Файл: Информация и формы ее представления Информационные процессы и технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Основы информатики

1.3. ЭВМ как средство обработки информации

1.1 Информация и формы ее представления

Понятие количества информации

1.2 Информационные процессы и технологии

1.3 ЭВМ как средство обработки информации

Понятие архитектуры ЭВМ

Классификация ЭВМ

Структура и принципы функционирования ЭВМ

Основные характеристики вычислительной техники

Перспективы развития вычислительных средств

2.4 Операционная система MS-DOS

Системный блок

Монитор

Клавиатура

Мышь

Устройства ввода графических данных Для ввода графической информации используют сканеры, графические планшеты (дигитайзеры) и цифровые фотокамеры. Интересно отметить, что с помощью сканеров можно вводить и знаковую информацию. В этом случае исходный материал вводится в графическом виде, после чего обрабатывается специальными программными средствами (программами распознавания образов),Планшетные сканеры. Планшетные сканеры предназначены для ввода графической информации с прозрачного или непрозрачного листового материала (рис. 2.14). Принцип действия этих устройств состоит в том, что луч света, отраженный от поверхности материала (или прошедший сквозь прозрачный материал), фиксируется специальными элементами, называемыми приборами с зарядовой связью (ПЗС). Обычно элементы ПЗС конструктивно оформляют в виде линейки, располагаемой по ширине исходного материала. Перемещение линейки относительно листа бумаги выполняется механическим протягиванием линейки при неподвижной установке листа или протягиванием листа при неподвижной установке линейки. Рисунок 2.14 - Планшетный сканер ScanJet 3200C с аппаратным разрешением 600х1200 dpi фирмы Hewlett PackardОсновными потребительскими параметрами планшетных сканеров являются: разрешающая способность; производительность; динамический диапазон; максимальный размер сканируемого материала. Разрешающая способность планшетного сканера зависит от плотности размещения приборов ПЗС на линейке, а также от точности механического позиционирования линейки при сканировании. Типичный показатель для офисного применения: 600-1200 dpi (dpi – dots per inch – количество точек на дюйм). Для профессионального применения характерны показатели 1200-3000 dpi.Производительность сканера определяется продолжительностью сканирования листа бумаги стандартного формата и зависит как от совершенства механической части устройства, так и от типа интерфейса, использованного для сопряжения с компьютером.Динамический диапазон определяется логарифмом отношения яркости наиболее светлых участков изображения к яркости наиболее темных участков. Типовой показатель для сканеров офисного применения составляет 1,8-2,0, а для сканеров профессионального применения – от 2,5 (для непрозрачных материалов) до 3,5 (для прозрачных материалов).Ручные сканеры. Принцип действия ручных сканеров в основном соответствует планшетным. Разница заключается в том, что протягивание линейки ПЗС в данном случае выполняется вручную. Равномерность и точность сканирования при этом обеспечиваются неудовлетворительно, и разрешающая способность ручного сканера составляет 150-300 dpi.Барабанные сканеры. В сканерах этого типа исходный материал закрепляется на цилиндрической поверхности барабана, вращающегося с высокой скоростью. Устройства этого типа обеспечивают наивысшее разрешение (2400-5000 dpi) благодаря применению не ПЗС, а фотоэлектронных умножителей. Их используют для сканирования исходных изображений, имеющих высокое качество, но недостаточные линейные размеры (фотонегативов, слайдов и т. п.)Сканеры форм. Предназначены для ввода данных со стандартных форм, заполненных механически или <от руки». Необходимость в этом возникает при проведении переписей населения, обработке результатов выборов и анализе анкетных данных. От сканеров форм не требуется высокой точности сканирования, но быстродействие играет повышенную роль и является основным потребительским параметром.Штрих-сканеры. Эта разновидность ручных сканеров предназначена для ввода данных, закодированных в виде штрих-кода. Такие устройства имеют применение в розничной торговой сети.Графические планшеты (дигитайзеры). Эти устройства предназначены для ввода художественной графической информации. Существует несколько различных принципов действия графических планшетов, но в основе всех их лежит фиксация перемещения специального пера относительно планшета. Такие устройства удобны для художников и иллюстраторов, поскольку позволяют им создавать экранные изображения привычными приемами, наработанными для традиционных инструментов (карандаш, перо, кисть). К техническим характеристикам планшетам относятся: разрешающая способность (линий/мм), площадь рабочей области и количество уровней чувствительности к нажатию пера. На рис. 2.15 показан дигитайзер фирмы AIPTEK INK формата А6 с 512 уровнями чувствительности к нажатию пера. Рисунок 2.15 - Дигитайзер HYPER Pen 5000 фирмы AIPTEK INK Цифровые фото- и видеокамеры. Как и сканеры, эти устройства воспринимают графические данные с помощью приборов с зарядовой связью, объединенных в прямоугольную матрицу. Основным параметром цифровых фотоаппаратов является разрешающая способность, которая напрямую связана с количеством ячеек ПЗС в матрице. Наилучшие потребительские модели в настоящее время имеют до 1 млн. ячеек ПЗС и, соответственно, обеспечивают разрешение изображения до 800х1200 точек. У профессиональных моделей эти параметры выше. На рис. 2.16 показан недорогой фотоаппарат фирмы Mustek с оптическим разрешением 640х480 пикселей. Рисунок 2. 16 - Цифровая фотокамера VDC-200 фирмы MustekОсновные параметры видеокамер рассмотрим на примере камеры фирмы Mustek, представленной на рис. 2.17. Разрешение: 356х292 (HxV). Скорость передачи данных: 353х282, 16 бит цвета (сжатие), 20 кадров/с. Скорость передачи данных: 176x144, 16 бит цвета (сжатие), 30 кадров/с. Настройка фокусного расстояния: ручная. Экспозиция и баланс белого: автоматическая. Угол обзора ± 39°. Рисунок 2.17 - Цифровая видеокамера фирмы Mustek Устройства вывода данных В качестве устройств вывода данных, дополнительных к монитору, используют печатающие устройства (принтеры), позволяющие получать копии документов на бумаге или прозрачном носителе. По принципу действия различают матричные, лазерные, светодиодные и струйные принтеры.