Файл: Лекция 17 Основы экологического права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кодекс РК об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных взысканий за совершение административных правонарушений: предупреждение, штраф, лишение специального права, предоставленного данному гражданину, исправительные работы и др. При этом наиболее распространенной мерой административной ответственности являются штрафы, взимаемые в установленных законом размерах.

Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом РК. Всего Уголовный кодекс РК предусматривает 18 составов экологических преступлений. При этом за совершение данных общественно опасных деяний установлены следующие виды уголовной ответственности: общественные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы и др.

Юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и др. Экологические правонарушители обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Возмещение производится либо добровольно, либо по решению суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом всех убытков, в том числе упущенной выгоды.

 

3. Воды по законодательству РК это: «вся вода, находящаяся в водных объектах». Водные объекты – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Признаками вод являются: возобновляемость, ограниченность, уязвимость природного ресурса.

К водным объектам относятся:

  • реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и др. поверхностные естественные и искусственные водоемы и водостоки;

  • ледники и снежники;

  • гидрогеологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты, естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

  • внутренние морские воды и территориальные моря.

Воды являются многочисленным видовым разнообразием: реки, озера, пруды и др., объединенные законодателем в едином понятии «водоем».

Водное законодательство состоит из Водного кодекса 2003 г. и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативно-правовых актов РК, которые не могут противоречить Водному кодексу.

Совокупность всех водных объектов на территории РК (за определенным исключением) образует водный фонд РК. Включение водных объектов в водный фонд и исключение из него производится по решению Правительства. Все водные объекты подлежат регистрации в государственном водном кадастре.


Воды выполняют следующие функции:

  1. экологическую – обеспечение естественных условий жизни человека, растительного и животного мира;

  2. экономическую – служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства;

  3. культурно-оздоровительную – являются необходимым условием отдыха, лечения населения, водного спорта, туризма и т.д.

Все воды в РК находятся в исключительной государственной собственности. Водопользованием является пользование водами, находящимися в собственности РК. Право водопользования в объективном смысле – это совокупность норм, регулирующих порядок предоставления и изъятия вод, установление прав и обязанностей водопользователей, контроль и надзор, охрану прав водопользователей и т.д.

Право водопользования (в субъективном смысле) – это право владения и пользования водами, предоставленное водопользователю в соответствии с порядком, установленном водным законодательством.

Субъектами водопользования могут быть: юридические лица и граждане Республики Казахстан, а также иные юридические и физические лица в случаях, предусмотренных законодательством РК.

Объектами права водопользования выступают водоемы в целом либо их отдельные участки.

Содержанием данного права являются права и обязанности водопользователя. Права водопользователей могут быть ограничены в интересах других водопользователей при маловодье, аварийных ситуациях на водоемах и др. случаях, предусмотренных законодательством РК.

По водному законодательству РК выделяют следующие виды права водопользования:

- по целевому назначению;

- по способу водопользования – общее и специальное;

- по субъектному составу – совместное и обособленное;

- по условиям предоставления водоема в пользование – первичное и вторичное;

- по срокам водопользования – постоянное и временное (долгосрочное и краткосрочное);

- по платности – возмездное и безвозмездное.

Государственное регулирование эколого-правового режима водопользования – это деятельность органов РК, направленная на наиболее рациональное, эффективное и комплексное использование водных объектов, восстановление, изучение и их охрану, а также предотвращение вредного воздействия на другие объекты природы.

Государственное управление в области использования и охраны вод в РК осуществляют: Правительство, местные исполнительные органы, Комитет по водным ресурсам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, иные специально уполномоченные органы (Минздрав, Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК, Комитет геологии и охраны недр).

Охрана вод предполагает осуществление системы организационных, экономических, правовых и иных мер, направленных на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод.

Система платежей за пользование и охрану водных объектов включает в себя:


- плата за пользование водными объектами (водный налог);

- плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, которая взимается за:

  • изъятие воды и водных объектов в пределах установленного лимита;

  • сверхлимитное изъятие воды;

  • использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

  • сброс сточных вод нормального качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Общее водопользование – осуществляется для удовлетворения питьевых и иных нужд населения без закрепления водных ресурсов за отдельными гражданами и без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод. Данный вид водопользования не требует специального разрешения и осуществляется бесплатно.

