Файл: Лекция 17 Основы экологического права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право общего природопользования – предоставленная и гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться природными ресурсами для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Оно не нуждается в официальном разрешении компетентных органов. Субъектами данного природопользования являются только граждане. Согласно ст.13 Закона РК «Об охране окружающей среды» общее природопользование осуществляется бесплатно.

Право специального природопользования – совокупность норм, регулирующих порядок предоставления природных ресурсов в обособленное пользование, целевое их использование гражданами и юридическими лицами для удовлетворения экономических, культурно-оздоровительных, рекреационных и иных потребностей общества и граждан и порядок их изъятия.

Право специального природопользования можно классифицировать на виды по нескольким критериям.

По срокам право специального природопользования делится на постоянное (без указания срока) и временное (с указанием определенного срока).

По порядку предоставления – на первичное (предоставляемое государством либо другим первичным природопользователем в порядке отчуждения этого права) и вторичное (предоставляемое первичным природопользователем, сохраняющим за собой этот статус).

По платности право специального природопользования делится на приобретаемое возмездно и приобретаемое безвозмездно.

По возможности передачи данного права другим лицам – на отчуждаемое (право природопользования может быть передано другому лицу) и неотчуждаемое (право природопользования не может быть передано другому лицу).

По субъектам право специального природопользования делится на непосредственное (осуществляемое самим собственником природного ресурса) и производное (осуществляемое не собственником природного ресурса на основании предоставления природного ресурса в пользование, то есть производное от собственности на природный ресурс).

Субъектами права природопользования выступают юридические и физические лица. Природопользователи в соответствии со ст.12 Закона РК «Об охране окружающей среды» подразделяются на юридические и физические лица, государственные и негосударственные, национальные и иностранные, постоянные и временные, первичные и вторичные.

Общими для всех природопользователей правами являются:

  • право на использование природного ресурса по целевому назначению;

  • право самостоятельно выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности;

  • право на возмещение ущерба, причиненного в связи с изъятием природного ресурса для государственных надобностей;

  • право на защиту от неправомерного вмешательства в процесс использования природного ресурса и другие.

В соответствии со ст.20 Закона РК «Об охране окружающей среды» природопользователи обязаны:


  • использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;

  • соблюдать установленные экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;

  • экономично использовать предоставленные природные ресурсы, не наносить ущерба окружающей среде и не допускать нарушения прав других природопользователей;

  • выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Республикой Казахстан.

В качестве объектов природопользования выступают, как правило, природные ресурсы.

Право природопользования представляется субъектам на основании:

- лицензий на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

- решений акиматов или постановлений Правительства РК о представлении природных ресурсов в природопользование;

- договоров (контрактов) на природопользование.

Содержание права природопользования – это совокупность предоставленных природопользователям в установленном законом порядке и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными ресурсами.

Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователя, закрепленные в ст.20 Закона РК «Об охране окружающей среды».

Право природопользования может быть прекращено по различным основаниям. К общим основаниям прекращения права природопользования можно отнести:

  • добровольный отказ природопользователя от природопользования;

  • изъятие природного ресурса для государственных надобностей;

  • истечение срока, установленного в разрешении на природопользование;

  • возникновение угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне использования данного природного ресурса;

  • систематическое нарушение природопользователем правил пользования природным ресурсом;

  • неиспользование природопользователем природного ресурса в течение срока, указанного в законодательстве и разрешении на природопользование;

  • ликвидация юридического лица – природопользователя;

  • смерть физического лица природопользователя;

  • систематическое невнесение установленных платежей за использование природного ресурса;

  • возникновение иных условий, специально оговоренных в разрешении на природопользование, при наступлении которых предусмотрено прекращение права природользования.

 

2.

Высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты.

Объекты международно-правового регулирования охраны окружающей среды можно разделить на несколько категорий:

  1.  международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции ( открытое море, Антарктика, космическое пространство);

  2. природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки и месторождения полезных ископаемых, популяция мигрирующих видов животных);

  3. национальные природные объекты и ресурсы.


 Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметом международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения в сфере взаимодействия человека с природой.

Источники международного экологического права подразделяются на два вида:

закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова. Например, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и другие.

Содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом. Например, Стокгольмская декларация Конвенции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и другие. Эти источники не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Специальные принципы современного международного экологического права:

  • право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой;

  • приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития;

  • неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами;

  • устойчивое, то есть экологически обоснованное социальное и экономическое развитие;

  • равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств);

  • запрещение экологической агрессии;

  • регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровне;

  • предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде;

  • сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях;

  • научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий;

  • контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды;

  • мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду;

  • международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде.


В решении экологических проблем большую роль играют международные организации. С точки зрения правового статуса международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии, Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии и другими.

Международные неправительственные организации (МНПО), обладающие специальной природоохранительной компетенцией, занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них – Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Европейская федерация по охране вод и т.д.

Основанием для экологической ответственности является совершение экологического правонарушения. Под экологическим правонарушением понимают виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

В зависимости от вида правонарушения виновные лица несут уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную ответственность.

Признаками экологического правонарушения являются:

  1. Наличие вины нарушителя. Вина причинителя вреда природе выступает в форме умысла и неосторожности. Этот признак не всегда является обязательным, иногда он может отсутствовать.

  2. Противоправность поведения нарушителя, что предполагает нарушение норм экологического и иного законодательства.

  3. Общественная опасность, которая проявляется в наличии вреда, причиненного окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства или реальной угрозы его причинения.

  4. Причинная связь между противоправным деянием и наступившим вредом либо реальной угрозой его причинения.

  5. Наказуемость, то есть к нарушителю применяются меры юридической ответственности.

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения, связанные с сохранением и обеспечением состояния и качества окружающей среды.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой общественно опасное посягательство на общественные отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. Признаками объективной стороны являются деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствием, время, место, обстановка и способ совершения правонарушения.


Субъективную сторону характеризует психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному деянию, а также к его последствиям. Признаками субъективной стороны выступают вина, мотив и цель.

Субъектами экологического правонарушения могут выступать предприятия, учреждения, организации, их должностные лица, граждане, действием (бездействием) которых причиняется вред отдельным объектам природы.

Экологические правонарушения можно классифицировать на виды по различным критериям.

По характеру применяемых санкций экологические правонарушения делятся на административные, уголовные, дисциплинарные, материальные, гражданско-правовые.

По предмету посягательства экологические правонарушения делятся на земельные, водные, лесные, нарушения законодательства о недрах, нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, нарушение законодательства об охране и использовании животного мира, нарушение законодательства об охране особо охраняемых природных территорий и нарушение законодательства об охране окружающей человека среды.

По степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на экологические преступления и экологические проступки, которые в свою очередь подразделяются на административные, гражданские, дисциплинарные, материальные правонарушения.

По характеру причиненного вреда экологические правонарушения делятся на:

- загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов;

- порча, повреждение, уничтожение природных объектов;

- истощение природных ресурсов;

- нерациональное использование природных ресурсов.

Вред природной среде – это количественные и качественные потери в окружающей естественной среде обитания, которые выражаются в загрязнении окружающей среды, повреждении, уничтожении природных объектов и экосистем.

Указанный вред имеет две формы проявления – экономический вред (посягающий на экономические интересы природопользователя) и экологический вред (посягающий на интересы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде).

За экологические правонарушения наступает предусмотренная законодательством ответственность.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена законодательством Республики Казахстан для должностных лиц и других работников предприятий, организаций и учреждений. Данный вид ответственности наступает в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка. Закон РК «О труде в РК» устанавливает следующие виды дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, расторжение индивидуального трудового договора.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятием, учреждением, организацией в соответствии с трудовым законодательством. При этом учитывается только прямой ущерб. Не может быть возложена на работника ответственность за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска.