Файл: Лекция 19 Основы финансового права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г


КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН









Лекция

«Основы финансового права Республики казахстан»




Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.


























Караганда 2008



Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.












































Тема: Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права, каковым является финансовое право. Оно регулирует финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление финансовой системы и т.д..


Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе финансового права, формах и методах финансово-правового регулирования.


План лекции:

  1. Понятие финансов. Государственные финансы

  2. Финансово-правовые нормы

  3. Финансовые правоотношения

  4. Понятие и элементы денежной системы



1. Термин «финансы» произошел от латинского - конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. К этому примыкает латинский глагол - окончить, урегулировать спор (обычно денежный).

Рассматривая категорию «финансы» в их материальном значении и в соотношении с понятием «деньги» можно выделить три значений этой категории.

В широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятию «деньги». Собственно говоря, в бытовом обиходе мы так и восприни­маем это слово: говорим «финансы» - подразумеваем «деньги». Например, когда человек говорит, что «у него с финансами туговато», то любому ясно - этот человек испытывает денежные затруднения. Некоторые экономисты также при­держиваются такого понимания. Поэтому можно встретить высказывание, со­гласно которому финансы подразделяются на финансы граждан, финансы юридических лиц, финансы государственно-территориальных образований и финансы государства в целом, т. е. охватывается вся денежная масса, оборачи­вающаяся в стране.

Однако существование такой категории, как «финансовое право», бе­зусловно производной от понятия «финансы», ставит под сомнение такое их отождествление с деньгами. Действительно, если бы понятия «финансы» и «деньги» были бы просто синонимами, то финансовое право мы в полном соответствии с законами грамматики могли бы именовать «денежным пра­вом». Но такое переиначивание названия даже на уровне речевой интуиции воспринимается как нечто режущее слух и не соответствующее ис­тинному положению дел. Скажем, с деньгами имеет дело гражданское право, регулируя товарно-денежные отношения, трудовое право, при регулировании заработной платы, право социального обеспечения, при решении вопросов с пенсиями и т. д. разумеется, все это не «денеж­ное» и тем более не финансовое право. Поэтому, что совершенно оче­видно, сам термин «финансы» несет в себе еще некое специальное знамение, отличающее его от понятия «деньги».

С точки зрения большинства экономистов из всех четырех стадий воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление) финансовые отношения возникают лишь на стадии распре­деления1 . И с этим следует согласиться.

Таким образом, далеко не все денежные отношения могут быть при­знаны финансовыми (даже при признании существования таких финан­сов, как частные финансы). Ими не будут отношения, возникающие в таких сферах общественного воспроизводства, как обмен и потребление. К их числу относятся отношения, опосредующие акты Д - Т и Т - Д, т. е. отношения купли-продажи, которые возникают между предприятиями и организациями, причем независимо от формы их собственности.

В силу этого существует узкое значение понятия «финансы», которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц. В доре­волюционной финансово-правовой литературе их называли «денежные средства публичных союзов».


Здесь отнесение денежных отношений к разряду финансовых основано на использовании двух критериев: а) субъекты денежных операций - госу­дарство и юридические лица; б) сфера проявления - стадия распределения.

Поскольку юридические лица могут быть как государственными, так и него­сударственными, а денежные фонды - соответственно частными и государствен­ными, возникло деление финансов на частные и государственные.

Категория «частные финансы» сопряжена с деньгами, имеющими частную форму собственности, категория «государственные финансы» - с деньгами, находящимися в государственной собственности.

Наконец, в специальном значении под финансами (в материальном значе­нии) понимаются лишь государственные деньги, сосредоточенные в процессе рас­пределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств.

И это представляется нам наиболее правильным.

Однако следует признать, что использование понятия «финансы» в его широком и тем более узком значении - довольно распространенное явле­ние, которое невозможно игнорировать. Поэтому, встречая в литературе выражение «финансы», особенно применительно к финансовому праву, всякий раз необходимо выяснять, какой смысл вкладывает в этот термин тот или иной автор.

Для юристов выяснение точного значения термина «финансы» важ­но, во-первых, для определения сферы применения финансового права, во-вторых, для отграничения этой отрасли права от смежных отраслей, предметом которых также выступают те или иные денежные отношения. Связано это прежде всего с тем, что финансово-правовое регулирование денежных отношений с юридической точки зрения характеризуется им­перативностью, а с социальной - определенной жесткостью. Посредством этого регулирования государство, например, отчуждает деньги налого­плательщиков в свою собственность, предписывает, как использовать деньги, и т. п. Поэтому, в конечном счете теоретический вопрос о поня­тии «финансы» - это практический вопрос о границах допустимости при­менения государством императивных установлений при регулировании денежных отношений и границах экономической свободы граждан и хо­зяйствующих субъектов.

Отличия между го­сударственными и частными финансами –заключаются в следующем:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои дохо­ды посредством системы налогового обложения. Вместе с тем отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Что же каса­ется частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в принуди­тельном порядке обеспечит свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная систем не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами;


в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, - это средства осуществления так называе­мого общего интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры
частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

При понимании финансов в их широком или узком значении, что предполагает их деление на частные и государственные, данный вывод представляется вполне обоснованным.

К сказанному можно добавить, что определяющим в делении финан­сов, на государственные и частные является форма собственности: в пер­вом случае денежные средства находятся в государственной собственности, во втором - в частной.

В итоге в материальном смысле государственные финансы представляют со­бой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства.

При этом следует иметь в виду, что деньги (и естественно - финансы) могут существовать как в налично-денежной форме, когда они представле­ны определенными бумажными купюрами или металлической монетой с обозначением на них нарицательной стоимости, так и в безналичной форме, когда они представлены в виде записей на соответствующих счетах.

Денежные средства, входящие в состав государственных финансов, обычно фондируются, то есть распределяются по определенным группировкам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который ими распоряжается. Будучи собранными, в эти фонды деньги всегда имеют го­сударственную форму собственности. В связи с этим отметим, что, говоря о государственных финансах в материальном смысле, их нередко определяют как совокупность денежных фондов государства.

Если рассматривать финансы в их историческом аспекте, то следует иметь в виду, что деньги являются порождением меновых отношений и появились задолго до появления государства. Что же касается государственных фи­нансов (или финансов в их специальном значении), то они являются порождением государства, возникли вместе с ним и предназначены для обеспечения его деятельности. В этом качестве финансы выступают атрибутом государства.

В качестве экономической категории финансы обычно определяют как совокупность определенных отношений, именуемых «финансовы­ми». Следовательно, понятия «финансы» (в экономическом смысле) и «финансовые отношения» (как особая разновидность экономических от­ношений) в общем-то являются равнозначными. Точнее, финансы пред­ставляют собой систему особых экономических отношений, являющихся финансовыми отношениями.

То, что финансы являются отношениями, с трудом вкладывается в наше бытовое представление о деньгах. Но чтобы убедиться в том, что это имен­но так, достаточно вспомнить Робинзона на необитаемом острове, обла­дающего большим количеством денег (правильнее - денежных знаков), но не имеющего возможности их как-то использовать - не с кем было всту­пить в отношения купли-продажи. Поэтому экономическая суть денег во­обще и финансов в частности есть отношение людей по их поводу.