Файл: Лекция 16 Основы земельного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право землепользования, принадлежащее государственным землепользователям, не может быть предметом взыскания по требованиям кредиторов, включая случаи банкротства землепользователей. Исключение составляет обращение взыскания на право землепользования в связи с обращением взыскания по требованиям кредиторов на здания (строения, сооружения), принадлежащие государственным землепользователям. Не допускается сдача государственным землепользователем принадлежащего ему земельного участка во временное безвозмездное землепользование, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке служебного надела.

Государственный землепользователь вправе сдать принадлежащий ему земельный участок в долгосрочную аренду. Но для этого в обычных случаях в обязательном порядке необходимо согласие государства в лице уполномоченного органа.

Их право распоряжения сильно ограничено как по содержанию, так и по процедуре, связано главным образом с необходимостью распоряжения зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке.

Это объясняется тем, что государственные юридические лица владеют полученным государственным имуществом, необходимым для обеспечения своей уставной деятельности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Режим этих прав предусматривает исключительность и разрешительный порядок совершения сделок в отношении вверенного им имущества. Так, например, учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (статья 206 Гражданского кодекса РК). Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа не вправе: продавать или передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное землеполь­зование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия.

Известно, что действует принцип подчиненности и соответствия правового режима земельного участка режиму использования и распоряжения расположенных на нем объектов недвижимости. Все это в совокупности предопределило необходимость установления того правового режима государственного землепользования, который предусмотрен в действующем земельном законодательстве и принципиально отличается от режима действовавшего в прошлом аналогичного права негосударственных землепользователей.

Право временного землепользования

В соответствии с действующим земельным законодательством страны право временного землепользования является основной, в некоторых сферах единственной формой реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Право временного землепользования ограничено сроком, определенным законом, либо основанном на законе договором. Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет), первичным и вторичным.


Право временного землепользования является первичным, если оно получено правообладателем непосредственно от государства либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права. Право вторичного временного землепользования возникает на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.

В отличие от права постоянного землепользования, закон не содержит какого-либо специального исчерпывающего перечня случаев передачи (предоставления) государством земель на праве временного земле­пользования. Тем не менее, анализ законодательства позволяет выделить следующие обязательные случаи возникновения права временного землепользования:

а) если субъектом права землепользования являются физические лица и негосударственные юридические лица;

б) если субъектом права землепользования являются иностранцы,

лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации;

в) если земельный участок предоставлен на условиях аренды, в порядке вторичного или первичного землепользования;

г) если право землепользования возникает в порядке вторичного землепользования.

Правовой режим права временного землепользования также зависит от целой системы факторов: категориальной принадлежности и целевого назначения земельного участка; статуса правообладателя; характера принадлежности права землепользования; условий предоставления и срока права временного землепользования.

Краткосрочное временное землепользование предоставляется, как правило, на период осуществления строительства и ремонта магистраль­ных трубопроводов, дорог, линий связи и иных объектов инфраструктуры. Могут быть и другие основания для возникновения краткосрочного землепользования. При краткосрочном временном землепользовании участка, хотя и осуществляется деятельность, не связанная с основным целевым назначением, земельный участок возвращается в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Краткосрочное временное землепользование возникает в порядке вторичного землеполь­зования, как правило, на основе договора.

Право долгосрочного временного землепользования может быть как вторичным, так и первичным. Оно предоставляется для весьма разнообразных целей за счет земель всех категорий земельного фонда.

Для разграничения правовых режимов временного землепользования определяющее значение имеет существующее в законе деление землепользователей на первичных и вторичных. Негосударственные землепользователи с правом первичного возмездного долгосрочного землеполь­зования вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования. То есть за некоторыми изъятиями здесь просматривается сходство с правовым режимом отме­ненного института постоянного негосударственного землепользования. Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не производит отчуждения своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или его часть) во временное землепользование с уведомлением уполномоченного органа. При передаче земельного участка во вторичное землепользование наряду со вторичным землепользователем первичный землепользователь продолжает нести перед государством обязанности землепользователя в полном объеме (в том числе по уплате налогов, обеспечению целевого использования земли и ее охране).


В случае, когда первичный временный землепользователь передает земельный участок по договору о вторичном землепользовании, срок последнего не может превышать срока первичного землепользования и не должен приводить к нарушению целевого назначения земельного участка.

Залог права временного долгосрочного землепользования в форме аренды земельного участка допускается на срок действия договора аренды. Залог права краткосрочного возмездного и временного безвозмездного землепользования не допускается.

По своему содержанию весьма близко к вторичному землепользованию право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности. Его существование в системе вещных прав на землю напрямую связано с правом частной собственности на землю. В соответствии с Земельным Кодексом собственник наделен обширным перечнем правомочий по свободному распоряжению своим земельным участком. В частности, вправе сдавать принадлежащий ему земельный участок во временное пользование на основе договора о временном пользовании земельным участком. Договор о временном пользовании земельным участком заключается в форме договора аренды (с арендатором) или договора о безвозмездном пользовании (с безвозмездным пользователем).

