Файл: Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общие сведения о предприятии
2.2 Основные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»
2.3 Пути повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ»
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Факультет ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Курсовая РАБОТА
на тему
«Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения»
Выполнил
Студент группы ЭЭ-206(2 КУРС)
Студенческий билет № 1032141104
Сафиуллина Э. И
Руководитель
Ст. преп. Кореневская А.В.
Москва 2015
Введение
На сегодняшний день понятие «конкурентоспособность» является одно из наиболее употребляемых слов в научной литературе. В современных экономических условиях действие и функционирование каждого хозяйственного субъекта занимает внимание широкого круга участников различных рыночных отношений. В условиях развивающихся экономических отношений данная тема является актуальной. Конкуренция предоставляет возможность повысить эффективность предприятия, а также оценить финансовое состояние как своего предприятия, так и конкурентов.
Конкурентоспособность - это решающий фактор успеха на рынке товаров и услуг. Изучение конкурентоспособности дает четкое представление о недостатках и позволяет разработать эффективные методы для устранения данной проблемы. Анализ оценок конкурентоспособности является основанием для создания более эффективного планирования различны процессов на предприятии, опираясь на результаты исследования.
Успех деятельности фирмы во многом зависит от способности выдерживать конкуренцию с другими предприятиями, которые действуют в том и том же сегменте рынка и производят одинаковую продукциюИ главным результатом является - это максимизировать собственную прибыль. Соответственно, если основной целью деятельности предприятия является максимизация прибыли, то достижение высокой конкурентоспособности служит средством достижения поставленной цели.
На сегодняшний день происходит усиление конкуренции, именно из-за этого каждый предприниматель стремится найти новые инструменты и рычаги для повышения конкурентоспособности.
Предметом исследования данной работы является анализ деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» и оценка его состояния на рынке и, собственно, оценка конкурентоспособности.
Целью работы является выяснить сущность конкурентоспособности предприятия, рассмотреть виды, методы, конкурентной борьбы.
Исследовать конкурентов своей организации, выявить недостатки и найти решения, для повышения конкурентоспособности данного предприятия.
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
В условиях рыночной экономики каждая фирма, изучая потребителей, не должна забывать о своих конкурентах. Необходимо довольно точно оценивать и изучать конкурентную среду в которой действует данная организация.
Существует несколько определений понятия «конкуренция». Конкуренция- борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
А. Смит трактовал конкуренцию как «невидимая рука» рынка, координирующая деятельность его участников. Данное понятие многозначно, это - соперничество и способ существования капитала, а также конкуренция выступает в роли регулятора общественного производства.
Конкурентоспособность предприятия - это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкуренции. Каждое предприятие для своего нормального функционирования должно объективно оценивать динамику спроса как в настоящее время, так и на будущее. Производство продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей по отношению цена - качество. На основе инноваций проводить эффективную политику для своего предприятия и выявлять стратегии дальнейшего развития и уметь планировать дальнейшую деятельность. Создать высокий кадровый персонал для готовности к освоению более значимых технологий.
Качество специалистов проявляется в их деятельности: в способности обнаруживать рыночные элементы для развития конкурентных преимуществ фирмы на рынке. Реализация данных качеств дает предприятию возможность опередить своего конкурента и ускорить НТП.
На сегодняшний день, компаниям нужно соблюдать определенные правила рынка для выживания в конкурентной борьбе: обеспечить потребителя качественным и более-менее приемлемой ценой товара. Данное требование стимулирует субъектов рыночного хозяйства охватить внимание покупателя и создать благоприятные условия для увеличения спроса на их продукцию. Выявляя конкурентные преимущества по сравнению со своими конкурентами организации занимают определенную конкурентную позицию на рынке, тем самым данная позиция отражается в выбранной стратегии развития компании.
Победа в конкурентной борьбе - итог постоянных усилий. В данных условиях победителем является тот, кто при наименьших издержках произведет товар наибольшего качества. Конкуренция направлена на понимание нужд потребителя, знание о развитиях и тенденциях рынка, а также предвидение о действия конкурентов.
1.2 Виды и методы конкуренции
На сегодняшний день существо много различных критериев классификаций конкуренции. На рис.1.1 показана самая популярная классификация по состоянию рынка и способам соперничества:
Рис.1.1 Классификация конкуренции
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую. В первом случае цена играет важную роль, так как от цены зависит спрос. Ценовая конкуренция приемлема для фирм аутсайдеров в борьбе с монополиями. Более того, ценовые методы используются для продвижения новых товаров на рынок, а также для улучшения проблем сбыта.
Неценовая конкуренция характеризуется более высокой ценой товара нежели у конкурента. Эти фирмы выпускают товар более высокого качества. Для неценовой конкуренции на первом плане высокая надежность, дизайн и прочее. Например, для большинства американских покупателей хорошо зарекомендованный автомобиль японского производства будет иметь больший спрос нежели покупать аналогичную машину собственного производства, и они готовы переплатить 1 - 3 тыс. долларов за эту машину. Продукция высокого качества на рынке имеет важную роль для конкурентной борьбы на рынке.
К числу неценовых методов относят предоставление большего комплекса услуг. Предотвращение загрязнение окружающей среды, бесплатное сервисное обслуживание и другие аналогичные улучшенные методы.
Сегодня с огромным влиянием на потребителей средств массовой информации, реклама является одним из самых основных методов ведения конкурентной борьбы. С её помощью до покупателя не только доносится информация о данном товаре, но еще и формирует доверие, тем самым повышает спрос на данный товар. Именно реклама влияет на мнение людей об определенном товаре, как в лучшую сторону, так и в худшую.
Еще одним методом неценовой конкуренции является дифференциация продукции. То есть расширение своего производства путем предложения различного ряда типов стилей, марок данного продукта. Также фирма может усовершенствовать свой товар и именно это дает огромный плюс перед конкурентами.
Также существуют незаконные методы неценовой конкуренции, к ним относятся:
. Промышленный шпионаж
. Переманивание специалистов
. Поддельные товары
. Махинации с деловой отчетностью
. Скрытие дефектов
Конкуренция может осуществляться только при определенных условиях на рынке. И разные виды конкуренции зависят от этих условий на рынке. Основные показатели это:
. Количество фирм
. Дифференциация товаров
. Свобода схождения предприятия на рынок и выхода из него
. Доступность информации
. Контроль над рыночной ценой
. Сектор экономики, в котором преобладает данная структура
Существуют четыре основные конкурентные структуры: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и чистая конкуренция таблица 1.
Таблица 1. Характеристика различных типов рынка
Параметры | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество фирм производящих продукт | Много независимых фирм; нет контроля по рынкам | Много фирм, производящих сходные товары/услуги | Несколько фирм, производящих товары/услуги | Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами | Нет. Цены определяются рынком | Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние ценового лидера | Практически полный контроль |
Товарная дифференциация | Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству | Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка | Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных | Нет |
Лёгкость входа | Относительный лёгкий вход и выход | Относительный лёгкий вход и выход | Трудный. Часто требует больших инвестиций | Очень трудный |
Пример | Рынок ценных бумаг | Наиболее распространенный вид конкурентной среды | Автомобили, бензин | Электроэнергия, газ |
В данной работе я рассматриваю автомобильный рынок, это машиностроительный сектор экономики, который относится к олигополии. Рассмотрим деятельность конкуренции на конкретном примере ОАО «АВТОВАЗ», найдем проблемы и пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
1.3 Функции конкуренции
Рассмотрев сущность конкуренции, рассмотрим её роль на рынке. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции рис. 1.2
Рис.1.2 Функции конкуренции
Рассмотрим каждую из функции более подробно.
Регулирующая функция способствует установлению равновесной цены на рынке тем самым устанавливает равновесие между спросом и предложением, т. е создается компромисс между производителем и покупателем.
Аллокационная функция, выражается в эффективном размещении самих факторов производства. В первую очередь выступают такие факторы как труд, земля и капитал. Соответственно, они размещаются в тех местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции служит обусловливается появлением нововведений, которые опираются на достижение научно-технического прогресса и увеличение эффективности производства.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. Ведь в конкурентной борьбе участвуют огромное количество фирм и многие из них только начинают свою хозяйственную деятельность и не имеют достаточного капитала и других ресурсов, и они не могут устоять конкуренцию своим соперникам.
И лишь немногие из них расширяют свое производство и становятся конкурентоспособными, наращивая свою экономическую мощь.
конкурентоспособность оценка рынок
Глава 2. Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общие сведения о предприятии
ОАО «АвтоВАЗ»- крупнейшее, а России предприятие по выпуску автомобилей и запасных частей к ним. Кроме примерно 2700 автомобилей, выпускаемых на главном конвейере ОАО «АВТОBАЗ», его сборочные предприятия изготавливают более тысячи машин популярной российской марки. По объему производства ОАО "АВТОВАЗ" входит в двадцатку ведущих мировых автомобильных компаний.Для более наглядного представления о положении данного предприятия рассмотрим SWOT-анализ таблица 2.