Файл: Лекция 4 Основы конституц.строя РК.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г


КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН






Лекция


Тема: «Основы конституционного строя Республики Казахстан»




Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.






























Караганда 2008

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.














































Тема: Каждое государство имеет определенный строй (устройство). Т.е. характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Устройство государства характеризуется определенными отношениями (экономическим, политическими, социальными), которые лежат в основе этого строя.


Цель лекции: сформировать у студентов представление о конституционном строе Республики Казахстан, его основных элементах.


План лекции:

1. Понятие конституционного строя и его элементы

2. Суверенитет, республиканская форма правления, народовластие 

3. Светский характер государства, верховенство права, социальный характер государства, унитарность, политический и идеологический плюрализм

4. Права и свободы человека и гражданина – высшая ценность




1. Конституционный строй – это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства. К основам конституционного стоя относятся: суверенитет, республиканская форма правления, народовластие, светский характер государства, верховенство права, социальный характер государства, унитарность, политический и идеологический плюрализм, права и свободы человека и гражданина как высшая ценность государства

Глава 1 закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной: определяет сущность государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах, указах Президента или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя.

Основы конституционного строя Казахстана состоят из трех групп норм:

  1. регламентирующих деятельность государства и его органов;

  2. определяющих правовое положение личности в;

  3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.


Основы конституционного строя закрепляют форму как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета. Закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть, социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в РК идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”.

Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Принципиально важным является провозглашение государства в качестве правового.

Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.


В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования, нежели свершившимся фактом.


2. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях

Признаки суверенитета

  1. единство и неделимость территории

  2. неприкосновенность границ

  3. невмешательство других государств во внутренние дела.

Экономическая основа суверенитета – владение территорией, материальными ресурсами

Политическая основа – наличие достаточно развитой организации политической власти

Правовая основа – наличие системы внутреннего законодательства и действие международного права.

3) всеобщность. Государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории

4) наличие публичной власти, отделенной от общества (государство и гражданское общества)

5) территория, фиксирующая границы государства

6) монополия на правотворчество. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы, обязательные для общества

7) право на взимание налогов и сборов с населения

С обретением суверенитета РК с 1991 года Казахстан является республикой с президентской формой правления. 21 мая 2007 года в своем выступлении Президент РК Е.А.Назарбаев в своем выступлении на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан отметил, что одним из вопросов, который обсуждался в ходе общеполитической дискуссии в стране - был вопрос о перераспределении властных полномочий и ответственности, повышении роли Парламента и.о передаче отдельных полномочий Главы государства Парламенту.

Необходимость строительства с нуля казахстанской государственности и рыночной экономики, развития впервые в нашей истории либеральной политической системы требовала решительной консолидации общества. Поэтому Президент взял на себя всю ответственность за происходящее в стране, и это было необходимо.

Но сегодня, когда заданы все важнейшие параметры процесса модернизации страны, есть смысл перераспределить некоторые обязанности и ответственность между Президентом и Парламентом. Президент предложил пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Это практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую.