Файл: Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4 Обучающийся Шутов Матвей Сергеевич Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Задание Максимальное количество баллов 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Шутов Матвей Сергеевич
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Задание 1. Максимальное количество баллов – 5
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
1-4 классы Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. | 1 | «Гуси-Лебеди» : Русская народная сказка «Елка» М.М. Зощенко; «Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева; «Серебряное копытце» П.П. Бажова; «Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка» «Еж» М. Пришвина; Л. Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи»: басня в прозе К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. |
2 | Русская народная сказка «Царевна Лягушка» Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа» Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. | |
3 | Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” М.Лермонтов “Ашик-Кериб” П.Ершов “Конёк-Горбунок” И.Крылов “Волк и журавль”, “Квартет” В.Одоевский “Городок в табакерке” А.Чехов “Мальчики” В.Гаршин “Сказка о жабе и розе” С.Аксаков “Аленький цветочек” |
| |
4 | Список книг на лето при переходе в 4 класс «Школа России» Отечественная литература 1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике» его Балде», 2. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 3. А. П. Чехов «Каштанка» 4. А. П. Гайдар «Голубая чашка», «Военная тайна», «Честное слово» 5. К. Паустовский «Тёплый хлеб» 6. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 7. Б. И. Житков «Что я видел» |
| |
2. «Начальная школа XXI века» Авторы: Вербицкая М. В., Оралова О. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». П.П. Бажов «Серебряное копытце». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. |
2 | Р. Киплинг «Рики-тики-тави». Л.Лагин «Старик Хоттабыч.» Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. Прокофьева «Ученик волшебника». В. Голявкин «Рассказы». Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». | 1. Приключения 2. Волшебные сказки 3. Бытовые сказки 4. О животных | |
3 | Свифт Д. «Путешествие Гулливера» Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи» Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот» Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона» Толстой А.К. «Илья Муромец» | 1. Приключения 2. Волшебные сказки 3. Бытовые сказки 4. О животных | |
4 | Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам», Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В.П. Катаев «Сын полка», А.И. Куприн «Скворцы» |
| |
… | | | |
| | | |
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Каково назначение сказок по каждой программе?
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Ответ:
-
Назначение сказок в программе «Школа России» овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
2. Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это умение отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
3. Особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе определяют способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д. 2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция; 3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.
Задание 2. Максимальное количество баллов – 5
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
- Тургенев И. С. «Бежин луг»;
- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
- Куприн А. И. «Белый пудель»;
- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
- Свирский А. И. «Рыжик»;
- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Литературный анализ рассказа Тургенева И. С. «Бежин луг» можно использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.
Анализ рассказа Тургенева И. С. «Бежин луг»;
Автор — Иван Сергеевич Тургеньев
Жанр — рассказ
Главные герои:
-
Павлуша; -
Федя; -
Ильюша; -
Костя; -
Ваня; -
Расказчик.
Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах
, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Сюжет:
Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. общая характеристика сказки;
2. время, место написания;
3. фольклорная и литературная основа;
4. главные герои;
5. основной конфликт;
6. тема, идея сказки.
Перечень сказок для анализа по установленному плану:
- «Сказка о Мертвой царевне»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане...»;
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о Медведихе»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.\
Ответ:
Анализ литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - один из самых любимых и узнаваемых пушкинских текстов.
Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении.
Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (жизнь простых крестьян).
Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева.
Лирическое начало: повествование от лица автора.
Сказовая манера: разговорная речь.
Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке.
«Смилуйся, государыня рыбка…»
«…Воротился старик ко старухе…»
«Воротись, дурачина, ты к рыбке…»
«…Пошёл старик к синему морю…»
«Смилуйся, государыня рыбка» и т.д.
«Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка А. С. Пушкина была написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.
Изобразительно-выразительные средства. Многоплановая градация: Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации (“с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”).
«Море слегка разыгралось – помутилось синее море – неспокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря».
Начало сказки соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие.
Пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев – «волшебным помощникам», которые выполняют желания героев. Старик поступает в духе положительных сказочных героев:
«Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово…».
Главные герои
Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак.
Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина.
Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его властительница учиняют суд над человеческой гордыней. Суд этот жесток, но милостивый. У человека ничего не забирается, ему, наоборот, возвращается то, что было изначально: старуха, захотела быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Все вернулось на круги своя.
Основным конфликтом в данной сказке является расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка. Жадность и сгубила бабку.
Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ.
Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 3