ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа по ЕТС
Вариант 13
1. Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития.
Трубопроводный транспорт развился в последние 50 лет в связи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля, древесины и торфа снизилась с 80 до 22 %, доля нефти и газа, наоборот, увеличилась до 78 %. Особенно высокими темпами идёт рост добычи и потребления природного газа. По тепловому эквиваленту себестоимость добычи газа в 13 раз ниже угольной и в 3 раза ниже нефтяной. Производительность труда при добыче газа в 25 раз выше, чем при добыче угля, и в 3 раза выше, чем при добыче нефти.
Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод».
Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием и насосных станций, расположенных на трубопроводе через каждые 100-140 км и работающих в автоматическом режиме. При перекачке газа на трубопроводе устанавливают через каждые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки.
К устройствам трубопроводного транспорта относятся также линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях. В комплекс технического оснащения входят также средства связи для передачи информации, обеспечивающей функционирование всей системы, и сооружения для изменения физического состояния нефти или газа, например, для поддержания определённого уровня температуры, очистки газа и т.д.
Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа в России находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транспорта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транспортируется около 95 % сырой нефти, весь природный газ и более 2/3 добываемого топлива.
Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития – это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети. Постоянно растёт доля трубопроводного транспорта в общем объёме перевозок.
Расширение сети трубопроводов вызвано необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Грузонапряжённость нефтепроводов составляет 7,3 млн. ткм/км, а железной дороги – примерно 16,0 млн. ткм/км. Это диктует необходимость расширения сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа.
Главными трубопроводами России являются:
- крупнейший нефтепровод мира «Дружба» от Самары до стран Восточной Европы длиной 5116 км для снабжения нефтью Германии, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии (3445 км нефтепровода находится на территории нашей страны);
- трансконтинентальный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород длиной 4450 км;
- нефтепровод «Транссибирский» по маршруту Туймазы – Иркутск длиной 3700 км;
- нефтепровод «Союз» от Оренбурга до западной границы нашей страны протяжённостью 2750 км;
- нефтепровод «Ямбург – западная граница» длиной 4605 км для продажи нефти в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны;
- нефтепровод Мангышлак – Поволжье – Украина длиной 2500 км.
Строятся новые трубопроводные нитки Западная Сибирь – Центр, Ямал – Запад и другие. Проектируется трубопровод в обход Украины через Польшу в западные страны.
Классификация трубопроводного транспорта представлена на рис. 1.
Рис. 1. Классификация трубопроводного транспорта.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства трубопроводного транспорта:
- трубопровод может быть проложен на земле, под водой, на боло-тистых местах и участках вечной мерзлоты на специальных опорах и т.п.;
- объёмы перекачки неограниченны;
- полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;
- отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
- автоматизация операций по сливу, наливу и перекачке;
- самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда, что связано с небольшим количеством людей
, необходимых для обслуживания;
- незначительная зависимость от климатических условий;
- меньшие, чем в другие виды транспорта, капиталовложения;
- более короткий путь транспортировки.
Относительные недостатки трубопроводного транспорта:
- неуниверсальность (перемещаются грузы ограниченной номенкла-туры, преимущественно жидкие и газообразные);
- возможность утечки жидкости или газа (экологическая проблема).
Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется непрерывностью перекачки грузов. Для повышения производительности трубопровода возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, или другие особенности груза могут отрицательно повлиять на производитель-ность. Поэтому в отдельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию и другие действия.
Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта:
- повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения давления и диаметра труб или строительства вторых линий;
- увеличение мощности насосных станций;
- создание прочных, дешёвых и тонкостенных труб;
- защита труб от внутренней и внешней коррозии, что связано с особенностями металла, агрессивностью среды, и, в том числе, с блуждающими токами, характерными для городов;
- поиск материалов, снижающих или исключающих коррозию;
- защита груза от турбулентности, уменьшающей скорость движения и производительность;
- укладка труб в местах залегания нефти и газа, особенно в условиях вечной мерзлоты;
- изменение способа спайки и сварки швов для повышения безопасности;
- быстрый поиск неисправностей в трубопроводе;
- расширение номенклатуры перевозимых не нефтяных и твёрдых грузов.
