Файл: Колледж (Факультет среднего профессионального образования).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Колледж

(Факультет среднего профессионального образования)


Рейтинговая работа ____Реферат_____________________________________

(домашняя творческая работа, расчетно-аналитическое задание, реферат, контрольная работа)
По дисциплине_ Психология общения___________________________________
Задание/вариант № 13
Тема __Коммуникативные барьеры: причины возникновения и способы их преодоления_________________________________________________________
Выполнена обучающимся группы__КДБсп 121/1-21_______

___Линовым Ильёй Васильевичем_______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Преподаватель __Александрова Оксана Александровна ___________________

(фамилия, имя, отчество)

Москва – 2023 г.

Оглавление

Введение 3

  1. Причины возникновения коммуникативных барьеров 4

  2. Способы преодоления коммуникативных барьеров 7

Заключение 10

Список литературы 11

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания (философии, социология, психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив, как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ее не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.


Цель данной работы - изучить коммуникативные барьеры и понять как их преодолевать.

Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:

  1. причины возникновения коммуникативных барьеров

  2. способы их преодоления

Данная тема достаточно хорошо изучена.

  1. Причины возникновения коммуникативных барьеров

Коммуникативные барьеры – это различные препятствия, мешающие взаимопониманию участвующих в коммуникации сторон. Главная проблема, которую создают коммуникативные барьеры, заключается не в том, что часть информации может быть утеряна, а в том, что она может быть принята или интерпретирована неправильно. Это может приводить к конфликтам и прочим негативным последствиям.

Можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях: барьеры восприятия; семантические барьеры; невербальные преграды; плохая обратная связь; неумение слушать; сложные межличностные барьеры: авторитет, избегание, непонимание, логическое непонимание.

Барьеры восприятия могут быть определены  в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации - тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками для обозначения совершенно разных вещей.

В невербальной коммуникации используются любые символы - жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация, модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д.

Следующая причина - плохая обратная связь. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может

быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.

Неумение слушать так же является одной из причин. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.

Сложные межличностные барьеры включает в себя три сложных коммуникативных барьеров: авторитет; избегание; непонимание.

Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

Барьер авторитет предполагает что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: социального положения; привлекательного внешнего вида; доброжелательного отношения к адресату; компетентности; искренности;

При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать и невербальные преграды.

Барьер избегание означает что, человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы: привлечь внимание; удержать внимание.

При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия и неумение слушать.

Барьер непонимание означает что, зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация не доходит. Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический; семантический; стилистический; логический.

Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях: когда говорят на иностранном языке; используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Семантический барьер
 непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам: любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений; смысловые поля у разных людей разные; зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы.

Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или не хочет понимать. При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать, семантический барьер и невербальные преграды.

Логистический барьер возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их включают: психологические особенности партнёров, социальные, политические, национальные различия, различия в словарном запасе и знания.

  1. Способы преодоления коммуникативных барьеров.

Борьба с барьером избегания включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Первым из приемов привлечения внимания является - прием "нейтральной фразы". Его суть в том, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но по каким-то причинам имеющая значение, смысл для всех присутствующих.

Вторым приемом является - прием "завлечения". Суть его в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например, очень тихо, непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять в результате говорящий как бы провоцирует слушающего самого применить способы концентрации внимания и потом их использует.

Еще одним важным приемом "сбора" внимания является установление зрительного контакта между говорящим и слушающим.


Еще одна группа приемов поддержания внимания - это прием "навязывания ритма". Внимание человека постоянно колеблется, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно неотвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому отвлечению монотонное, однообразное изложение.

Следующая группа приемов - "приемы акцентировки". Они применяются в тех случаях, когда надо особо обратить внимание партнера на определенные, важные, с точки зрения говорящего, моменты в сообщении, ситуации и т.п. "Приемы акцентировки" условно можно разделить на прямые и косвенные. Прямая акцентировка достигается за счет употребления различных служебных фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания. Косвенная акцентировка достигается за счет того, что места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего "строя" общения за счет контраста - они "организуются" таким образом, чтобы контрастировать с окружающим фоном и поэтому "автоматически" привлекать внимание.

По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть - тогда коммуникация будет эффективной. Обычно считается авторитетность источника информации может устанавливаться после определения таких его параметров, как надежность, компетентность, привлекательность, искренность, полномочия, объективность. Чем больше человек доверяет собеседнику, тем больше его надежность. Этот показатель складывается из компетентности и объективности, определяемой как незаинтересованность - чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему. Очевидно, что при разных целях коммуникации необходимо по-разному управлять доверием слушающего. Так, при обучении лучше иметь "средний" авторитет, а при агитации - высокий. Что касается привлекательности и статуса говорящего, а также согласия, то эти характеристики позволяют определить социальное происхождение человека, определить, "свои" он или "чужой", и, конечно же, чем более "свой" говорящий, тем эффективнее его влияние.

Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Однако, кроме перечисленных общих положений, можно указать и некоторые вполне конкретные закономерности восприятия речи другого. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.