Матричные принтеры. Это простейшие печатающие устройства (см. рис. 2.18). Данные выводятся на бумагу в виде оттиска, образующегося при ударе цилиндрических стержней («иголок») через красящую ленту. Качество печати матричных принтеров напрямую зависит от количества иголок в печатающей головке. Наибольшее распространение имеют 9-игольчатые и 24-игольчатые матричные принтеры. Последние позволяют получать оттиски документов, не уступающие по качеству документам, исполненным на пишущей машинке. Рисунок 2.18 - Матричный 9-игольчатый принтер формата A3 Epson FX-1180 производительностью 396 cpsПроизводительность работы матричных принтеров оценивают по количеству печатаемых знаков в секунду (cps – characters per second). Обычными режимами работы матричных принтеров являются: draft – режим черновой печати, normal – режим обычной печати и режим NLQ (Near Letter Quality), который обеспечивает качество печати, близкое к качеству пишущей машинки.Лазерные принтеры. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество печати, не уступающее, а во многих случаях и превосходящее полиграфическое. Они отличаются также высокой скоростью печати, которая измеряется в страницах в минуту (ррт – page per minute). Как и в матричных принтерах, итоговое изображение формируется из отдельных точек. Рисунок 2.19 - Лазерный принтер HP LaserJet 4000 производительностью 16 ppmПринцип действия лазерных принтеров следующий: в соответствии с поступающими данными лазерная головка испускает световые импульсы, которые отражаются от зеркала и попадают на поверхность светочувствительного барабана; горизонтальная развертка изображения выполняется вращением зеркала; участки поверхности светочувствительного барабана, получившие световой импульс, приобретают статический заряд; барабан при вращении проходит через контейнер, наполненный красящим составом (тонером), и тонер закрепляется на участках, имеющих статический заряд; при дальнейшем вращении барабана происходит контакт его поверхности с бумажным листом, в результате чего происходит перенос тонера на бумагу; лист бумаги с нанесенным на него тонером протягивается через нагревательный элемент, в результате чего частицы тонера спекаются и закрепляются на бумаге. К основным параметрам лазерных принтеров относятся: разрешающая способность, dpi (dots per inch – точек на дюйм); производительность (страниц в минуту); формат используемой бумаги; объем собственной оперативной памяти. При выборе лазерного принтера необходимо также учитывать параметр стоимости оттиска, то есть стоимость расходных материалов для получения одного печатного листа стандартного формата А4. К расходным материалам относится тонер и барабан, который после печати определенного количества оттисков утрачивает свои свойства. В качестве единицы измерения используют цент на страницу (имеются в виду центы США). В настоящее время теоретический предел по этому показателю составляет порядка 1,0-1,5. На практике лазерные принтеры массового применения обеспечивают значения от 2,0 до 6,0.Основное преимущество лазерных принтеров заключается в возможности получения высококачественных отпечатков. Модели среднего класса обеспечивают разрешение печати до 600 dpi, а профессиональные модели – до 1200 dpi.Светодиодные принтеры. Принцип действия светодиодных принтеров похож на принцип действия лазерных принтеров. Разница заключается в том, что источником света является не лазерная головка, а линейка светодиодов. Поскольку эта линейка расположена по всей ширине печатаемой страницы, отпадает необходимость в механизме формирования горизонтальной развертки и вся конструкция получается проще, надежнее и дешевле. Типичная величина разрешения печати,. для светодиодных принтеров составляет порядка 600 dpi.Струйные принтеры. В струйных печатающих устройствах изображение на бумаге формируется из пятен, образующихся при попадании капель красителя на бумагу (рис. 2.20). Выброс микрокапель красителя происходит под давлением, которое развивается в печатающей головке за счет парообразования. В некоторых моделях капля выбрасывается щелчком в результате пьезоэлектрического эффекта – этот метод позволяет обеспечить более стабильную форму капли, близкую к сферической.Качество печати изображения во многом зависит от формы капли и ее размера, а также от характера впитывания жидкого красителя поверхностью бумаги. В этих условиях особую роль играют вязкостные свойства красителя и свойства бумаги. Рисунок 2.20 - Струйный принтер Stylus Color 640 с разрешением 1440 dpi и скоростью печати: 5 страниц в минуту в монохроме, 3,5 страницы в минуту в цвете К положительным свойствам струйных печатающих устройств следует отнести относительно небольшое количество движущихся механических частей и, соответственно, простоту и надежность механической части устройства и его относительно низкую стоимость. Основным недостатком, по сравнению с лазерными принтерами, является нестабильность получаемого разрешения, что ограничивает возможность их применения в черно-белой полутоновой печати.В то же время, сегодня струйные принтеры нашли очень широкое применение в цветной печати. Благодаря простоте конструкции они намного превосходят цветные лазерные принтеры по показателю качество/цена. При разрешении выше 600 dpi они позволяют получать цветные оттиски, превосходящие по качеству цветные отпечатки, получаемые фотохимическими методами.При выборе струйного принтера следует обязательно иметь виду параметр стоимости печати одного оттиска. При том, что цена струйных печатающих устройств заметно ниже, чем лазерных, стоимость печати одного оттиска на них может быть в несколько раз выше.Устройства хранения данных Необходимость во внешних устройствах хранения данных возникает в двух случаях: когда на вычислительной системе обрабатывается больше данных, чем можно разместить на базовом жестком диске; когда данные имеют повышенную ценность и необходимо выполнять регулярное резервное копирование на внешнее устройство (копирование данных на жестком диске не является резервным и только создает иллюзию безопасности). В настоящее время для внешнего хранения данных используют несколько типов устройств, использующих магнитные или магнитооптические носители.Стримеры. Стримеры – это накопители на магнитной ленте. Их отличает сравнительно низкая цена. К недостаткам стримеров относят малую производительность (она связана прежде всего с тем, что магнитная лента – это устройство последовательного доступа) и недостаточную надежность (кроме электромагнитных наводок, ленты стримеров испытывают повышенные механические нагрузки и могут физически выходить из строя).