Файл: История возникновения уголовной ответственности за мошенничество в России и за рубежом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Говоря об изменениях, произошедших в 2016 г., необходимо вспомнить – как это все начиналось. Как известно, Конституционный Суд РФ пришел к заключению о несоответствии положений ст. 159.4 УК РФ Конституции РФ «в той мере, в какой эти положения устанавливают за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если оно совершено в особо крупном размере, несоразмерное его общественной опасности наказание»1. В течение шести месяцев со дня провозглашения Постановления КС РФ от 11.12.2014 № 32-П санкции ст. 159.4 УК РФ так и не были приведены в соответствие с упомянутым судебным актом, и ст. 159.4 УК РФ утратила силу с 12 июня 2015 г. Тем не менее законодатель посчитал необходимым вернуться к регламентации уголовной ответственности за «предпринимательское» мошенничество в самостоятельных нормах. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 3232ст. 159 УК РФ была дополнена ч. 5, 6 и 7 о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности, содержащими соответственно основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы данного преступления.
В отличие от ранее действовавшей ст. 159.4 УК РФ, основание уголовной ответственности за «предпринимательское» мошенничество регламентировано более удачно с точки зрения законодательной техники. Четко обозначена сфера действия ч. 5, 6 и 7 ст. 159 УК РФ - договорные отношения между субъектами предпринимательской деятельности. В примечании 4 к ст. 159 УК РФ указано: «Действие частей пятой - седьмой настоящей статьи распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации».
Некоторый положительный зарубежный опыт относительно рассматриваемого преступления, по нашему мнению, был бы полезен УК РФ. Среди примеров грамотных позиций иностранных уголовных законов, по нашему мнению, можно отметить следующие: злоупотребление доверием как самостоятельное преступление, исключение термина «хищение» из состава мошенничества, и иные, упомянутые в § 2 гл. 1.
В качестве общего вывода по параграфу отметим, что введенная 29.11.2012 года система специальных видов мошенничества, является непродуктивной, но есть и положительные тенденции,направленные на конкретизацию и приведение в порядок данных отношений. Аргументировано раскритикованный правовыми отделами Государственной Думы РФ и Правительства РФ, но все же принятый впоследствии, законопроект, естественно, не мог заслужить похвал и в доктрине уголовного права. Представляется, что с задачей разъяснения правоприменителю правовой нормы о мошенничестве вполне успешно могли справиться высшие судебные инстанции РФ. Положительной динамикой, разъясняющей некоторые моменты правоприменения, можно назвать
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»1.
Правоприменительная практика на сегодняшний день отражает тенденцию ужесточения2 уголовной политики борьбы с мошенническими деяниями в свете появления специальных видов мошенничества и увеличения крупного и особо крупного размеров имущественного вреда как их квалифицирующих признаков. В тоже время, действующее законодательство пока отступает от тенденции унификации уголовной ответственности за имущественные обманы, аправоприменителю сложно применять ст. 159 УК РФ к новым формам мошенничества вследствие слабо выработанной практики. Считаем, что перспективным является направление совершенствования исследуемого общего состава преступления в ракурсе расширения его формулы: обманные действия виновного – заблуждения потерпевшего – имущественный ущерб потерпевшего, а также в унификации мошеннических посягательств.
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика мошенничества
2. 1. Юридический анализ объективных признаков мошенничества
Изначально следует оговориться о том, что рассмотрению в данной главе будет подлежать главным образом состав мошенничества, предусмотренный ч. 1 ст. 159 УК РФ. Во-первых, потому что сам законодатель, дополняяуголовный закон ст. 159.1-6, указал в пояснительной записке к соответствующему законопроекту о том, чтодействующая редакция статьи 159 УК РФ охватывает все случаи хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием1. Во-вторых, специальные виды мошенничества имеют в большинстве своем объективные и субъективные признаки относительно основного состава данного преступления, различаясь лишь некоторыми из них исходя из конкретной сферы общественных отношений.
