Файл: организация доступной и безбарьерной среды для лиц с овз в сфере туризма и гостеприимства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2
по дисциплине «Организация обслуживания лиц с ОВЗ в туризме и гостеприимстве»
Кейс-задание
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ И БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
___________________________________________________
ФИО студента | Бабенко Екатерина Андреевна |
Направление подготовки | Гостиничное дело |
Группа | ГСД-Б-0-Д-2022-1 |
Москва
Оглавление
Введение ……………………………………………………..3
Основная часть ……………………………………………..4
1. Основные формы инвалидности ………………………………………….4
2. Правила этикета при общении с лицами с ОВЗ ………………………...5
3. Разработка регламента обслуживания инвалидов при посещении объекта (получении услуги) ...………………………………………………..6
3.1. Оказание помощи незрячему…………………………………………….7
3.2. Помощь инвалидам на кресле-коляске ……………………………….10
3.3. Общение с посетителями с проблемами слуха …………………….....12
Заключение …………………………………………………14
Список используемых источников ……………………...15
Введение
Сфера гостеприимства является мощной индустрией, где работает огромное количество высококвалифицированных сотрудников, формируя все самое наилучшее, с целью удовлетворить любые потребности гостей.
Социальная специфика инвалидности заключается в большом количестве барьеров со стороны общества, среди которых коммуникативные, психологические, экономические, правовые и прочие барьеры, не позволяющие людям с различными отклонениями в здоровье, активно включится в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. На данный момент, во всем мире признается идея интеграции людей с инвалидностью, которая нацелена на восстановление и налаживание утраченных связей инвалида с обществом, на обеспечение равных прав и возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Формирование безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставит возможность в привлечении большого числа гостей, и повлияет на конкурентоспособность гостиничного предприятия среди аналогичных средств размещения труда и досуга и преодоление барьеров.
Основная часть
1. Основные формы инвалидности.
Основные формы инвалидности | Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды |
1. Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках | Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг; альтернативные формы оказания услуг, т.ч., на дому; удобное размещение информации; организация работы помощников (ассистентов) |
2. Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. | Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг; организация места для отдыха; для инвалидов, не действующих руками - помощь при выполнении необходимых действий. |
2. Инвалиды с нарушениями зрения. | Устранение информационных и физических барьеров на пути движения; предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки); допуск тифлопереводчика; допуск собаки проводника |
3. Инвалиды с нарушениями слуха. | Устранение барьеров по предоставлению информации; допуск сурдопереводчика |
4. Инвалиды с нарушениями умственного развития. | Устранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение»); организация сопровождения в учреждении |
2. Правила этикета при общении с лицами с ОВЗ.
Работниками образовательных организаций должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами.
1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.
7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам не мешало.
9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
3. Разработка регламента обслуживания инвалидов при посещении объекта (получении услуги).
Конвенцией о правах инвалидов рекомендовано предоставлять при обслуживании инвалидов различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников. Соответственно Законом «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» установлена необходимость сопровождения посетителей-инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Для выполнения этого законодательного требования организации, предоставляющие услуги населению, должны разработать регламент оказания такой помощи.
При оказании услуг людям с инвалидностью согласно Конституции Российской Федерации, недопустимы какие-либо ограничения их законных прав (по сравнению с другими категориями потребителей). Регламент обслуживания инвалидов - это порядок обслуживания с обеспечением удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения, создание условий для минимизации затрат и усилий инвалидов на реализацию цели посещения и удовлетворение своих нужд. Как правило, помощь инвалиду при получении услуги оказывается при поступлении просьбы с его стороны.
Организация помощи инвалидам должна быть регламентирована следующим образом:
приказами назначены сотрудники, ответственные за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг, за сопровождение инвалидов и оказание им необходимой помощи;
внесены необходимые изменения в должностные инструкции и положения в части организации работы по обеспечению доступности услуг, сопровождению инвалидов и оказанию им необходимой помощи в преодолении препятствий;
организовано обучение (инструктирование) сотрудников.
Кроме архитектурной и информационной доступности, при оказании услуги инвалидам важное значение имеет административный регламент обслуживания и персонал, обученный для работы с инвалидами.
3.1. Оказание помощи незрячему.
При появлении на главном входе (специализированном входе для инвалидов) незрячего человека без сопровождающего лица необходимо выяснить: нужна ли ему помощь и сопровождение по объекту.
Слегка дотроньтесь до его руки, чтобы он понял, что Вы обращаетесь именно к нему, отрекомендуйтесь, назовите свое имя и должность и спросите: «Вам помочь? Вам нужен сопровождающий или Вы ориентируетесь самостоятельно?». Сообщите администратору (ответственному за организацию сопровождения и оказания помощи), что необходимо обеспечить сопровождение незрячего или информирования его об особенностях объекта. Предложите незрячему посетителю подождать до прихода сотрудника, который может обеспечить сопровождение.
Следует проверить наличие у незрячего инвалида с собакой паспорт собаки-проводника для слепого (документ, подтверждающий ее специальное обучение). Собака должна быть в наморднике и в шлейке со специальными знаками, либо на поводке.
При контакте со слепым нужно называть себя, свою должность. Обращаясь к незрячему посетителю, нужно называть его по имени, чтобы он понял, что обращаются именно к нему. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к его спутнику. Если Вы вынуждены отлучиться, предупредите слепого о своем уходе.
При сопровождении по объекту незрячий берет сопровождающего под руку или за плечо, или придерживается его руки чуть выше локтя, располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаясь перед ними. в узких местах следует заводить руку, за которую держится инвалид, за спину – так, чтобы он мог, не теряя контакта, двигаться следом (инвалид может также идти, касаясь спины сопровождающего тыльной стороной руки).
Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию.
При описании препятствий избегайте расплывчатых описаний. Определяйте левую и правую стороны препятствия по отношению к позиции незрячего.
В настоящее время практически все собаки-проводники проходят обучение по спуску и подъёму на эскалаторе.
Предупреждайте о препятствиях: ступенях, выступающих предметах (столах, стульев, открытых дверях), высоких порогах и т. д. При движении сообщайте: «Бордюр вверх/вниз», «Ступени вверх/вниз», "Через несколько метров будем спускаться по пандусу», «осторожно, узкий проход».
Положив руку незрячего на перила лестницы, вы ориентируете его о начале/конце спуска или подъема. По ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним, предупреждайте о нестандартных (высоких, закругленных, скошенных) ступенях.