Файл: Лекция 16 Основы земельного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г


КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН









ЛЕКЦИЯ


Тема: «Основы земельного права»




Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

























Караганда 2008



Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.








































Тема: Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании. Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.


Цель лекции: раскрыть понятие земельного права. Представить землю как объект материального мира и общественных отношений. Обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики. Выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования. Представить систему земельного права и каждый из её элементов.


План лекции:

  1. Понятие, предмет и система земельного права

  2. Принципы земельного права

  3. Право собственности на землю – вещное право.

  4. Иные вещные права на землю





1. Объект земельного права

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина "земля", используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

В литературе существуют различные подходы к трактовке понятия земли. В широком смысле под словом "земля" понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, в узком – только ее поверхностный слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пре­делах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятель­ных объектов правового воздействия.

Исходя из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать как земную поверхность государственной территории, включающей ее почвенный слой и дно водоемов.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением — она не является результатом приложения человеческого труда. Земля — наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

  • плодородие поверхностного слоя почвы;

  • возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;

  • незаменимость, невозможность использования вместо нее других средств производства;

  • пространственная ограниченность;

  • неперемещаемость, постоянство местонахождения.

Именно эти особенности и свойства земли определяют ее функциональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.


Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

Рациональное использование земель позволяет не только сохранить, но и увеличить производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.

Предмет земельного права

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.


Естественные свойства, параметры, отличительные особенности и характеристики земли обусловливают множественность ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.

Исходя из этого в отношениях по поводу земли применяются множество различных форм и методов правового опосредования. При этом потребность в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

Административное право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

Нормы гражданского права применяются при регулировании отношений собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного за­конодательства.

Экологическое право участвует в регулировании экологического аспек­та земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.

С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств — преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.