Мошенничеством, исходя из уголовного закона России, признается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.Традиционно объект любого преступления определяют как общественные отношения, на которые направлено преступное посягательство2. Мошенничество имеет родовой объект – раздел 8 УК РФ (общественные отношения в сфере экономики), видовой объект – глава 21 УК РФ (общественные отношения, складывающиеся по поводувладения, пользования, распоряжения объектом собственности), а также непосредственный объект – статья 159 УК РФ (общественные отношения по владению, пользованию или распоряжению конкретным имуществом или правами на него). В тоже время, в науке уголовного права ставится под сомнение характеристика видового объекта мошенничества, в связи с тем, что ущерб может быть причинен не только собственнику, но и иному владельцу соответствующего имущества3. Данная позиция вполне аргументирована, так как полностью согласуется с примечанием 1 к ст. 158 УК РФ, описывающее признаки хищения.
Предметом преступного посягательства согласно ст. 159 УК РФ является имущество либо права на него.Из чего мы видим, что данная норма права имеет два предмета преступления.
К определению понятия имущества в теории уголовного права сформировались различные подходы. При этом в качестве его обязательных признаков выделяют:
-
физический, т.е. предметом хищения могут выступать материальные объекты; -
экономический, раскрывающий то, что как и всякое имущество, в предмет должен быть вложен труд человека, вследствие чего он подвергается определенной переработке и приобретает потребительскую и меновую стоимость; -
юридический, указывающий на то, что для виновного имущество должно быть чужим, находясь при этом в законном владении какого-либо лица1.
Данные признаки, на наш взгляд, верно характеризуют имущество, но возможно ли их применить и относительно имущественных прав?
Анализируя предмет мошенничества следует разобрать объем понятия «имущество». В соответствии со ст. 128 ГК РФ2 данное понятие включает в себя вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также имущественные права. В литературе отмечается, что широкое понимание имущества в качестве предмета преступлений против собственности, включающее в себя среди прочего и имущественные права (в том числе и обязательственные), влечет за собой столь же широкое понимание формулы «приобретение права на имущество». Таковым считается получение имущественных прав, связанных не только с владением, пользованием и распоряжением имуществом, но и имущественными требованиями, возникающими между участниками гражданского оборота, т. е. с приобретением любых гражданских прав, имеющих экономическое содержание, включая имущественные права на работы, услуги, результаты творческой деятельности1.
Н.А. Лопашенко отмечает, что уголовно-правовое и гражданско-правовое понятие имущества далеко не тождественны2. Как нам видится, применение в данных институтахправа одинаковых юридических терминов с не совсем одинаковым содержанием не всегда положительно сказывается на правильном толкованиии применениинорм права. Видится более логичным, что термину имущества в уголовном праве необходимо базироваться на положениях гражданского закона, так как преимущественно данные отношения регулируются гражданско-правовыми нормами.Уголовное право, осуществляя охранительную функцию позволяет нормально функционировать и осуществлять отношения собственности и другие имущественные отношения, поэтому оно должно основываться на том понятийном аппарате, который используется в гражданском праве, а термин «имущество» должен исходить из ст. 128 ГК РФ.
Более правильной и отвечающей современным реалиям борьбы с такими преступлениями, как мошенничество, представляется точка зрения С.М. Кочои, который не противопоставляет понятия«имущество» и «право на имущество» и предлагает исключить последнее, поскольку оно охватывается первым3.
По нашему мнению, хищение подразумевает в себе изъятие у потерпевшего не только вещей (непосредственно какой-либо предмет), но и имущественных прав, носящих обязательственный и вещный характер, так как пострадавший от преступных действий несет ущерб в виде лишения возможности права предъявления третьим лицам требований о выполнении работ, услуг и т.д., которые он мог использовать в своих целях.