Емкость магнитных кассет (картриджей) для стримеров составляет до нескольких сот Мбайт. Дальнейшее повышение емкости за счет повышения плотности записи снижает надежность хранения, а повышение емкости за счет увеличения длины ленты сдерживается низким временем доступа к данным.ZIP-накопители.ZIP-накопители выпускаются компанией Iomega, специализирующейся на создании внешних устройств для хранения данных. Устройство работает с дисковыми носителями, по размеру незначительно превышающими стандартные гибкие диски и имеющими емкость 100/250 Мбайт. ZIP-накопители выпускаются во внутреннем и внешнем исполнении. В первом случае их подключают к контроллеру жестких дисков материнской платы, а во втором – к стандартному параллельному порту, что негативно сказывается на скорости обмена данными.Накопители HiFD. Основным недостатком ZIP-накопителей является отсутствие их совместимости со стандартными гибкими дисками 3,5 дюйма. Такой совместимостью обладают устройства HiFD компании Sony. Они позволяют использовать как специальные носители емкостью 200 Мбайт, так и обычные гибкие диски. В настоящее время распространение этих устройств сдерживается повышенной ценой.Накопители JAZ. Этот тип накопителей, как и ZIP-накопители, выпускается компанией Iomega. По своим характеристикам JAZ-носитель приближается к жестким дискам, но в отличие от них является сменным. В зависимости от модели накопителя на одном диске можно разместить 1 или 2 Гбайт данных.Магнитооптические устройства. Эти устройства получили широкое распространение в компьютерных системах высокого уровня благодаря своей универсальности. С их помощью решаются задачи резервного копирования, обмена данными и их накопления. Однако достаточно высокая стоимость приводов и носителей не позволяет отнести их к устройствам массового спроса.В этом секторе параллельно развиваются 5,25- и 3,5-дюймовые накопители, носители для которых отличаются в основном форм-фактором и емкостью. Последнее поколение носителей формата 5,25" достигает емкости 5,2 Гбайт. Стандартная емкость для носителей 3,5" – 640 Мбайт.В формате 3,5" недавно была разработана новая технология GIGAMO, обеспечивающая емкость носителей в 1,3 Гбайт, полностью совместимая сверху вниз с предыдущими стандартами. В перспективе ожидается появление накопителей и дисков форм-фактора 5,25", поддерживающих технологию NFR (Near Field Recording), которая обеспечит емкость дисков до 20 Гбайт, а позднее и до 40 Гбайт.Устройства обмена данными Модем. Устройство, предназначенное для обмена информацией между удаленными компьютерами по каналам связи, принято называть модемом (МОдулятор + ДЕМодулятор) (см. рис. 2.21). При этом под каналом связи понимают физические линии (проводные, оптоволоконные, кабельные, радиочастотные), способ их использования (коммутируемые и выделенные) и способ передачи данных (цифровые или аналоговые сигналы). В зависимости от типа канала связи устройства приема-передачи подразделяют на радиомодемы, кабельные модемы и прочие. Наиболее широкое применение нашли модемы, ориентированные на подключение к коммутируемым телефонным каналам связи.Цифровые данные, поступающие в модем из компьютера, преобразуются в нем путем модуляции (по амплитуде, частоте, фазе) в соответствии с избранным стандартом (протоколом) и направляются в телефонную линию. Модем-приемник, понимающий данный протокол, осуществляет обратное преобразование (демодуляцию) и пересылает восстановленные цифровые данные в свой компьютер. Таким образом обеспечивается удаленная связь между компьютерами и обмен данными между ними.К основным потребительским параметрам модемов относятся: производительность (бит/с); поддерживаемые протоколы связи и коррекции ошибок; шинный интерфейс, если модем внутренний (ISA или РСI). От производительности модема зависит объем данных, передаваемых в единицу времени. От поддерживаемых протоколов зависит эффективность взаимодействия данного модема с сопредельными модемами (вероятность того, что они вступят во взаимодействие друг с другом при оптимальных настройках). От шинного интерфейса в настоящее время пока зависит только простота установки и настройки модема (в дальнейшем при общем совершенствовании каналов связи шинный интерфейс начнет оказывать влияние и на производительность).По способу подключения модемы делятся на два вида: внешние и внутренние. Внешний модем подключается к одному из COM-портов. Внутренний вставляется внутрь системного блока в виде платы расширения. На рис. 2.23 представлены внешний и внутренний факс/модемы Courier V.34 фирмы US Robotics. Рисунок 2.21 - Внешний и внутренний факс/модемы Courier V.34 фирмы US Robotics2.3 Виды программного обеспечения ЭВМНазначением ЭВМ является выполнение программ. Программа содержит команды, определяющие порядок действий компьютера. Совокупность программ для компьютера образует программное обеспечение (ПО). По функциональному признаку различают следующие виды ПО: системное; прикладное; инструментальное. Рисунок 2.22 - Структура программного обеспеченияПод системным (базовым) понимается программное обеспечение, включающее в себя операционные системы, сетевое ПО, сервисные программы, а также средства разработки программ (трансляторы, редакторы связей, отладчики и пр.).Основные функции операционных систем (ОС) заключаются в управлении ресурсами (физическими и логическими) и процессами вычислительных систем. Физическими ресурсами являются: оперативная память, процессор, монитор, печатающее устройство, магнитные и оптические диски. К логическим ресурсам можно отнести программы, файлы, события и т. д. Под процессом понимается некоторая последовательность действий, предписанная соответствующей программой и используемыми ею данными.В настоящее время существует большое количество ОС, разработанных для ЭВМ различных типов. На ЭВМ Единой Системы (ЕС ЭВМ), например, использовались такие операционные системы, как СВМ и ОС ЕС, на малых ЭВМ (СМ-4, СМ-1420 и др.) - ОС РВ и RSX-11. На персональных ЭВМ долгое время эксплуатировалась ОС-MS-DOS. В настоящее время получили распространение системы Windows , Unix, Linix.Сетевое ПО предназначено для управления общими ресурсами в распределенных вычислительных системах: сетевыми накопителями на магнитных дисках, принтерами, сканерами, передаваемыми сообщениями и т. д. К сетевому ПО относят ОС, поддерживающие работу ЭВМ в сетевых конфигурациях (так называемые сетевые ОС), а также отдельные сетевые программы (пакеты), используемые совместно с обычными, не сетевыми ОС.Например, большое распространение получили следующие сетевые ОС: NetWare 4.1 (фирма Novell), Windows NT Server 3.5 (фирма Microsoft) и LAN Server 4.0 Advanced (фирма IBM). Однако в последнее время лидирующие позиции начинает занимать ОС Windows 2000 Server фирмы Microsoft.  Для расширения возможностей операционных систем и предоставления набора дополнительных услуг используются сервисные программы. Их можно разделить на следующие группы: интерфейсные системы; оболочки операционных систем; утилиты. Интерфейсные системы являются естественным продолжением операционной системы и модифицируют как пользовательский, так и программный интерфейсы, а также реализуют дополнительные возможности по управлению ресурсами ЭВМ. В связи с тем, что развитая интерфейсная система может изменить весь пользовательский интерфейс, часто их также называют операционными системами. Это относится, например, к Windows.Оболочки операционных систем, в отличие от интерфейсных систем, модифицируют только пользовательский интерфейс, предоставляя пользователю качественно новый интерфейс по сравнению с реализуемым операционной системой. Такие системы существенно упрощают выполнение часто запрашиваемых функций, например, таких операций с файлами, как копирование, переименование и уничтожение, а также предлагают пользователю ряд дополнительных услуг. В целом, программы-оболочки заметно повышают уровень пользовательского интерфейса, наиболее полно удовлетворяя потребностям пользователя.На ПЭВМ широко используются такие программы-оболочки, как Norton Commander, FAR Manager и Windows Commander.Утилиты предоставляют пользователям средства обслуживания компьютера и его ПО. Они обеспечивают реализацию следующих действий: обслуживание магнитных дисков; обслуживание файлов и каталогов; предоставление информации о ресурсах компьютера; шифрование информации; защита от компьютерных вирусов; архивация файлов и др. Существуют отдельные утилиты, используемые для решения одного из перечисленных действий, и многофункциональные комплекты утилит. В настоящее время для ПЭВМ среди многофункциональных утилит одним из наиболее совершенных является комплект утилит Norton Utilities. Существуют его версии для использования в среде DOS и Windows.Средства разработки программ используются для разработки нового программного обеспечения как системного, так и прикладного.Прикладным называется ПО, предназначенное для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Часто такие программы называют приложениями.Спектр проблемных областей в настоящее время весьма широк и включает в себя по крайней мере следующие: промышленное производство, инженерную практику, научные исследования, медицину, управление (менеджмент), делопроизводство, издательскую деятельность, образование и т. д. Из всего разнообразия прикладного ПО выделяют группу наиболее распространенных программ (типовые пакеты и программы), которые можно использовать во многих областях человеческой деятельности.К типовому прикладному ПО относят следующие программы: текстовые процессоры; табличные процессоры; системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры); системы управления базами данных; экспертные системы; программы математических расчетов, моделирования и анализа экспериментальных данных. Предлагаемые на рынке ПО приложения, в общем случае, могут быть выполнены как отдельные программы либо как интегрированные системы. Интегрированными системами обычно являются экспертные системы, программы математических расчетов, моделирования и анализа экспериментальных данных, а также офисные системы. Примером мощной и широко распространенной интегрированной системы является офисная система Microsoft Office.Поскольку разработка ПО любого назначения, как правило, является довольно сложным и трудоемким процессом, дальнейший материал настоящего раздела посвятим общим вопросам разработки программ и инструментальному ПО.Инструментальное ПО Инструментальное программное обеспечение представляет комплексы программ для создания других программ. Программы инструментального программного обеспечения управляются системными программами, поэтому они относятся к более высокому уровню. К инструментальному ПО относятся: компиляторы, редакторы связей, отладчики, интегрированные системы разработки ПО, например, интегрированная система Delphi, Visual Studio и т.п..2.4 Операционная система MS-DOS Операционная система MS-DOS – это однопользовательская, однозадачная, не сетевая 16-разрядная операционная система (ОС), ориентированная на использование на ПЭВМ с микропроцессором Intel 8088(80286).Краткая история появления данной операционной системы такова. В октябре 1980 г. менеджеры фирмы IBM занялись поисками ОС для своего 16-разрядного персонального компьютера (ПК), находящегося в стадии разработки. В тот период на ПЭВМ наиболее широко применялась ОС CP/M (Control Program for MicroComputers) фирмы Digital Research. Не достигнув приемлемых соглашений с Digital Research, фирма IBM обратилась к фирме Microsoft (президент – Билл Гейтс). В тот момент у Microsoft не было соответствующей OС, но ей была известна небольшая фирма Seattle Computer Products, которая имела такую OС. За 50 000$ Билл Гейтс приобрел права на эту OС. В дальнейшем эта OС послужила основой для MS-DOS. В ноябре 1980 г. Microsoft и IBM подписали договор на разработку OС для IBM PC. В феврале 1981 г. появилась первая версия PC/MS-DOS, которая работала на IBM PC, в августе того же года – PC DOS 1.0 (эта версия была утверждена для применения на IBM PC).Операционная система MS-DOS позволяет полностью использовать возможности процессоров Intel 8088 и Intel 80286, работающих в реальном режиме. Основными характеристиками данной ОС являются: максимальный объем адресуемой физической памяти – 640 Кбайт; максимальный объем памяти, доступный из прикладных программ 640 Кбайт. Последние версии MS-DOS (начиная с 5.0) могут использовать адресное пространство между 640 Кбайт и 1 Мбайт для размещения своих составных частей и некоторых драйверов, освобождая тем самым память в адресном пространстве 0-640 Кбайт для использования прикладными программами; представление всех ресурсов персонального компьютера для одной, активной в настоящий момент, программы; развитая файловая система и процессор командного языка; слабая поддержка интерактивных средств взаимодействия с пользователем; занимаемый объем на диске, в зависимости от версии, от 1 Мбайта до 6 Мбайт. (минимум, при котором можно работать – 100 Кбайт). Основные составные части MS-DOS MS-DOS состоит из следующих компонент: блок начальной загрузки (размещается в 1-м секторе 0-дорожки 0-стороны системной дискеты); модуль расширения BIOS (IO.SYS для версии 5.0 и выше); модуль обработки прерываний (MSDOS.SYS для версии 5.0 и выше), командный процессор (COMMAND.COM); внешние команды (программы) MS-DOS; драйверы устройств; файл Config.SYS; файл Autoexec.bat. Ядро MS-DOS включает блок начальной загрузки и файлы IO.SYS, MSDOS.SYS.