Файл: организация доступной и безбарьерной среды для лиц с овз в сфере туризма и гостеприимства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы помочь слепому сесть, положите его руку на спинку стула.
Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на
нужный путь.
Самостоятельное преодоление слепыми незнакомых маршрутов возможно
только при наличии предварительного точного описания маршрута по тактильному плану. Для этого следует предложить незрячему посетителю познакомиться с рельефно-тактильным планом объекта, проинформировать о наличии на объекте тактильных табличек и высоте их расположения. Во время ознакомления с тактильной схемой необходимо взять слепого за руку и провести его руку по соответствующему элементу мнемосхемы.
Необходимо не только показывать незрячему по мнемосхеме маршрут передвижения, но и примерное расстояние на каждом отрезке, так как даже при передвижении по направляющей незрячий инвалид может не заметить поворот тактильной направляющей и потерять ее.
При этом необходимо четко пояснять систему, установленных на объекте тактильных указателей, с указанием их видов и мест установки.
Если зрячие оценивают увиденное вначале в целом, а затем рассматривают все в деталях, слепые, напротив, воссоздают картину из суммы воспринимаемых отдельно деталей. Ознакомление по тактильной схеме последовательности ориентиров и указателей на путях передвижения обеспечивает слепому создание воображаемого плана объекта и облегчит самостоятельное ориентирование во время движения. Для незрячих в первую очередь важны тактильные ориентиры: тип напольного покрытия, специальные напольные тактильные указатели (направляющие и предупреждающие), а также архитектурные элементы здания: колонны, двери, лестницы, эскалаторы. Следует обратить внимание незрячего посетителя на акустические ориентиры: шум эскалаторов, звук открывающейся входной двери.
Для обслуживания посетителей с нарушениями зрения рекомендуется иметь в учреждении специальное оборудование: лупы, в том числе электронные,
брайлевские принтеры и пр.
3.2. Помощь инвалидам на кресле-коляске.
При появлении на входе инвалида на кресле-коляске следует выяснить, цель его посещения, например, куда он хочет сесть, для решения какой проблемы он посетил данный объект и пр. При этом следует обращаться к самому инвалиду, а не сопровождающему его лицу. Для лучшего контакта наклонитесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Следует рекомендовать инвалиду на кресле-коляске воспользоваться приспособленным путем движения на объекте (указать расположение лифтов, подъемников, пандусов) к целевому месту посещения. Сообщите администратору (ответственному за организацию сопровождения и оказание помощи) о появлении на входе инвалида на кресле-коляске.
Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь, подняться по пандусу, преодолеть высокий порог.
Если предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям инвалида.
Если Вас попросили передвигать коляску с инвалидом, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия или к выпадению инвалида из кресла-коляски. Притормозите коляску в месте перепадов высоты, порога, стыка пандуса и прилегающего пола.
Будьте осторожны, при резком нажатии на ручки коляска может опрокинуться. При необходимости преодоления небольших препятствий (порогов, одиночных ступеней) осторожно нажмите ногой специальный упор- рычаг на раме сзади коляски. Пороги и одиночные ступени можно преодолевать, перекатывая коляску сначала задними большими колесами (спиной вперед). При перемещении по крутому пандусу следует спускать инвалида спиной вниз, чтобы он не выпал из коляски.
Выясните у посетителя на кресле-коляске нужно ли ему воспользоваться платформой для инвалидов для спуска или подъема на другие уровни объекта (при наличии платформы). При использовании платформы следует предложить помощь инвалиду для заезда на нее по минипандусу, некоторым подъем даже на небольшую высоту представляет затруднение.
Человек на коляске по расположению относительно окружающих его людей, всегда ниже, то есть, при большом скоплении людей, ему трудно ориентироваться, видеть доступную для других информацию. По его просьбе следует проинформировать его о расположении основных зон обслуживания. В начале посещения следует обязательно проинформировать инвалида, где находятся зоны безопасности, как себя вести в экстренной ситуации.
При поступлении сигнала об оказании помощи из санузла для инвалидов следует выяснить, какого рода помощь требуется, при необходимости открыть дверь снаружи специальным ключом и организовать необходимую помощь (поднять инвалида с пола, вызвать медицинский персонал и пр.).
По окончании посещения следует помочь инвалидам одеться и покинуть помещения объекта.
Ответственному за сопровождение инвалидов (администратору) следует знать, сколько присутствует инвалидов на кресле-коляске в здании, на каких этажах они находятся. Эта информация необходима при чрезвычайной ситуации.
В экстренных ситуациях следует максимально быстро организовать безопасную эвакуацию нуждающихся в помощи, привлекая к этому ответственных лиц, либо добровольных помощников, четко управляя их действиями. Не следует эвакуировать инвалидов на кресле-коляске в общем потоке, так как они могут затормозить поток людей и создать давку. В исключительных случаях при необходимости эвакуации инвалида по лестнице следует переносить его на руках без коляски (вес коляски 18-20 кг).
При необходимости перемещения инвалида по лестнице путем переноса коляски обязательно спросите, за какие части коляски можно ее поднимать, так как у коляски есть съемные детали (подлокотники, подножки, большие колеса).
3.3. Общение с посетителями с проблемами слуха.
Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить степень глухоты. Если посетитель обладает достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.
Важно, чтобы при общении не мешали посторонние источники шума. При общении сотруднику нужно встать так, чтобы было видно его лицо и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Очень уместно предложить инвалиду заранее подготовленный текстовой вариант по предмету общения. С кем-то оптимален метод записок. В отдельных случаях необходимо воспользоваться услугами сурдопереводчика.
На объекте, в учреждении нужен хотя бы один человек, который знает лексический минимум жестового языка.
При общении нужно встать так, чтобы было видно лицо сотрудника и особенно губы. Чтение с губ, достаточно сложный процесс: не все звуки артикулируются, не у всех хорошая артикуляция, и т.д. Максимум понимания речи по губам 60 – 65 % достоверности.
Прежде, чем начать разговор, убедитесь, что на вас смотрят, либо привлеките к себе внимание. Для привлечения внимания глухого человека уместно дотронуться до его плеча или похлопать перед ним по столу.
Заключение
На сегодняшний день общество обращает свое внимание на создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике ООН, в мире насчитывается свыше одного миллиарда инвалидов, что составляет примерно 15% населения. В России насчитывается около 12,3 миллионов инвалидов, из которых 40% – это молодые люди. Услуги, которые оказываются людям с ограничениями здоровья, должны соответствовать федеральным законам и нормативно-правовым документам.
Сегодня гостиничные предприятия уделяют особое внимание по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15, 15.1, 16, 33).
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1297 от 01.12.2015 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
3. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»
4. Приказ Минтруда России от 06.12.2012 № 575 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».
5. Методические указания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.08.2015 года «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи».