ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
Ф КГМА 1-8-21/02
МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г
КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Лекция
Тема:«процессуальное право Республики казахстан»
Дисциплина: «Основы права»
Специальность 051301«Общая медицина».
Курс: 1
Время (продолжительность): 50 минут.
Караганда 2008
Утверждена на методическом совещании кафедры:
Протокол № 10
от «19» июня 2008г.
Зав. кафедрой: Никитина О.К.
Тема: В юридической науке существует деление норм права на материальные и процессуальные. Процессуальные нормы регламентируют правоохранительный процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, когда субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд.
Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе процессуального права, его принципах, участниках уголовно- и гражданско-процессуальных правоотношений и стадиях уголовного и гражданского процесса..
План лекции:
1. Понятие и общие принципы процессуального права Республики Казахстан
2. Особенности гражданского процесса
3. Особенности уголовного процесса
1. Понятие и общие принципы процессуального права Республики Казахстан
Процессуальное право – система правовых норм, регламентирующих порядок и форму правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, которая направлена на реализацию норм различных отраслей права.
Основу процессуального права составляют принципы, на которых строится деятельность правоохранительных органов и суда. «Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, невыводимые друг из друга и охватывающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам».
Понять процессуальное право без знания формирующих его принципов невозможно: принципы в концентрированном виде выражают само право.
Принципы в праве отражают воплощенные в нем юридические идеи, которые являются отправными в законодательстве и правоприменении. По определению Г. А. Кригера, «...принципы права – это вытекающие из социально-экономической природы и закрепленные в праве идеологические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функцию права и определяющие характер, основания и объем государственного принуждения и иных мер воздействия, необходимых для обеспечения успешного развития господствующих общественных отношений». Поэтому целесообразно одновременное рассмотрение вопроса об их содержании.
Принцип законности признается наиважнейшим и занимает первое место в системе принципов права. Закрепление и последовательное осуществление принципа законности в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве имеют важное значение для граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций.
Предупредительное, профилактическое значение принципа законности, понимаемого как обязательное соблюдение законов, в том числе и уголовно-правовых, непосредственно вытекает из ст. 34 Конституции РК, в которой отмечается: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Социальная значимость законности как принципа уголовного права заключается также в том, что она обеспечивает охрану прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц, наделенных правом применять нормы уголовного права. К этому обязывает ст. 9 Закона РК «О государственной службе»: «Государственные служащие обязаны …обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры».
Законность выступает в качестве одного из основных демократических принципов организации и функционирования общества и государства. Это означает, что все действия, которые совершаются в обществе и являются объектом правового регулирования, должны осуществляться в точном соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Законность органически включает в себя развитую систему прав и свобод граждан, последовательное демократическое их содержание, неразрывную связь с гражданскими обязанностями и, наконец, практическую реализацию указанных прав и свобод.
Будучи многогранным общественным явлением, законность выступает и как определенный демократический режим, свойственный любой деятельности, осуществляемой в сфере правового регулирования.
Для реализации принципа законности в процессуальном праве, деятельности правоохранительных органов необходимы определенные условия. Во-первых, в обществе должна действовать развитая система права, с необходимой полнотой и четкостью отражающая объективные потребности общественного развития, гарантирующая проведение в жизнь принципов демократизма.
Во-вторых, в обществе и государстве должен быть признан принцип верховенства закона, реализация которого на практике обеспечивает режим законности в республике. Данное требование тесно связано с предыдущим, поскольку закон составляет основу всей правовой системы общества. В законах отражены и получают правовое урегулирование важнейшие потребности, связанные с развитием общества, решаются наиболее важные и сложные вопросы государственной политики. Закон обладает высшей юридической силой, ему должны полностью соответствовать и не могут противоречить акты, издаваемые другими органами, как общественными, так и государственными.
Согласно ст. 10 УПК РК, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель при производстве по уголовным делам обязаны точно соблюдать требования Конституции, УПК РК. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы гражданина. Нарушение закона судом, органами уголовного преследования при производстве по уголовным делам недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными незаконных актов и их отмену.
Ошибочные следственные, прокурорские и судебные решения сопряжены с искажением воли законодателя, целей и смысла соответствующего законодательного установления. Они ослабляют единство и стабильность применения права, ведут к нарушению прав и законных интересов граждан.
В связи с этим большое значение для соблюдения принципа законности в деятельности правоохранительных органов имеют положения п. 9 ч. 3 ст. 77 Конституции Республики Казахстан, который гласит: «не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом».
Упрочение и дальнейшее совершенствование законности органически включает в себя требование правильного понимания соотношения между законностью и целесообразностью. Целесообразно только то, что законно.
Принцип равенства перед законом и судом наряду с другими закрепленными в Конституции Республики Казахстан правовыми принципами имеет важное значение для дальнейшего развития и совершенствования процессуального законодательства. Часть 1 ст. 14 Конституции гласит: «Все равны перед законом и судом». В соответствии с ч. 2 этой же статьи «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Эти положения распространяются на все стороны жизни, в том числе на политическую и социальную, одним из элементов которой является уголовная ответственность.
Рассматриваемый принцип состоит из двух частей: равенство перед законом и равенство перед судом, содержание которых далеко неоднозначно.
Равенство всех людей перед законом – один из важнейших принципов существования правового государства. Однако в развитых демократических странах в целях защиты конституционно-правовых ценностей допускается неравенство перед законом. Такое неравенство проявляется в особом порядке привлечения к ответственности Президента, депутатов Парламента, судей, прокуроров и т. п. «Это неравенство перед законом (иммунитет), – как считает В. А. Четвернин, – представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и независимость этих должностных лиц».
Институт иммунитета на сегодня является одним из уголовно-процессуальных институтов, выполняющих важнейшую функцию реализации принципа равенства в уголовном судопроизводстве посредством установления специальных условий участия отдельных лиц в уголовном процессе.
Так, на основании Конституционного закона «О Парламенте РК и статусе его депутатов» привлечение народных избранников к уголовной ответственности возможно лишь с согласия соответствующей палаты. Это положение не свидетельствует о том, что в отношении депутатов предусматривается исключение из принципа равенства. Статус неприкосновенности депутатов – лишь гарантия недопустимости необоснованного их привлечения к ответственности. В случае же вынесения обвинительного приговора Центральная избирательная комиссия вносит представление в соответствующую палату о лишении его депутатского мандата (ч. 4 ст. 32).
Равная для всех обязанность нести ответственность за совершенное преступление составляет сущность рассматриваемого уголовно-правового принципа. Он означает, что каждый гражданин, нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности и никто не вправе быть устранен от уголовной ответственности, если в его действиях имеется состав преступления.
В юридической литературе принцип равенства перед законом сформулирован следующим образом: «лица, совершившие преступления, равны перед законом и несут ответственность независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств».
Известно, что некоторые лица, так называемые специальные субъекты, привлекаются к уголовной ответственности в тех случаях, когда другие граждане за такие же действия уголовной ответственности не подлежат. Самым распространенным видом специального субъекта является должностное лицо.
Может возникнуть вопрос: не противоречит ли принципу равенства граждан перед законом повышенная требовательность в отношении подобных категорий граждан? Для таких сомнений нет оснований: повышенная ответственность должностных лиц связана с большим объемом предоставленных им прав, большим доверием со стороны государства.