Блок начальной загрузки размещается  в 1-м секторе 0-дорожки 0-стороны системной дискеты и/или в 1-м секторе HDD-диска, в разделе, отведенном под DOS. Выполняет следующие функции: просматривает корневой каталог системного диска и проверяет, являются ли первые два файла в каталоге – файлами IO.SYS и MSDOS.SYS. Если ДА – загружает их в ОЗУ и передает управление MS-DOS, если НЕТ – выдает сообщение на экране и ожидает нажатия какой-либо клавиши пользователем: Non-System disk or disk errorReplace and press any key when ready (Не системный диск или ошибка дискаЗамените и нажмите какую-либо клавишу, когда будет готово)Именно поэтому , при создании системной дискеты необходимо переносить на неё файлы IO.SYS и MSDOS.SYS с помощью специальной программы SYS.COM.Модуль расширения BIOS IO.SYSЭто резидентный модуль (всегда находится в ОЗУ после загрузки, пока включен ПК). Взаимодействует с BIOS. Расширяет возможности BIOS или изменяет ее свойства (там, где необходимо) с помощью дополнительных драйверов.Модуль обработки прерываний MSDOS.SYSЭто резидентный модуль. Обеспечивает интерфейс высокого уровня для прикладных программ, содержит программные средства для управления файлами, устройствами ввода-вывода, обработки исключительных ситуаций (ошибок) и др. Прикладная программа вызывает функции этого модуля через механизм программных прерываний, передавая (принимая) информацию к (от) MS-DOS через регистры CPU или (и) области памяти ОЗУ. MSDOS.SYS транслирует (переводит) запрос прикладной программы в один или несколько вызовов IO.SYS + BIOS.Командный процессор COMMAND.COMОтдельный модуль MS-DOS. Этот модуль может быть заменен на другой, более удобный. Предназначен для приема команд с клавиатуры или из *.bat - файлов и их выполнения; выполнения команд файла Autoexec.bat при загрузке MS-DOS; загрузки в ОЗУ и запуск на выполнение прикладных программ в среде MS-DOS.Командный процессор состоит из 3-х частей : резидентной (размещается в ОЗУ сразу после MSDOS.SYS, включает процедуры обслуживания некоторых прерываний, процедуры обработки стандартных ошибок MS-DOS, процедуру загрузки транзитной части командного процессора); инициализирующей (в ОЗУ следует сразу за резидентной частью; во время загрузки OС ей передается управление; она выполняет файл Autoexec.bat и некоторые другие действия; эта часть командного процессора стирается из ОЗУ первой же загруженной программой); транзитной (загружается в старшие адреса ОЗУ; обрабатывает все внутренние команды, команды с клавиатуры и из *.bat-файлов; выдает системную подсказку MS-DOS; загружает в ОЗУ программы и передает им управление). Внешние команды (программы)Дополнительные программы, входящие в MS-DOS, выполняющие определенные функции.Драйверы устройствСпециальные резидентные программы, которые управляют внешними устройствами. Драйверы загружаются в ОЗУ в том порядке, как они указаны в файле CONFIG.SYS.Файл CONFIG.SYSСпециальный текстовый файл, где содержится информация о подгружаемых дополнительных драйверах и некоторая другая информация, касающаяся непосредственно MS-DOS и выполняемых в ее среде прикладных программ. MS-DOS выполняет этот файл автоматически, сразу после загрузки COMMAND.COM.Файл AUTOEXEC.BATСпециальный текстовый файл, в котором содержится дополнительная настроечная информация. MS-DOS выполняет этот файл автоматически, сразу после выполнения файла CONFIG.SYSНачальная загрузка MS-DOS 1. При включении ПК вначале выполняются программы BIOS.2. После тестирования оборудования и выполнения других действий процедура POST (из модуля BIOS) осуществляет поиск и загрузку блока начальной загрузки по следующему алгоритму: вначале производится поиск на устройстве A:. Если блок не найден, то поиск выполняется на устройстве C:. Если снова поиск не завершился успешно, то вызывается встроенный в ПЗУ BASIC или производятся  другие действия, записанные в ПЗУ.3. Блок начальной загрузки производит поиск в корневом каталоге  системной дискеты (диска) файлов IO.SYS и MSDOS.SYS (эти файлы должны быть первыми и именно в таком порядке).4. Блок начальной загрузки производит загрузку файла IO.SYS и передает ему управление.5. Файл IO.SYS выполняет следующие действия: загружает и настраивает MSDOS.SYS; определяет состояние подключенных устройств; инициализирует подключенные устройства; загружает необходимые драйверы устройств; передает управление файлу MSDOS.SYS. 6. Файл MSDOS.SYS выполняет следующие действия: инициализирует (настраивает) свои внутренние рабочие таблицы; загружает драйверы, указанные в файле CONFIG.SYS; загружает командный процессор (файл COMMAND.COM). 7. Командный процессор выполняет команды, указанные в файле Autoexec.bat.8. Командный процессор выдает на экран монитора системную подсказку  MS-DOS и ожидает ввода команд пользователя.Файловая система MS-DOS Файл  (по-английски file – папка, скоросшиватель) – это поименованная область памяти на каком-либо физическом носителе, предназначенная для хранения информации.Совокупность средств MS-DOS, обеспечивающих доступ к информации на внешних носителях, называется системой управления файлами, или файловой системой.Одно из понятий файловой системы MS-DOS – логический диск. В некотором приближении можно считать, что с точки зрения MS-DOS каждый логический диск – это отдельный магнитный диск. Каждый логический диск имеет своеуникальное имя.В качестве имени логического диска используются буквы английского алфавита от A до Z (включительно). Таким образом, количество логических дисков, может быть не более 26.Буквы A и B – отведены строго под имеющиеся в IBM PC дисководы.Начиная с буквы C именуются логические диски (разделы) жесткого диска (рис. 2.23).В случае, если данный IBM PC имеет только один FDD, буква B пропускается (см. рис. 2.24).Как правило, только логические диски A и C могут быть системными.

