ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
Ф КГМА 1-8-21/02
МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г
КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Лекция
тема:«Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан»
Дисциплина: «Основы права»
Специальность 051301«Общая медицина».
Курс: 1
Время (продолжительность): 50 минут.
Караганда 2008
Утверждена на методическом совещании кафедры:
Протокол № 10
от «19» июня 2008г.
Зав. кафедрой: Никитина О.К.
Тема: Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение уголовного закона, обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина и др. – во многом зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов. В данной лекции раскрывается их понятие и сущность, рассматриваются основные функции и задачи.
Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе правоохранительных органов, их задачах и функциях.
План лекции:
1. Понятие и сущность правоохранительной системы
2. Органы внутренних дел и органы финансовой полиции
3. Органы юстиции и прокуратура
4. Адвокатура
1. Под правоохранительными органами подразумеваются органы, специально занимающиеся обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбой с преступлениями и иными правонарушениями.
В специальной литературе вопрос о круге такого рода органов решается по-разному. Одни авторы правоохранительными считают только те органы, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью, другие – те, что поддерживают порядок в общественных местах и т. д.
Как известно, органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, соответствующих должностных лиц насчитывается немало. Вряд ли будет целесообразным всех их относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление одной из правоохранительных функций. К примеру, для капитана корабля, находящегося в дальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, также она не является главной для воинских начальников, работников противопожарной службы.
При определении роли и значимости конкретной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следует пользоваться дополнительными критериями: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица. Используя названные критерии, из числа правоохранительных органов можно выделить систему государственных органов, для которых борьба с преступлениями – основная задача. Таким специфическим институтом, по мнению В. Н. Кудрявцева, является система уголовной юстиции, под которой он понимает те государственные органы и выполняемые ими функции, которые непосредственно связаны с осуществлением правосудия по уголовным делам, выявлением лиц, совершивших преступления, расследованием и судебным рассмотрением дела, назначением и исполнением наказания и т. п.
В статье 192 УПК РК прямо обозначены органы, к чьей подследственности относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена конкретными статьями Уголовного кодекса РК. Расследование уголовных дел, согласно данной норме, производится следователями Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел, финансовой полиции.
Круг органов, к компетенции которых относится производство дознания по уголовным делам, значительно шире (ст. 285 УПК РК). В него, помимо вышеперечисленных, входят таможенные органы, органы военной полиции, пограничной, государственной противопожарной служб.
В зависимости от складывающейся социальной, экономической, политической обстановки возрастает роль той или иной группы правоохранительных оганов. Например, в связи с возрастающей во всем мире угрозой терроризма одной из основных задач органов национальной безопасности Республики Казахстан являются выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности РК (ст. 2 Закона РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21 декабря 1995 г. № 2710).
2. Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г. № 2707 (с изм. и доп.), органы внутренних дел являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
Место и роль правоохранительных органов нашей республики, в частности органов внутренних дел, претерпели множество изменений – от всеобщего, тотального контроля этих органов за всеми сторонами жизни общества до выполнения вспомогательных функций в обеспечении стабильности отношений в условиях демократизации и перехода к рыночным отношениям и защите прав и свобод человека и гражданина.
Многообразие и разноплановость задач, стоящих перед органами внутренних дел, обусловили необходимость выделения в их составе отдельных подразделений: криминальной полиции, административной полиции и иных служб, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел, имеющих статус воинского формирования.
Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следственные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные Министерству внутренних дел Республики Казахстан. Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений; производство дознания по делам о преступлениях, относящихся к ведению органов внутренних дел; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (ст. 4-1 Указа об ОВД).
В состав административной полиции входят службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, дорожной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач. К основным задачам административной полиции относятся: охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений; осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан; обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, документов; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и иные задачи, возложенные на органы внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан (ст. 4-2 Указа об ОВД).
Военно-следственными органами являются следственный департамент, военно-следственные управления и отделы по гарнизонам, состоящие из следственных, оперативно-розыскных, оперативно-технических и иных подразделений, необходимых для решения стоящих перед ними задач. Основными задачами военно-следственных органов являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование воинских преступлений и преступлений, совершенных военнослужащими, относящихся к подследственности органов внутренних дел (ст. 4-3 Указа об ОВД).
Военная полиция Министерства внутренних дел является специальным органом и предназначена: для обеспечения правопорядка во внутренних войсках; осуществления дознания по воинским преступлениям, а также по другим преступлениям, совершенным военнослужащими внутренних войск; предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных правонарушений среди них; раскрытия воинских преступлений; розыска военнослужащих внутренних войск (ст. 4-4 Указа об ОВД).
Как отмечается в Программе Правительства РК на 2003-2006 гг., утвержденной Указом Президента РК от 15 августа 2003 г., существует реальная угроза обострения ситуации в сопредельных государствах, распространения терроризма, политического и религиозного экстремизма, наркобизнеса, незаконного оборота оружия, нелегальной миграции. В связи с этим целями нашего государства являются, в частности, усиление борьбы с терроризмом, наркоманией, преступностью и укрепление правопорядка. «Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод…». Главную роль в реализации этого минимума играют, несомненно, органы внутренних дел, на которые законом возложены задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений и др.
В современной правовой науке преобладающим стало понимание деятельности органов внутренних дел (полиции) как определенного вида государственно-властной деятельности в различных сферах защиты прав и свобод гражданина и прежде всего обеспечения общественного порядка. Так, в 2004 г. в Казахстане было зарегистрировано 143550 преступлений, из них общеуголовных – 122613. Данный факт еще раз подтверждает то, что именно на органы внутренних дел ложится основное бремя борьбы с преступностью и иными правонарушениями, а это, в свою очередь, требует создания системы гарантий для эффективного выполнения ими возложенных на них функций и задач.
Органы финансовой полиции Республики Казахстан – специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом (Закон РК «Об органах финансовой полиции РК» от 4 июля 2002 г. № 336-II).