Файл: Лекция 4 Основы конституц.строя РК.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с действующей Конституцией страны Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип не потерял своей актуальности в процессе модернизации нашей политической системы. Он, по мнению большинства казахстанцев, должен оставаться незыблемым и на новом этапе демократических преобразований в Казахстане. 

Были выработаны соответствующие предложения по расширению полномочий и ответственности палат Парламента за реализацию задач нового этапа развития Казахстана.

Принято предложение Госкомиссии увеличить численность Сената, за счет увеличения президентской квоты, которая теперь увеличивается с 7 до 15 депутатов. Часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народа Казахстана.

Предложено наделить Сенат таким новым полномочием как выполнение функций Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.

Предлагается, чтобы с Сенатом согласовывалась кандидатура на должность Председателя Национального банка. Такой подход отвечает принципу самостоятельности Нацбанка при реализации денежно-кредитной политики государства.

Численность Мажилиса предлагается увеличить до 107 депутатов. 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народа Казахстана, избираемых согласно закону. Это необходимо для учета интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества.

Таким образом, численность депутатов Парламента увеличивается на 38 человек и составит 154 депутата.

Предложено установить ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед всем Парламентом для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности; усилить полномочия Парламента по эффективному контролю за деятельностью Правительства.


В соответствии со ст. 1 Конституции РК Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это значит, что народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока их полномочий. Государство создает возможность для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и национальности, право на объединения и т.д.

Конституцией определяются две основные формы народовластия в: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на республиканском уровне, уровне субъектов, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в


Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, избирается Президент

Процессы политической либерализации немыслимы без развития гражданского
общества. В свою очередь, развитие гражданской инициативы невозможно без
укрепления сети неправительственных организаций и профессиональных союзов.

Для обеспечения участия казахстанских НПО в решении социально значимых проблем были приняты Закон «О государственном социальном заказе» и «О социальном партнерстве в Республике Казахстан». Они направлены на формирование новой модели отношений в сфере социальной политики, создание устойчивой и эффективной системы отношений между государством и общественным сектором.

Политическая модернизация предполагает повышение роли средств массовой информации, обеспечение гарантий независимости редакционной политики СМИ и защиты прав журналистов.

В то же время средства массовой информации должны чувствовать свою роль в процессе демократизации и свою ответственность перед обществом и действовать исключительно в правовом поле. Именно таких принципиальных подходов придерживается государство, разрабатывая и принимая законы по вопросам информационной политики.

На информационном пространстве Казахстана сегодня доминируют частные СМИ - и это результат наших демократических устремлений. Укрепляя гарантии свободы СМИ, надо всегда помнить: слово сегодня может вести созидательную работу, мобилизовать людей на решение насущных задач и укреплять стабильность в стране. Но может и дестабилизировать общество. Поэтому свобода слова в любом демократическом государстве не означает бесконтрольности, не отменяет ответственности СМИ перед обществом.

3. Республика Казахстан утверждает себя светским государством. Это значит, что в стране религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства, не существует обязательной государственной религии, запрещено создание партий на религиозной основе, каждый имеет право на свободу совести, т.е. право исповедовать любую религию, переходить от одной религии в другую или не исповедовать никакой религии.

Обязательное соблюдение законов непосредственно вытекает из ст. 34 Конституции РК, в которой отмечается: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и досто­инство других лиц». Верховенство закона обеспечивает охрану прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц, наделенных правом применять нормы уголовного права. К этому обязывает ст. 9 Закона РК «О государственной службе»: «Государственные служащие обязаны …обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры».


Верховенство права выступает в качестве одного из основных демократи­ческих принципов организации и функционирования об­щества и государства. Это означает, что все действия, которые совершаются в обществе и являются объектом правового регулирования, должны осуществляться в точ­ном соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Верховенство права органически включает в себя развитую систему прав и свобод граждан, последовательное демок­ратическое их содержание, неразрывную связь с граждан­скими обязанностями и, наконец, практическую реализацию указанных прав и свобод.


Социальные права человека – одна из категорий конституционных прав, определяющая возможность получения от государства или при помощи государства благ в сфере социального обеспечения, охраны здоровья, образования вне рыночных отношений.

Реализация данных прав непосредственно связана с государственным перераспределением национального дохода. Важнейшим основанием выделения социальных прав человека как самостоятельной категории прав является то, что они предполагают возможность человека получить указанные блага не через рыночные механизмы, а через механизм государственной перераспределительной политики.

Таким образом, в перечень социальных прав человека можно отнести:

- право социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям, обеспечение права на минимальный размер пенсии (ст. 28 Конституции РК);

- право на бесплатное среднее образование (ст. 30);

- право на создание условий для обеспечения граждан жильем, на предоставление жилища указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 25);

- право на охрану здоровья (ст. 29).