Файловая структура логического диска

Раздел 3 Основные принципы программирования

3.1. Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ

3.2. Алгоритмы и способы их описания

3.3. Компиляция и интерпретация программ

3.4. Стили программирования

3.1 Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ

3.2 Алгоритмы и способы их описания

3.3. Компиляция и интерпретация программ

3.4. Стили программирования

Раздал 6 Структуры данных

Раздел 7 Файлы данных

Раздел 8 Подпрограммы

Раздел 9 Объектно-ориентированное программирование

9.1. Описание класса

9.2. Описание объектов

9.4. Наследование

9.5. Иерархия классов

9.6. Виртуальные методы. Полиморфизм.

9.7. Контейнерные классы

Методы класса При вызове методов необходимо связать метод с объектом этого класса [2]. Поэтому имена объектов ( p ) связаны с именем функции (метода) операцией точка (.):p.InitPoint(10,10);p.relmove(5,10); Замечание: Это напоминает доступ к полям структуры.Вызов методов InitPoint() и relmove() приводило к изменению значений полей x и y. В следующем примере задание значений полей в методе Vvod() будет осуществляться с клавиатуры: class TPoint { private: int x,y;public: void InitPoint ( int newx, int newy) { x = newx;y = newy ;} void Vvod(){std::cout<<"Vvedi X Y:";std::cin>> x >> y;}. . . };Вставим вызов этого метода в главную программу: int main(){ TPoint p;// описание объектаp.Vvod();std::cout<<"x="<< p.getx()<<",\ty="<< p.gety()<<"\n"; return 0;} Результаты работы программы приведены на рисунке 9.2. Рисунок 9.2 – Результат использования метода Vvod()Конструкторы'>КонструкторыB отличии от предыдущего примера удобнее инициализировать поля объекта автоматически в момент его создания, а не явно, вызовом соответствующего метода. Такой способ реализуется с помощью особого метода класса, называемого конструктором.Конструктор - это метод, выполняющийся автоматически в момент создания объекта.Конструктор отличается от других методов: Имя конструктора совпадает с именем класса; У конструктора не существует возвращаемого значения. Заменим метод InitPoint() на конструктор:class TPoint { private: int x,y;public:TPoint(int newx, int newy) // конструктор {x=newx;y=newy; } void relmove ( int dx, int dy ) {x+= dx; y += dy ; } int getx ( void ) { return x ; }int gety ( void ) { return y ; } };int main(int argc, char *argv[]){ TPoint p(10,10); //инициализация объекта р std::cout<<"x="<< p.getx()<<",\ty="<< p.gety()<<"\n"; . . .}В качестве второго примера создадим класс Counter, объекты которого могут хранить количественную меру какой-либо изменяющейся величины. При наступлении некоторого события счетчик увеличивается на единицу. Обращение к счетчику происходит, как правило, для того, чтобы узнать текущее значение той величины, для изменения которой он предназначен.#include "stdafx.h"#include "iostream"class Counter{ private: int count;public: Counter ( ):count(0){ } //конструктор void inc_count ( )//метод увеличения счетчика на 1{count++; }int get_count( )//метод возвращает значение счетчика{ return count; }};int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[]){ Counter c1, c2;//создание объектов c1 и c2std::cout<std::cout<c1.inc_count(); c1.inc_count(); //увеличение с1 на 2c2.inc_count(); //увеличение с2 на 1std::cout<std::cout<return 0;}Результаты программы приведены на рисунке 9.3. Рисунок 9.3. – Результаты работы программыОдной из наиболее часто возлагаемых на конструктор задач является инициализация полей объекта. Инициализация полей обычно реализуется с помощью списка инициализации, который располагается между заголовком и телом функции-конструктора. После заголовка ставится двоеточие. Инициализирующие значения помещены в круглые скобки после имени поля.Counter ( ):count(0) {/* тело функции*/ } Если инициализируются несколько полей, то значения разделяются запятыми.ДеструкторыКроме специального метода конструктор, который вызывается при создании объекта, существует другой особый метод, автоматически вызываемый при уничтожении объекта, называемый деструктором [2].Деструктор имеет имя, совпадающее с именем конструктора, перед которым стоит тильда .class Prim{ private: int dat;public:Prim(): dat(0){ }Prim(){ }}; Наиболее распространённое применение деструкторов – освобождение памяти, выделенной конструктором при создании объекта.Определение методов может быть реализовано как внутри самого класса, так и вне класса. Во втором случае внутри класса содержится лишь прототип функции, а сама функция определяется позже. Тогда перед именем функции указывается имя класса и символ ::Вернемся к примеру класса TPoint. Рассмотрим в этом примере реализацию метода relmove()вне класса и добавим деструктор для класса TPoint.class TPoint { private: int x,y;public:TPoint(int newx, int newy) {x=newx;y=newy; } void relmove ( int dx, int dy ); int getx ( void ){ return x ; } int gety ( void ) { return y ; } Tpoint( ){ }};void TPoint::relmove(int dx, int dy){x+= dx; y += dy ; } ЗАМЕЧАНИЯ:1)Класс может иметь несколько конструкторов с разными параметрами для разных видов инициализации.2)Конструктор, вызываемый без параметров, называется конструктором по умолчанию.3)Деструктор вызывается автоматически, когда объект выходит из области видимости:• для локальных объектов — при выходе из блока, в котором они объявлены;• для глобальных — как часть процедуры выхода из main( );• для объектов, заданных через указатели деструктор вызывается неявно при использовании операции delete. Деструктор:• не имеет аргументов и возвращаемого значения;• не может быть объявлен, как const или static;• не наследуется;• может быть виртуальным.Вернемся ко второму примеру, где был создан класс Counter. При решении разных задач может возникнуть необходимость инициализации счетчика разными значениями, а не только нулем. Для этого создадим еще один конструктор:class Counter{ private: int count;public:Counter ( ):count(0)//конструктор, инициализирующий нулем { }Counter (int c): count(c)//конструктор задает любое нач. значение{ } void inc_count ( ) {count++; } int get_count( ){ return count; }

Наследование



Общепринятые раскладки клавиатуры имеют свои корни в раскладках клавиатур пишущих машинок. Для персональных компьютеров IBM PC типовыми считаются раскладки QWERTY (английская) и ЙЦУКЕНГ (русская). Раскладки принято именовать по символам, закрепленным за первыми клавишами верхней строки алфавитной группы.

Группа функциональных клавиш включает двенадцать клавиш (от F1 до F12), размещенных в верхней части клавиатуры. Функции, закрепленные за данными клавишами, зависят от свойств конкретной работающей в данный момент программы, а в некоторых случаях и от свойств операционной системы. Общепринятым для большинства программ является соглашение о том, что клавиша F1 вызывает справочную систему, в которой можно найти справку о действии прочих клавиш.

Служебные клавиши располагаются рядом с клавишами алфавитно-цифровой группы. В связи с тем, что ими приходится пользоваться особенно часто, они имеют увеличенный размер. К ним относятся рассмотренные выше клавиши SHIFT и ENTER, регистровые клавиши ALT и CTRL (их используют в комбинации с другими клавишами для формирования команд), клавиша TAB (для ввода позиций табуляции при наборе текста), клавиша ESC (от английского слова Escape) для отказа от исполнения последней введенной команды и клавиша BACKSPACE для удаления только что введенных знаков (она находится над клавишей ENTER и часто маркируется стрелкой, направленной влево).

Служебные клавиши PRINT SCREEN, SCROLL LOCK и PAUSE/BREAK размещаются справа от группы функциональных клавиш и выполняют специфические функции, зависящие от действующей операционной системы. Общепринятыми являются следующие действия:

PRINT SCREEN – печать текущего состояния экрана на принтере (для MS-DOS) или сохранение его в специальной области оперативной памяти, называемой буфером обмена (для Windows).

SCROLL LOCK – переключение режима работы в некоторых (как правило, устаревших) программах.

PAUSE/BREAK – приостановка/прерывание текущего процесса.

Две группы клавиш управления курсором расположены справа от алфавитно-цифровой панели. 

Курсором называется экранный элемент, указывающий место ввода знаковой информации. Курсор используется при работе с программами, выполняющими ввод данных и команд с клавиатуры. Клавиши управления курсором позволяют управлять позицией ввода.


Четыре клавиши со стрелками выполняют смещение курсора в направлении, указанном стрелкой. Действие прочих клавиш описано ниже.

PAGE UP/PAGE DOWN – перевод курсора на одну страницу вверх или вниз. Понятие «страница» обычно относится к фрагменту документа, видимому на экране. В графических операционных системах (например Windows) этими клавишами выполняют «прокрутку» содержимого в текущем окне. Действие этих клавиш во многих программах может быть модифицировано с помощью служебных регистровых клавиш, в первую очередь SHIFT и CTRL Конкретный результат модификации зависит от конкретной программы и/или операционной системы.

