Файл: Лекция 16 Основы земельного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Термин "право землепользования" введен в юридический оборот достаточно давно. Его содержание претерпело существенную эволюцию. До принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (28 февраля 1990 г.) право землепользования было единственным юридическим основанием наделения учреждений, предприятий, организаций и граждан правом владения и пользования землей.

Понятие "право землепользования" имело несколько значений:

а) правовой институт отрасли земельного права;

б) субъективное право субъекта на совершение определенных действий;

в) земельное правоотношение, в процессе которого реализуются права и обязанности землепользователя;

г) обязательный составной элемент права недропользования.

Действующее ныне законодательство не содержит понятия права землевладения. В нем, соответственно, нет и института пожизненного наследуемого землевладения. Из прежнего законодательства в новое земельно-правовое поле перенесено право землепользования в качестве основной формы реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Одновременно в законодательстве предусмотрено вовлечение земель и земельных прав в гражданский оборот. Введен и действует институт права частной собственности на землю. Все эти юридические нововведения не могли не повлиять на сущность и содержание права землепользования, последнее претерпело существенные изменения.

Право землепользования, несмотря на изменения в законодательстве, значительно повлиявшие на его содержание, сущность и место в системе земельно-правового регулирования, в качестве юридической категории продолжает применяться в нескольких значениях: а) институт отрасли земельного права, тесно связанный с институтом права собственности на землю; б) часть более обширной сферы правоотношений — природопользования; в) одно из правомочий собственника или землепользователя; д) юридический факт, порождающий определенные правоотношения; е) самостоятельная разновидность земельных правоотношений.

В понятие "право землепользования" обычно вкладывается следующее конкретное содержание: право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование). В содержании права землепользования присутствует также элемент распоряжения — землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования. Например, в случаях, определенных законодательством, землепользователь вправе отчуждать принадлежащее ему право землепользования путем совершения гражданско-правовых сделок: купли-продажи, дарения, мены и другого. Из этого следует вывод, что право землепользования должно рассматриваться как вещное право со всеми присущими ему основными признаками. Не случайно, Земельный Кодекс, определяя сущность его юридического режима, прямо указывает на то, что право землепользования является вещным правом. При этом он, достаточно конкретно уточняет: к праву землепользования применяются нормы о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит Кодексу или природе вещного права. Право землепользования в указанной Земельном Кодексе трактовке, принципиально отличается от права пользования землей, являющегося лишь одним из правомочий собственника и землепользователя.


Право пользования земельным участком возможно на землях, нахо­дящихся как в государственной, так и в частной собственности. Право землепользования как вещное право существенно отличается еще от другого вещного права — права пользования земельным участком, находящимся в частной собственности.

Право землепользования — производное вещное право от права государственной собственности на землю, представляет собой самую основ­ную разновидность вещного права на чужую вещь, поскольку его объек­том выступают только те земельные участки, которые находятся в государственной собственности.

Если исходить из наличия в содержании права землепользования общепризнанной триады — владение, использование и распоряжение, представляющих собой обязательные составляющие права собственности, то обнаруживается очень близкое сходство между правом землепользования и правом частной собственности на землю. Здесь различия наблюдаются по объекту распоряжения: в праве собственности таковым выступает непосредственно земельный участок, а в праве землепользования — право на земельный участок. В этом нетрудно убедиться, сравнив между собой земельно-правовые нормы, содержащие определения терминов "право землепользования".

Поэтому, как убедимся еще в дальнейшем, в некоторых случаях право землепользования включается в гражданский оборот с правовым режимом, сходным с правом частной собственности на земельный участок.

В Земельном Кодексе термин «право землепользования» используется в узком значении: только применительно к землям, находящимся в го­сударственной собственности. При этом право землепользования как вещное право в отношении государственных земель имеет несколько своих видов или разновидностей, которые будут рассмотрены отдельно.

Если подходить более широко, то право землепользования должно было бы также охватывать: а) право временного пользования земель­ным участком, находящимся в частной собственности; б) сервитут; в) другие формы землепользования, осуществляемые за пределами права частной собственности на землю.

Право землепользования в интерпретации Земельного Кодекса, как уже говорилось, состоит из трех элементов, представляющих правомочия субъекта правоотношения землепользования.

1) Владение — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком. Право владения землей оговаривается целым рядом ограничений и условий. Наличие множества оговорок объясняется функциональными, экологическими характеристиками земли, ее ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, незаменимостью другими объектами материального мира и т.д. В частности, право владения основывается на определении на местности четких границ фактического обладания земельным участком, зависимости судьбы права владения земельным участком от изменения целевого назначения категории земель, а также от юридической судьбы находящихся на земле объектов недвижимости — зданий, сооружений.


2) Пользование — допустимая законом возможность (или сам процесс) хозяйственной и иной эксплуатации земли и извлечения из нее определенной имущественной и другой выгоды.

Относительно этого элемента установлены определенные требования или ограничения в виде:

- запрещения тех видов деятельности, которые несовместимы с целями землепользования;

- необходимости соблюдения установленных способов и порядка хозяйствования на земле;

- обязательности соблюдения и выполнения землеохранных требований.

3) Право распоряжения — допустимая законом возможность и способы распоряжения субъекта принадлежащим ему правом на земельный участок.