2. Принцип выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг.
Основой выбора вида транспорта является груз. По договору (заявке) грузоотправитель обязан дать перевозчику полную характеристику груза: точное наименование груза, объём перевозки, виды тары и упаковки, сроки доставки и т.п. В рыночных условиях и при применении логистических подходов для проектирования транспортного процесса наиболее полная информация является необходимым и обязательным условием.
Важно определиться в рациональной таре и упаковке, которая может повлиять на выбор транспортного средства и на время доставки груза, которое зависит от времени его обработки на конечных пунктах маршрута.
В отдельных случаях достаточно характеристики груза. Например, можно указать, что жидкие и газообразные грузы необходимо перекачивать с использованием трубопроводного транспорта (если он есть в данном регионе) или перевозить в специализированном подвижном составе. По оценкам Международного банка реконструкции и развития при стоимости 1 фунта груза (около 0,454 кг) более 10 долл. целесообразно применение воздушного вида транспорта (за исключением легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов).
После детального изучения груза и его стоимости рассматриваются различные типы подвижного состава. При выборе вида транспорта необходимо с особой тщательностью подходить к изучению транспортной ситуации в регионе дислокации грузовладельцев и возможного маршрута следования. Определить возможность прямой доставки груза определённым видом транспорта или мультимодального сообщения. При этом рассматривается возможность интермодальной, т.е. безперегрузочной технологии в данном виде мультимодального сообщения.
Однако основным критерием выбора вида транспорта и систем транспортировки остаётся экономический фактор, связанный с ролью транспорта в экономике любой страны, - это стоимость перевозки, которая составляет основу транспортных издержек потребителей.
Долгое время главным экономическим критерием выбора считалась себестоимость – затраты, приходящиеся на единицу продукции, произведён-ной на конкретном предприятии по принятой на нём технологии производства работ. Однако этот критерий не отражал множества факторов, поэтому имеет ограниченное применение – прежде всего на самом предприятии.
Стоимость транспортировки входит в окончательную стоимость товара, предлагаемого в сфере потребления. Транспортная составляющая должна быть не выше определенного процента от стоимости груза. Несмотря на отсутствие каких-либо нормативов, считается, что стоимость транспортировки должна быть в пределах 10...15 %.
Существует множество критериев оценки вариантов транспортировки, но в каждой ситуации грузовладельцы и перевозчик или транспортный оператор (при мультимодальном сообщении систему транспортировки организует оператор) стараются выбрать оптимальный вариант исходя из конкретного набора критериев и в первую очередь ситуации на рынке и свойств груза.
Таблица 1.
Значимость отдельных критериев по видам транспорта
Критерий | Вид транспорта | ||||
Железно- дорожный | Водный | Автомо- бильный | Воздуш- ный | Трубо- проводный | |
Скорость доставки | 3 | 2 | 4 | 1 | 5 |
Частота отправки | 4 | 2 | 5 | 3 | 1 |
Надёжность | 3 | 2 | 4 | 5 | 1 |
Способность перево- зить разные грузы | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 |
Доступность | 2 | 1 | 4 | 3 | 5 |
Стоимость 1 ткм | 3 | 4 | 2 | 5 | 1 |
Примечание. 1 – лучший показатель. 5 – худший показатель.
Из таблицы 1 становится понятно, что один и тот же критерий ведёт себя по-разному на различных видах транспорта в разные периоды, т.е. его значимость может меняться. Рыночные условия из-за конкуренции на определённом сегменте рынка или определённом отрезке времени могут предъявить такие требования к доставке груза, что грузовладельцу необходимо будет думать не о снижении транспортных затрат, а о возможности быть первым на рынке, т.е. о сроках доставки груза.
Критерий общей стоимости доставки может являться основным при перевозке массовых грузов относительно небольшой стоимости. Но при перевозке отдельной номенклатуры грузов важнее рассматривать весь процесс доставки с учётом и других критериев, сообразуясь с желанием клиентов, т.е. использовать многокритериальный подход.
Применение в качестве критерия перевозки «без потерь, повреждений и т.п.» не совсем правильно для грузов, поскольку при любой перевозке безопасность доставки подразумевает сохранность качества и количества груза.