Как и экономические права, социальные права также неоднородны. Если право на социальное обеспечение связано исключительно с благополучием конкретного лица, то право на образование и охрану здоровья выходят далеко за рамки индивидуального благосостояния и определяют перспективы развития всего общества

Унитарное государство – форма государственного устройства, которая не имеет в своем составе автономий, т.е. других каких-либо государственных образований, с единой Конституцией, единой системой права, единым гражданством, парламентом, правительством, системой исполнительных органов и суда, подразделяет свою территорию на административно-территориальные единицы.

Единство государственной власти в РК обеспечивается президентом, являющимся главой государства и его высшим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом.


В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (п.1. ст.5 Конституции). Политическое многообразие (плюрализм) – это свобода политических мнений и политических действий, сто предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существование многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

Политический плюрализм – это не только возможность состоять в любой. действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия.

Идеологическое многообразие – это свобода идеологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.

Экономический плюрализм – в РК признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

Согласно изменениям, внесенным в Конституции 21 мая 2007 года, выборы депутатов Мажилиса будут осуществляться по пропорциональной системе, что является исторически важным шагом в повышении роли политических партий. Кроме того, Премьер-Министр будет представлять партию парламентского большинства. Реализация такого подхода:

Во-первых, повысит роль политических партий в формировании Правительства;

Во-вторых, приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей на выборах партии или коалиции.

Также предлагается отказаться от конституционного запрета на государственное финансирование общественных объединений. Эти запреты, по большому счету, были реакцией государства на прежнюю однопартийную систему и были направлены на недопущение в будущем рецидивов тоталитарного прошлого. Поэтому целесообразно разработать практические механизмы для частичного финансирования деятельности политических партий из республиканского бюджета. Это сыграет важную роль в становлении многопартийности в стране.

Предлагается создать правовую основу для повышения роли партийных фракций, которые станут главным инструментом реализации политических целей. Именно на заседаниях фракций будет обсуждаться кандидатура будущего Премьер-Министра. Фракции будут определять, как голосовать депутатам.


4. Говорить о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно лишь в том случае, если в действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек – это главная ценность государства и всего общества, не только на словах, но и на деле является основополагающим. Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частью всей ее концепции. Основной закон страны при­нимается и действует не столько ради оформления новой государствен­ности, включая принцип разделения властей, современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, сколько, прежде всего, для закрепления правового статуса человека и гражданина. Отсю­да повышенное, можно сказать, ключевое значение статей, регулирую­щих взаимоотношения человека и государства. Само государство долж­но быть организовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможности его свободного развития, раскрытия его потенциала, защищать его авто­номию от общества. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в достижении своих целей.


В Конституции РК приоритет отдан правам человека и гражданина, в отличие от советского права, где на первом месте стояли права и интересы государства. Эти права соответствуют тем, которые регламентированы во Всеобщей декларации прав человека. Закрепление их в Основном законе государства свидетельствует об их важности и значимости.

Сегодня сохраняется курс государственной политики на укрепление системы защиты прав и свобод граждан, расширение гарантий прав и свобод граждан страны.

В Казахстане создан институт Уполномоченного по правам человека. Работает Комиссия по правам человека при Президенте. Необходимо поднять их роль в общественной жизни народа. Активно обсуждается вопрос о фактической отмене в Казахстане смертной казни. Сейчас она юридически допускается за совершение особо тяжких преступлений. Но, на самом деле, смертная казнь у нас не применяется последние 4 года в связи с объявленным мораторием. Установив на конституционном уровне возможность применения смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Казахстан, тем самым, становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться.

Наш собственный исторический опыт, зачастую трагичный, убедительно свиде­тельствует о том, что забвение идеи свободы личности, попытки поста­вить выше всего интересы государства, класса, партии, стремление к показному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктатор­ских методов управления страной, необоснованных репрессий против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, ре­лигиозных и т.д.), вплоть до массового террора. Произвол не смогли остановить нормы действовавших конституций, провозглашавших права и свободы советских граждан: беззаконие было выше конститу­ционных норм. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятия Конституции СССР 1936 г., в которую была включена отдельная глава о правах и обязанностях советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора.

Глава о правах и свободах человека и гражданина не может рассмат­риваться как отдельно взятый институт, действующий изолированно от остального конституционного регулирования. Глава в целом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии со всем конституци­онным текстом. Иной подход просто недопустим, ибо Конституция нацелена в первую очередь на то, чтобы обеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие на этом пути, и, что не менее важно, предупре­дить возможность реставрации прошлых порядков. Отсюда вытекает потребность в гарантиях от произвола новой бюрократии, от чиновни­чьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата, от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обо­гащения в ходе приватизации, от правового беспредела и разгула пре­ступности.