Здесь обязательно присутствуют ограничения и требования следующего порядка:

- недопустимость изменения формы собственности на земельный участок;

-недопустимость изменения целевого назначения земельного участка при распоряжения правами на него;

- недопустимость отчуждения земельного участка без соответствующего отчуждения права землепользования.

Право землепользования предстает как сложный правовой институт, включающий различные формы и виды землепользования, выступает способом реализации права государственной собственности на землю, важнейшей формой обеспечения и реализации земельных прав граждан и юридических лиц.

Посредством данного вещного права включаются в гражданский оборот земли, находящиеся в государственной собственности и которые не могут быть переданы в частную собственность.

Субъекты права землепользования. В соответствии с земельным законодательсвом субъекты права землепользования подразделяются на:

- государственных и негосударственных;

- национальных и иностранных;

- физических и юридических лиц;

- постоянных и временных;

- первичных и вторичных.

Национальные землепользователи — граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица, в том числе предприятия с иностранным участием.

Иностранные землепользователи — иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации. К иностранным землепользователям приравниваются также лица без гражданства.

Постоянные землепользователи — лица, право землепользования которых носит бессрочный характер. Временные землепользователи — лица, право землепользования которых ограничено определенным сроком.

Первичные землепользователи — лица, право землепользования которых получено непосредственно от государства в порядке, предусмотренном Законом "О земле", либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права.

Вторичные землепользователи — лица, получившие право временного землепользования на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.


Объекты права землепользования. Объектами права землепользова­ния являются земельные участки, предоставляемые в установленном законодательством порядке отдельным конкретным землепользователям. Земельный участок характеризуется конкретными юридически значимыми признаками: размером, местом расположения, категориальной принадлежностью, качеством почвы. Правовой режим земельных участков как объектов права землепользования различается в зависимости от их целевого назначения, хозяйственного использования, видов права землепользования.

Размеры находящихся в пользовании земельных участков зависят от целой совокупности факторов: уровня землеобеспеченности района, области; орошаемости или неорошаемости; целевого назначения; характера и масштабов производственно-хозяйственной и иной деятельности; направленности правомочий субъекта права землепользования и т.д.

Размеры земельных участков, представляемых гражданам и юридическим лицам для промышленности, транспорта и других несельскохозяйственных целей, как правило, определяются по утвержденным в установленном законодательством порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности. Указ "О земле" предусматривал также нормирова­ние размеров земельных участков, безвозмездно предоставляемых для целей негосударственного товарного сельскохозяйственного производства. В законодательстве нормированы размеры земельных участков, бесплатно предоставляемых в частную собственность. Земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в следующих размерах:

  • для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности — 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях;

  • для индивидуального жилищного строительства — 0,10 гектара;

  • для садоводства, а также дачного строительства — 0,12 гектара. По­вторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается.

В отличие от этого не разработаны и не утверждены на законодательном уровне оптимальные размеры земельных участков, необходимых для наиболее эффективной организации различных видов сельскохозяйственного производства. Предельные размеры земельных массивов в каждом случае предоставления определяются индивидуально и достаточно произвольно. По этому вопросу Земельный Кодекс ограничился установлением общих требований и конкретное его решение отнес к компетенции местных представительных и исполнительных органов. В соответствии с Законом "О земле" предельные ( максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, а также в долгосрочном землепользовании для ведения товарного сельскохозяйственного производства, устанавливались совместными решениями местных представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей. Действующий Земельный кодекс устанавливает, что предельные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности устанавливаются совместными решениями областных (городов республиканского значения и столицы) представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей.


Виды права землепользования

Земельное законодательство различает следующие виды права землепользования: в зависимости от срока действия — постоянное или временное; условий приобретения — приобретенные возмездно или безвозмездно; допущенности в гражданский оборот — отчуждаемое или неотчуждаемое; по характеру принадлежности права землепользования — пер­вичное и вторичное.

Возможно также проведение классификации видов права землепользования по субъектному признаку. По указанному признаку выстраиваются следующие виды права землепользования: государственное и негосударственное; физических и юридических лиц; национальных, иностранных, а также лиц без гражданства.

Различия в субъектах, основаниях приобретения, условиях принадлежности, сроках, объектах и сферах действия права землепользования существенно влияют на объем правомочий правообладателей, обусловливают соответствующие различия в правовых режимах землепользования.

Они наиболее рельефно, выпукло проявляются, например, через ряд существенных особенностей в содержании и правовом режиме постоян­ного землепользования.

Право постоянного землепользования

Действующим законодательством институт постоянного землепользования сохранен в отношении государственных юридических лиц.

Субъектами права постоянного землепользования выступают лишь национальные государственные землепользователи. Таковыми не могут являться негосударственные землепользователи — юридические лица и граждане РК, иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:

  • юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооружениями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

  • юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и ле-сохозяйственное производство;

  • юридическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В отношении государственных землепользователей действует особый режим осуществления права землепользования. Так, Земельный Кодекс предусматривает следующие принципиальные особенности правового положения государственных землепользователей. Государственные постоянные землепользователи лишь в исключительных случаях вправе осуществлять распоряжение принадлежащим им правом землепользования. Государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога.