Файл: Лекция 22 Борьба с коррупцией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г


КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН









Лекция

Тема : «борьба с коррупцией в Казахстане»



Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301 «Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.


























Караганда 2008


Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.












































Тема: В настоящее время проявления коррупции имеют место практически во всех сферах общественной жизни. В связи с этим с каждым годом усиливается борьба с ней, в том числе и на законодательном уровне. Совершенствуются имеющиеся, принимаются новые нормативно-правовые акты на всех уровнях государственного управления. В данной лекции раскрывается современное состояние борьбы с коррупцией, ее перспективы, очерчивается круг ее субъектов, анализируются конкретные меры борьбы с коррупцией и их эффективность.


Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе мер по борьбе с коррупцией, органах, ее осуществляющих, их основных задачах и функциях.


План лекции:

1. Понятие коррупции, субъекты коррупционных правонарушений

2. Основные принципы борьбы с коррупцией

3. Профилактика совершения коррупционных правонарушений государственными служащими.

4. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией




1. Коррупция была известна еще в древности. О ней говорили такие философы, как Аристотель, аль-Фараби, философы Нового времени.

Термин «коррупция» не является термином юридическим, этимологически он происходит от латинского слова «порча», «подкуп».

В широком смысле коррупция – это негативное социальное явление. Законодательное определение коррупции это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ

Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией

1. За правонарушения, связанные с коррупцией, несут ответственность лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним.

2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:

1) все должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи;

2) все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

3. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

1) лица, избранные в органы местного самоуправления;

2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;

4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов.

4. К субъектам коррупционных правонарушений относятся также физические и юридические лица, осуществляющие подкуп должностных и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, а равно предоставляющие им противоправно имущественные блага и преимущества

2. Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

1) равенства всех перед законом и судом;

2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;


4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;

5) признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан;

6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;

7) обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

8) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;

11) установления запрета для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним. на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.

3. Поскольку на государственного служащего возложено осуществление задач и функций государства, он в интересах общества и государства, должен быть “дистанцирован” от всякого рода действий, способных поставить под угрозу незыблемость государственно-правовых институтов.

7. Запрет в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц (подп.7 п.1 ст.10).

Смысл данного запрета состоит в том, чтобы государственные служащие не оказывали какого-либо предпочтения гражданам и юридическим лицам на основе личных, семейных, дружеских связей. Государственным служащим в обеспечение независимости и беспристрастности их деятельности запрещено принимать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением своих служебных обязанностей. Под вознаграждением понимаются деньги, ссуды, услуги, оплата командировок и т.д. физическими и юридическими лицами.


Закон Республики Казахстан “О борьбе с коррупцией” дает определение коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ. Ими в соответствии с п.1 ст.13 Закона, является следующие деяния государственных служащих:

1) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг или иных формах от организаций, в которых лицо не исполняет соответствующих функций, а также физических лиц, и иное не предусмотрено законодательством.

Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома, с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежит не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий налоговый орган об обстоятельствах поступления таких средств;

2) принятие подарков или услуг в связи с выполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства или при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные лицу при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет. Лицо, к которому поступили подарки, в праве с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков денежные средства специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет;

3) принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан за исключением поездок:

- по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

- по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

- осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан ил на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;