исполнения не затягивался со временем.
Заключение
Проведенный выше анализ доказывает нам актуальность и особое значение изучение конкурентов. Успех любой деятельности зависит от маркетинговой политики предприятия и от детального знания ситуации на рынке, а также изучение поведения наших конкурентов дает влияет огромную роль на дальнейшее развитии компании. Правильно подобранная стратегия при изучении конкурентов дает возможность превзойти собственных конкурентов.
Нужно исходить из требований рынка, т.е. из желаний потребителей. Изучение конкурентов позволяет выявить как сильные, так и слабые стороны, тем самым это дает возможность стимулирования собственного предприятия, тем самым повышая конкурентоспособность.
В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы конкуренции. Был проведен анализ предприятия: оценка слабых и сильных сторон ОАО «АВТОВАЗ». Сильные стороны - это низкие цены и их обслуживание. Слабые стороны - это старые технологии.
Тем самым, «АВТОВАЗ» имеет достаточно шансов, чтобы удержать немалую долю рынка. Но для этого нужно провести ряд реформ, способствующие увеличению конкурентоспособности автомобилей.
Соответственно, меры нужно принимать в ближайшее время, иначе отставание от иностранных конкурентов будет только нарастать. Данная задача не простая и требует дополнительных финансовых вложений. Ключевым фактором для достижения успеха являются инновации. Развитие маркетинговой программы, создание высококвалифицированных кадров приведет к увеличению спроса на данный товар.