Представляется, что к рассматриваемой разновидности вещных прав на землю в полной мере применимы вышеизложенные положения о праве вторичного землепользования.

При всех различиях между правом частной собственности на земельный участок (а также отмененным правом негосударственного постоянного землепользования) и правом временного землепользования имеется много общего и сходств в их содержании. Наибольшее совпадение приходится на права и обязанности собственников и землепользователей по использованию земель.

Право землепользования служебным земельным наделом

В Земельном кодексе в качестве особой разновидности временного долгосрочного землепользования был выделен служебный земельный надел.

Служебный земельный надел относится к вторичному землепользованию, поскольку выделяется из земель, находящихся в землепользова­нии юридических лиц, где работают лица, имеющие право на надел. Служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников для обслуживания служебного жилого дома, возделывания сельскохозяйственных культур, сенокошения и пастьбы скота. Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 мая 1996 г. № 634 "Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел" (САПП. 1996. № 22. Ст. 198).

Предоставление земельного участка в порядке служебного земельно­го надела осуществляется на основе договора о предоставлении служебного земельного надела, заключаемого между работником и администрацией юридического лица.


Правовой режим служебного земельного надела характеризуется следующими особенностями:

а) не допускается совершение сделок в отношении права землепользования служебным земельным наделом;

б)служебные земельные наделы относятся к временному безвозмездному землепользованию и предоставляются на период работы, в связи с которой они выделены. Прекращение трудовых правоотношений является основанием прекращения права на служебный земельный надел;

в) предусматривается сохранение служебного земельного надела: 1) за работниками, прекратившими трудовые отношения после ухода на пенсию по возрасту или инвалидности; 2) за семьями работников, призванных на действительную срочную службу в ряды вооруженных сил или поступивших на учебу — на весь срок нахождения этих работников на действительной службе или в учебном заведении; 3) за семьями работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизнен­но, для детей — до их совершеннолетия;

г) право на служебный земельный надел в виде участка для обслуживания служебного жилого дома также сохраняется, если в соответствии с жилищным законодательством сохраняется право проживания в служебном жилом помещении;

д) если на служебном земельном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

Земельные сервитуты

Право собственности, как уже говорилось, хотя и является наиболее обширным по объему вещным правом, всегда сопровождается определенными ограничениями. Особенно когда его объектом выступает земля, характеризующаяся особой публичной значимостью и многофункциональностью. Объективная неизбежность и обусловленность установления определенных законных ограничений в отношении права собственности на землю проявляются, в частности, в существовании института земельных сервитутов.

Для сервитута ограничение права собственности — не самоцель. Сервитут — это такое ограничение права собственности, которое устанавливается с целью наделения посторонних лиц определенными правами на земельного участка. Участок, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или ином отношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком. В земельном законодательстве страны прямо не проводится деление сервитутов на вышеуказанные виды. Однако в нем есть нормы, предусматривающие сходные виды сервитутов. Например, право лица свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках можно отнести к категории личных сервитутов. Пра­во прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов, в соответствии с вышеприведенным делением, представляет собой типичный пример земельного (предиального) сервитута.


Сервитуты объективно обусловлены экономическими причинами, столкновением интересов субъектов земельных правоотношений, вызванными неравномерностью распределения естественных благ, полезных свойств между отдельными земельными участками, различиями в местоположении участков, их неперемещаемостью и другими факторами. То есть неизбежны ситуации, когда возможность и эффективность пользования одним земельным участком полностью зависит от предоставления заинтересованному субъекту в определенных пределах и целях права пользования другим и, как правило, соседним земельным участком. Чаще всего возникает необходимость закрепления в законе или гарантирования другим способом: а) права нахождения лица на чужих земельных участках; б) права прохода и проезда через них; в) права на ограниченное пользование полезными свойствами соседнего или иного земельного участка. Исходя из этого можно сделать вывод, что назначение сервитута заключается в обеспечении сбалансированности, согласованности прав и интересов собственников земельных участков и землепользователей, оптимального сочетания публичных и частных интересов в сфере земельных отношений.

Изложенное положение проявляется и в способах возникновения сервитутов. Право ограниченного целевого пользования чужим участком (сервитут) может возникать: а) непосредственно из нормативно-правового акта; б) на основе договора заинтересованного лица с частным собственником или землепользователем; в) на основе акта местного испол­нительного органа; г) на основании решения суда.

Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с частным собственником или землепользователем, то отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые частным собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, то этот акт может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем.

Таким образом, согласно этим нормативным положениям сервитут, как право на чужую вещь, может возникнуть как с согласия, так и без согласия собственника земли (землепользователя).

Непосредственно из нормативно-правового акта возникает сервитут, заключающийся в праве нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них. Согласно Земельному Кодексу физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.