Файл: Лекция 24 Основы процессуального права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г


КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН








Лекция

Тема:«процессуальное право Республики казахстан»



Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.




























Караганда 2008


Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.














































Тема: В юридической науке существует деление норм права на материальные и процессуальные. Процессуальные нормы регламентируют правоохранительный процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, когда субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд.


Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе процессуального права, его принципах, участниках уголовно- и гражданско-процессуальных правоотношений и стадиях уголовного и гражданского процесса..


План лекции:

1. Понятие и общие принципы процессуального права Республики Казахстан

2. Особенности гражданского процесса

3. Особенности уголовного процесса



1. Понятие и общие принципы процессуального права Республики Казахстан

Процессуальное право – система правовых норм, регламентирующих порядок и форму правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, которая направлена на реализацию норм различных отраслей права.

Основу процессуального права составляют принципы, на которых строится деятельность правоохранительных органов и суда. «Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, невыводимые друг из друга и охватывающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам».

Понять процессуальное право без знания формирующих его принципов невозможно: принципы в концентрированном виде выражают само право.

Принципы в праве отражают воплощенные в нем юри­дические идеи, которые являются отправными в законода­тельстве и правоприменении. По определению Г. А. Кри­гера, «...принципы права – это вытекающие из социально-эко­номической природы и закрепленные в праве идеологиче­ские и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функцию права и определяющие характер, основания и объем государственного принуждения и иных мер воздействия, необ­ходимых для обеспечения успешного развития господствующих общественных отношений». Поэтому целесооб­разно одновременное рассмотрение вопроса об их содержании.

Принцип законности признается наиважней­шим и занимает первое место в системе принципов права. Закрепление и последовательное осуществление принципа законности в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве имеют важное значение для граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций.

Предупредительное, профилактическое значение принципа законности, понимаемого как обязательное соблюдение законов, в том числе и уголовно-правовых, непосредственно вытекает из ст. 34 Конституции РК, в которой отмечается: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и досто­инство других лиц». Социальная значимость законности как принципа уголовного права заключается также в том, что она обеспечивает охрану прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц, наделенных правом применять нормы уголовного права. К этому обязывает ст. 9 Закона РК «О государственной службе»: «Государственные служащие обязаны …обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры».

Законность выступает в качестве одного из основных демократи­ческих принципов организации и функционирования об­щества и государства. Это означает, что все действия, которые совершаются в обществе и являются объектом правового регулирования, должны осуществляться в точ­ном соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Законность органически включает в себя развитую систему прав и свобод граждан, последовательное демок­ратическое их содержание, неразрывную связь с граждан­скими обязанностями и, наконец, практическую реализацию указанных прав и свобод.


Будучи многогранным общественным явлением, законность выступает и как определенный демократический режим, свойственный любой деятельности, осуществляемой в сфере правового регулирования.

Для реализации принципа законности в процессуальном праве, деятельности правоохранительных органов необходи­мы определенные условия. Во-первых, в обществе должна действовать развитая система права, с необходимой полнотой и четкостью отражающая объективные потребности общественного развития, гарантирующая проведение в жизнь принципов демократизма.

Во-вторых, в обществе и государстве должен быть признан принцип верховенства закона, реализа­ция которого на практике обеспечивает режим законности в республике. Данное требование тесно связано с пред­ыдущим, поскольку закон составляет основу всей правовой системы общества. В законах отражены и получают правовое урегулирование важнейшие потребности, связанные с развитием общества, решаются наиболее важные и сложные вопросы государственной политики. Закон обладает высшей юридической силой, ему должны полно­стью соответствовать и не могут противоречить акты, изда­ваемые другими органами, как общественными, так и государственными.

Согласно ст. 10 УПК РК, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель при производстве по уголовным делам обязаны точно соблюдать требования Конституции, УПК РК. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы гражданина. Нарушение закона судом, органами уголовного преследования при производстве по уголовным делам недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными незаконных актов и их отмену.

Ошибочные следственные, прокурорские и судебные ре­шения сопряжены с искажением воли законодателя, целей и смысла соответствующего законодательного установления. Они ослабляют единство и стабильность применения права, ведут к нарушению прав и законных интересов граждан.

В связи с этим большое значение для соблюдения принципа законности в деятельности правоохранительных ор­ганов имеют положения п. 9 ч. 3 ст. 77 Конституции Республики Казахстан, который гласит: «не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом».

Упрочение и дальнейшее совершенствование законности органически включает в себя требование правильного понимания соотношения между законностью и целесообразностью. Целесообразно только то, что законно.

Принцип равенства перед законом и судом наряду с другими закрепленными в Конституции Республики Казахстан правовыми принципами имеет важное значение для дальнейшего развития и совершенствования процессуального законодательства. Часть 1 ст. 14 Конституции гласит: «Все равны перед законом и судом». В соответствии с ч. 2 этой же статьи «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Эти положения распространяются на все стороны жизни, в том числе на политическую и социаль­ную, одним из элементов которой является уголовная ответственность.


Рассматриваемый принцип состоит из двух частей: равенство перед законом и равенство перед судом, содержание которых далеко неоднозначно.

Равенство всех людей перед законом – один из важнейших принципов существования правового государства. Однако в развитых демократических странах в целях защиты конституционно-правовых ценностей допускается неравенство перед законом. Такое неравенство проявляется в особом порядке привлечения к ответственности Президента, депутатов Парламента, судей, прокуроров и т. п. «Это неравенство перед законом (иммунитет), – как считает В. А. Четвернин, – представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и независимость этих должностных лиц».

Институт иммунитета на сегодня является одним из уголовно-процессуальных институтов, выполняющих важнейшую функцию реализации принципа равенства в уголовном судопроизводстве посредством установления специальных условий участия отдельных лиц в уголовном процессе.

Так, на основании Конституционного закона «О Парламенте РК и статусе его депутатов» привлечение народных избранников к уголов­ной ответственности возможно лишь с согласия соответст­вующей палаты. Это положение не свидетельствует о том, что в отношении де­путатов предусматривается исключение из принципа ра­венства. Статус неприкосновенности депутатов – лишь гарантия недопустимости необоснованного их привлечения к ответственности. В случае же вынесения обвинительного приговора Центральная избирательная комиссия вносит представление в соответствующую палату о лишении его депутатского мандата (ч. 4 ст. 32).

Равная для всех обязанность нести ответственность за совершенное преступление составляет сущность рассматриваемого уголовно-правового принципа. Он означает, что каждый гражданин, нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности и никто не вправе быть устранен от уголовной ответственности, если в его действиях имеется состав преступления.

В юридической литературе принцип равенства перед за­коном сформулирован следующим образом: «лица, совершившие преступления, равны перед законом и несут ответственность независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, ра­совой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характе­ра занятий, места жительства и других обстоятельств».

Известно, что некоторые лица, так называемые специальные субъекты, привлекаются к уголовной ответственности в тех случаях, когда другие граждане за такие же действия уголовной ответственности не подлежат. Самым распространенным видом специального субъекта является должностное лицо.

Может возникнуть вопрос: не противоречит ли принципу равенства граждан перед законом повышенная требова­тельность в отношении подобных категорий граждан? Для таких сомнений нет оснований: повышенная ответствен­ность должностных лиц связана с большим объемом предоставленных им прав, большим доверием со стороны государства.