Важные разъяснения об объективной стороне мошенничества дает Верховный Суд РФ4, отмечая, что мошенничество в отличие от иных смежных составов, предусмотренных гл. 21 УК РФ, представляет собой хищение, совершаемое путем обмана или злоупотребления доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо, либо уполномоченный орган власти передают имущество или право на него другим лицам, либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другим лицам.Состав преступления мошенничества является сложным, поскольку рассматриваемое преступление с объективной стороны характеризуется двумя действиями. В соответствии с данной нормой, содержащейся в ч. 1 ст. 159 УК РФ, такими действиями являются: 1) хищение чужого имущества; 2) приобретение права на чужое имущество.
Характеристика хищения чужого имущества дана в ч. 1 примечания к ст. 158 УК РФ,основным признаком которого является«изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц». Под изъятием понимается «физическое обособление имущества от принадлежащей законному владельцу имущественной массы, в результате которого владелец теряет контроль (возможность контроля) над этим имуществом»1. При хищении изъятие всегда сопровождается обращением чужого имущества в пользу виновного или других лиц. Для обращения чужого имущества характерно не перемещение предмета хищения в материальном мире, а незаконное оформление документов о переходе права на имущество виновному, иным лицам2.
Важно отметить, что употребление в ст. 159 УК РФ термина «хищение», который, как справедливо уже замечалось в литературе3, не соответствует получению виновным имущества посредством обмана и может привести к коллизии мошенничества, например, с кражей. Ведь хищение означает обращение, изъятие чужого имущества в пользу виновного или третьих лиц, причем тайное или открытое, вопреки согласию владельца. Между тем как мошенничество предполагает добровольную передачу имущества или уступка права на него лицом, введенным в заблуждение.
Приобретение права на чужое имущество проявляется в добровольной, но обусловленной обманом или злоупотреблением доверием, передаче виновному указанного права собственником или лицом, в законном обладании которого оно находится. Способом передачиданного права может быть либо его документальное оформление, либо бездокументальное, когдауказанное право и соответственно его передача не нуждаются в письменном оформлении.Мошенничество, может быть свершено с использованием одного из двух альтернативных способов:путем обмана или злоупотребление доверием.
Обман - весьма непростой термин, его оценка существует равно как в юридической, так и в психологической и общефилософской литературе, однако, его отсутствие в ст. 159 УК РФ является большим минусом. Анализ обмана как способа мошенничества невозможен без определения, во-первых, его понятия и соответственно содержания, во-вторых, его форм.Мошеннический обман реализует один человек - обманщик, а другой - потерпевший, вводится в заблуждение либо поддерживается в нем. Первый заведомо говорит ложь, искажает истину, либо умалчивает об подлинных фактах действительности, чтобы второй оценил эту ложь за правду либо утвердился в своих неверных доводах.Целесообразно законодательно закрепить формулу мошенничества, включающую «обман-заблуждение потерпевшего-передачу имущества или права на имущество». Данное введение, как представляется, поможет правоприменителю грамотно толковать указанную норму права.Также важно, что потерпевший является живым лицом, в ином случае квалификация преступления должна производиться по иным статьям гл. 21 УК РФ. Например, состав мошенничества отсутствует при хищении чужих денежных средств путем использования заранее похищенной или поддельной кредитной (расчетной) карты, если выдача наличных денежных средств осуществляется посредством банкомата без участия уполномоченного работника кредитной организации. В этом случае содеянное следует квалифицировать по соответствующей части статьи 158 УК РФ.
Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям1.
Отечественное уголовное законодательствотолько в примечании к ст. 187 УК РСФСР 1922 г.рассматривало определение обмана.Данная норма закрепляла, что«обманом считается как сообщение ложных сведений, так и заведомое сокрытие обстоятельств, сообщение о которых было обязательно»1. Можно отметить, что на сегодняшний момент указанное определение абсолютно не утратило актуальности.Формы мошеннического обмана развиваются ежедневно, что обусловлено объективными и субъективными причинами. Первыми являются следующие:появление и формирование новых социально-экономических условий.Среди субъективных извечных причин выделяется стремление мошенников обогатиться, используя пробелы в законодательстве относительно зарождающихся общественных отношений (например, в части пользования услугами сети Интернет) и применяяихк потерпевшим, причем реализуявесь запас своей фантазии.