Клавиши HOME и END переводят курсор в начало или конец текущей строки, соответственно. Их действие также модифицируется регистровыми клавишами.

Традиционное назначение клавиши INSERT состоит в переключении режима ввода данных (переключение между режимами вставки и замены). Если текстовый курсор находится внутри существующего текста, то в режиме вставки происходит ввод новых знаков без замены существующих символов (текст как бы раздвигается). В режиме замены новые знаки заменяют текст, имевшийся ранее в позиции ввода.

В современных программах действие клавиши INSERT может быть иным. Конкретную информацию следует получить в справочной системе программы. Возможно, что действие этой клавиши является настраиваемым, – это также зависит от свойств конкретной программы.

Клавиша DELETE предназначена для удаления знаков, находящихся справа от текущего положения курсора. При этом положение позиции ввода остается неизменным.

Группа клавиш дополнительной панели дублирует действие цифровых и некоторых знаковых клавиш основной панели. Во многих случаях для использования этой группы клавиш следует предварительно включать клавишу-переключатель NUM LOCK (о состоянии переключателей NUM LOCK, CAPS LOCK и SCROLL LOCK можно судить по светодиодным индикаторам, обычно расположенным в правом верхнем углу клавиатуры).

Появление дополнительной панели клавиатуры относится к началу 80-х годов. В то время клавиатуры были относительно дорогостоящими устройствами. Первоначальное назначение дополнительной панели состояло в снижении износа основной панели при проведении расчетно-кассовьк вычислений, а также при управлении компьютерными играми (при выключенном переключателе NUM LOCK клавиши дополнительной панели могут использоваться в качестве клавиш управления курсором).



Настройка клавиатуры. Клавиатуры персональных компьютеров обладают свойством повтора знаков, которое используется для автоматизации процесса ввода. Оно состоит в том, что при длительном удержании клавиши начинается автоматический ввод связанного с ней кода. При этом настраиваемыми параметрами являются:

  • интервал времени после нажатия, по истечении которого начнется автоматический повтор кода;

  • темп повтора (количество знаков в секунду).

Средства настройки клавиатуры относятся к системным и обычно входят в состав операционной системы. Кроме параметров режима повтора настройке подлежат также используемые раскладки и органы управления, используемые для переключения раскладок.

Со средствами настройки клавиатуры мы познакомимся при изучении функций операционной системы.

Специальные клавиатуры. Клавиатура является основным устройством ввода данных. Специальные клавиатуры предназначены для повышения эффективности процесса ввода данных. Это достигается путем изменения формы клавиатуры, раскладки ее клавиш или метода подключения к системному блоку.

Клавиатуры, имеющие специальную форму, рассчитанную с учетом требований эргономики, называют эргономичными клавиатурами. Их целесообразно применять на рабочих местах, предназначенных для ввода большого количества знаковой информации. Эргономичные клавиатуры не только повышают производительность наборщика и снижают общее утомление в течение рабочего дня, но и снижают вероятность и степень развития ряда заболеваний, например туннельного синдрома кистей рук и остеохондроза верхних отделов позвоночника.

Раскладка клавиш стандартных клавиатур далека от оптимальной. Она сохранилась со времен ранних образцов механических пишущих машин. В настоящее время существует техническая возможность изготовления клавиатур с оптимизированной раскладкой, и существуют образцы таких устройств (в частности, к ним относится клавиатура Дворака). Однако практическое внедрение клавиатур с нестандартной раскладкой находится под вопросом в связи с тем, что работе с ними надо учиться специально. На практике подобными клавиатурами оснащают только специализированные рабочие места.

По методу подключения к системному блоку различают проводные и
беспроводныеклавиатуры. Передача информации в беспроводных системах осуществляется инфракрасным лучом. Обычный радиус действия таких клавиатур составляет несколько метров. Источником сигнала является клавиатура.

Мышь


Мышь – устройство управления манипуляторного типа. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками (рис. 2.13). Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.



Рисунок 2.13 - Устройство управления манипуляторного типа Logitech Pilot Wheel Mouse

Принцип действия. В отличие от рассмотренной ранее клавиатуры, мышь не является стандартным органом управления, и персональный компьютер не имеет для нее выделенного порта. Для мыши нет и постоянного выделенного прерывания, а базовые средства ввода и вывода (BIOS) компьютера, размещенные в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), не содержат программных средств для обработки прерываний мыши.

В связи с этим в первый момент после включения компьютера мышь не работает. Она нуждается в поддержке специальной системной программы – драйвера мыши. Драйвер устанавливается либо при первом подключении мыши, либо при установке операционной системы компьютера. Хотя мышь и не имеет выделенного порта на материнской плате, для работы с ней используют один из стандартных портов, средства для работы с которыми имеются в составе BIOS. Драйвер мыши предназначен для интерпретации сигналов, поступающих через порт. Кроме того, он обеспечивает механизм передачи информации о положении и состоянии мыши операционной системе и работающим программам.

Компьютером управляют перемещением мыши по плоскости и кратковременными нажатиями правой и левой кнопок (Эти нажатия называются щелчками.) В отличие от клавиатуры мышь не может напрямую использоваться для ввода знаковой информации – ее принцип управления является событийным. Перемещения мыши и щелчки ее кнопок являются событиями с точки зрения ее программы-драйвера. Анализируя эти события, драйвер устанавливает, когда произошло событие и в каком месте экрана в этот момент находился указатель. Эти данные передаются в прикладную программу, с которой работает пользователь в данный момент. По ним программа может определить команду, которую имел в виду пользователь, и приступить к ее исполнению.

Комбинация монитора и мыши обеспечивает наиболее современный тип интерфейса пользователя