 

Лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов разительности, животных, микроорганизмов и др. компонентов природы, биологическим, связанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Лесное законодательство основывается на Конституции РК 1995 г. и включает в себя Лесной кодекс РК 2003 г., иные нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с ним и во имя его исполнения.

Лесной фонд РК состоит из:

  1. лесные насаждения с землями, на которых они произрастают;

  2. земли, предназначенные для выращивания лесов;

  3. земли, необходимые для нужд лесного хозяйства и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель.

При этом земли бывают:

1) лесные; 2) покрытые лесом; 3) не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и др.); 4) нелесные (болота, пески, дороги и др.).

Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса

Государственный механизм обеспечения рационального использования и охраны лесов включает в себя мероприятия, проводимые государством в целях осуществления контроля за качественным и количественным состоянием земель. К числу данных мероприятий относятся:

а) мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций;

б) государственный лесной кадастр – государственный учет лесов для организации рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, системный контроль за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде всех заинтересованных лиц;

в) планирование использования лесов – мероприятия в области рационального использования лесов, восстановления, лесоразведения, повышения продуктивности лесов, их охраны и защиты;


г) лесоустройство – система мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на три группы:

  1. Основное назначение – выполнение водоохранной, защитной санитарно-гигиенической, оздоровительной и иных функций о леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса в свою очередь делятся на категории защитности.

  2. леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей;

  3. Леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Леса могут быть освоенными и резервными.

Выделяется регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования – это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.

Все леса находятся в исключительной собственности государства. Субъектами права лесопользования, предоставленного государством, могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на пользование лесным фондом в соответствии с законодательством РК.

Виды лесопользования по законодательству РК:

  • краткосрочное и долгосрочное

  • заготовка древесины, живицы и др.;

  • побочное лесопользование;

  • пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных и иных целях.

Животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РК и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа.

Животный мир в пределах территории РК находится в государственной собственности. объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находится в частной и государственной собственности.

Субъектами права пользования животного мира могут быть юридические и физические лица РК, иностранные граждане и лица без гражданства. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании срочной лицензии на пользование определенными объектами животного мира. Пользование животным миром гражданами осуществляется на основе именных разрешений.

Пользование животным миром является платным. При этом платность проявляется в установлении следующих видов платежей:


  • плата за пользование;

  • штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование

  • штрафы за нарушение законодательства

Виды пользования животным миром по законодательству РК:

  • охота;

  • рыболовство;

  • добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

  • использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира;

  • изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

  • извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Законом предусматривается экономическое стимулирование охраны, воспроизводства, использования животного мира, которое выражается в следующем:

  • установление налоговых и иных льгот субъектам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и рациональное использование животного мира;

  • предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение мероприятий.

 

4. В соответствие с Законом Республики Казахстан от 15 июля 1997 г. «Об особо охраняемых природных территориях»: особо охраняемые природные территории – участки земель, вод, лесов и недр с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающие сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.

В Республике Казахстан, в зависимости от целей создания, режимов охраны и особенностей использования объектов государственного природно-заповедного фонда, создаются следующие виды особо охраняемых природных территорий:

  • государственные природные заповедники, включая биосферные;

  • государственные национальные природные парки;

  • государственные природные резерваты;

  • государственные природные парки;

  • государственные памятники природы;

  • государственные заповедные зоны;

  • государственные природные заказники;

  • государственные зоологические парки;

  • государственные ботанические сады;

  • государственные дендрологические парки;

  • государственные природные заповедники-сепортеры.

Законодательством РК могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.

В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.

Государственный природный заповедник – особо охраняемая природная территория, предназначенная для сохранения и изучения в естественном состоянии и развитии природных процессов, типичных и уникальных экологических систем, биологического разнообразия и генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники открыты для проведения научных исследований путем организации стационарных круглогодичных наблюдений силами создаваемых в них центров, лабораторий и отделов. Научным центрам, лабораториям и отделам государственных природных заповедников может присваиваться в установленном порядке статус научных организаций с распространением на их сотрудников прав научных работников.