Файл: Б вАловой, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килограммОвый, оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, премирОванный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель занятия: совершенствование работы с орфоэпическим словарем, закрепление знаний орфоэпических норм, совершенствование навыков составления письменных высказываний, применяя основные виды аргументов, используемых в публичной речи и в дискуссии, правила речевого этикета, отработка навыков создания и редактирования текстов; закрепление навыков образования форм слов, совершенствование навыков составления высказываний; обучение стилистической правке предложений, анализу текста, редактированию, использованию речевых средств в коммуникации, закрепление норм современного русского литературного языка, основных видов речевых, стилистических и грамматических ошибок, анализ особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, принципы построения текстов разных стилей.

Выполните задания и прикрепите ответы в электронном виде. Допустимо выполнение задания письменно (от руки), при этом прикрепляется фото выполненного письменного задания. 

Задание 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕне­зис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, зАговор, закАзник, знАмение, изЫск, каталОг, квартАл, кулинарИя, ломОта, крашЕние, мАркетинг, немотА, обеспЕчение, озвучЕние, столЯр, украИнец, при­дАное, отсвЕт, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;

б) вАловой, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килограммОвый, оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, преми­рОванный;

в) вчИстую, завИдно, задОлго, Издавна, издалекА, издАли, издрЕвле, исконИ, Исконно;

г) баловАть, избаловАть, бередИть, взбОдрить, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИ­ровать, начАть, обезУметь, облЕгчить, плЕсневеть, под­бодрИть, принУдить, прИнять, присовокупИть, премирОвать, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.

Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.

языковая - языковая, характерный – характерный, морщить – морщ
ить,

Ответ:

ЯзыковОй феномен, языкОвая студень, харАктерная личность, характЕрная проблема, мОрщить лицо, морщИт платье.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.

Образец: линейка (.линия)

ВыбрОсил - брОсить,  уплОтнить сроки – плОтно,  выдЕлил - выдЕлить, уплАтить деньги - плАта, отстАвал- однокоренные и проверочные слова отставаться, затАить обиду - тАйна, полИвал - лИть, едИница - едИн, лИнейка - лИния, облЕниться - лЕнь, поспЕвал - спЕлый,  улИчённый во лжи - улИчить, облЕчённый властью - облЕчить , смЯтение в умах – однокоренные и проверочные слова смЯтенно,  сИдеть на стуле - сИдя, сЕдеть от горя - посЕдеть, скрИпеть - скрИп,  раскАлённая решётка – однокоренные проверочные слова расскалить, крИчать - крИк, захлЕбнуться – захлЁбываться ( глагол несовершенного вида) , промЕлькнуть - мЕльком, соблАзниться - соблАзн, ослЕпительный - слЕпнуть, лИпучий - лИпкий, неизглАдимый - глАдить, вОзить – однокоренное проверочное слово – вОз , оглАситься - глАсность, очАрование - чАры, предвЕщало – однокоренное вЕщий, умОлять о пощаде – однокоренные молитва, он умАляет его заслуги – малый, маленький, малость.

Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами

Образец: адресат — адресант. 

Удачливый, одеть, подозревать, опровергать, представить, подразумевать, отвергать, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, предоставить, надеть, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, удачный, крепостник.

Ответ:

Удачливый – удачный, одеть – надеть, надеть – одеть, идеальный – идеалистический, дворовый – придворный, удачный – удачливый,

Задание 5. Образуйте формы слов

5.1 Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.

Образец: массаж — массажа.

Арбитраж - арбитража, бандаж - бандажа, брелок - брелка, бюллетень - бюллетеней, инструктаж - инструктажа, лю­бовь - любови, герб - герба, гусь - гуся, гуляш - гуляша, грош- гроша, выбор - выбора, кольцо - кольца, порт - порта, торт - торта.



5.2Образуйте форму сравнительной степени следующих при­лагательных. Поставьте ударение.

Образец: верный — вернее.

Длинный - длиннЕе, красивый - красИвее, удобный - удОбнее, веселый - веселЕе, сладкий - слАще, твердый - твёрже.

5.3 Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.

Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.

Влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, по­ложить, баловаться.

Ответ:

ВлекУ (1-е л., ед.ч.), ВлечЕшь (2-е лицо, ед.ч), ВлечЕт (3-е лицо, ед.ч)

ДремлЮ, ДрЕмлешь, ДрЕмлет

ЗвонЮ, ЗвонИшь, ЗвонЯт

ИзменЮ, изменИшь, измЕнит

качУ, кАтишь, кАтит

колебАюсь, колебАешься, колебАется

положУ, полОжишь, полОжет

бАлуюсь, бАлуешься, бАлуется.

Задание 6. Сделайте стилистическую правку предложений: 

1. Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно ме­нять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Все это доказывает о том, что эти обвинения необосно­ванны.  8. В результате аварии гонщик получил перелом пра­вой и сильный ушиб левой ног. 9. Запретить курение студен­тов, преподавателей и сотрудников в здании института. 10. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Ответ:

Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять. В продаже есть украшение стоимостью 30 миллионов рублей. Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ. Мы просто не знаем о достоверности взаимодействия некоторых загрязняющих веществ. Конструкторы установили сверхмощный двигатель. Все это доказывает, что обвинения необоснованны. В результате аварии гонщик получил перелом правой ноги и сильный ушиб левой. Запретить курение в здании института. Пересдача задолженности по результатам летней сессии будет проходить с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Задание 7. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения. 

1. Вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.) 2. Она протянула мне свою нежную, бледную руку. (Т.) 3. Стал накрапывать
редкий, мелкий дождь. (Ч.) 4. Фёдору подвели вороного шустрого жеребца. (Фурм.) 5. В гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (Г.) 6. Bсё спало крепким, неподвижным здоровым сном. (Г.) 7. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) 8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирской   реке. (Кор.)   9. Пашня заросла   сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. (//А)   10. Громкий   хохот   оглашал   снежные   окрестные   поля. (Акс.) 11. Солнце скрылось за передовым, низким, разорванным облаком, (Л. Т.) 12. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тёти. (Кат.) 13. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями. 14. Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора напоминает вид моря. (Т.) 15. Темны июльские беспредельные степные ночи. (Сер.)

Задание 8. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. 

1. Дети  -  народ   любопытный    и    наблюдательный. (Кат.)  2. Наше знанье сила и оружие. (М.) 3. Наше оружие наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,) 4. Въезжая улица -это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.) 5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины - таков результат проведённого пар­тизанами боя. (Сурк.) 6. У Акима было четверо детей, у Петра - нико­го. (Л. Т.) 7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик. (Кат.) 8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. (Г.) 9. Каких бричек и повозок там не было! Одна зад широкий, а перёд узенький, дру­гая зад - узенький, а перёд широкий. (Г.) 10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба – грибами, ма­кароны - порохом. (Т.)  11. Илюша - к воротам, но из окна послы­шался голос матери. (Гонч.) 12. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. (Гр.) 13. Нам не очень было ловко, но охотники народ неразборчивый. (Т.) 14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же к людям, к обществу. (Т.) 15. Пусторослеву за верную службу чижовскую усадьбу, а Чижова в Сибирь навечно. 
(А. Т.)

Задание 9. Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю. 

9.1. Аллергия - это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами- научный стиль

9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия. – официально-деловой стиль

9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала.- публицистический стиль

9.4.      -А сколько ей лет-то?

            -Девятнадцать.

- Вот щас в феврале будет девятнадцать.

- А-а- А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.

- А она смеётся в трубку и мне токо всё «да- да- нет» - разговорный стиль

9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз.- художественно литературный стиль

9.6. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота - это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство.- художественный с публицистическим стилем

9.7. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания. – официально-деловой стиль

9.8. Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом. – научный стиль

 

Задание 10. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами. 

10.1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону.

(Французские футболисты держали оборону.)

10.2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов.

(Российские хоккеисты проиграли финнам)

10.3. В финальной игре корейская команда взяла верх.

(В финальной игре корейская команда победила.)

10.4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии.

(Футболисты из Германии выиграли чемпионат мира.)