Файл: Особенности формирования современной китайской экономики.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[5, с.331]. Частнокапиталистическая экономика как сектор перестала существовать.
Принятие второго плана пятилетки ознаменовало собой начало третьего этапа развития национального хозяйства КНР. Оценив результаты проведенных ранее реформ, правительство КНР пришло к выводу, что необходимо укорить развитие тяжелой промышленности и укрепить сельское хозяйство, увеличив плановые показатели в этих отраслях в два раза,увеличить капиталовложения в промышленность. Для этого в сельском хозяйстве был выбран курс на создание «народных коммун», а в промышленном производстве проводилась политика под названием «битва за сталь». В ходе их реализации предполагалось внедрение новых сортов, систем земледелия, новых видов сельскохозяйственных машин (сельское хозяйство) и повсеместная выплавка стали (промышленность).
В результате экономика Китая росла быстрыми темпами, вводились в работу новые предприятия. Объем промышленного производства вырос на 55%[5,с. 340], крестьяне собрали богатый урожай. Но на деле новая система дала свои сбои: члены народных коммун не успевали убирать урожай, большой объем выплавленной стали оказался плохого качества, в связи с низкой квалификацией рабочих, занятых на строительстве путей сообщения, участились аварии. Стихийные бедствия, бушевавшие в Китае, усугубили положение, и уже в 1960 году страна столкнулась с новым кризисом и голодом. Итогом стало падение ВВП страны с 145,70 млрд. юаней в 1960 году до 114,96 млрд. юаней в 1962 году[5, с.342].Все это показало несостоятельность прежней политики и необходимость выбора новых направлений развития.
В целом, 1958-1969 годы, несмотря на негативные последствия проводимой политики, принесли свои успехи. За этот непростой для Китая период государство за счет собственной добычи полностью смогло обеспечитьсебя нефтью, появились и начали развиваться нефтехимическая промышленность и электроника. Было построено более 530 промышленных предприятий. Правительство смогло выплатить все долги Советскому Союзу. Увеличилась общая протяженность путей сообщения. Активно шел процесс распространения образования среди населения. И к концу 1969 года ВВП страны вырос на 58% составил 171, 61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека[5, с.344].
В период 1970-1976 годы КНР ждал новый кризис. В связи с ростом ресурсоемкости заметно снизилась производительность труда предприятий, что сказалось на уменьшении заработных плат работников и падении их производительности труда. Из-за этого доля внутреннего потребления росла неравномерно и к 1976 году упала на 12%
[5, с.350] по сравнению в 1970 годом.
Для восстановления старых промышленных предприятий и их технического перевооружения требовались значительные финансовые средства, которыми китайское правительство не могло обеспечить. В этих условия было принято решение о смене курса внешней политики в сторону открытости экономических границ. Первым результатом успешного взаимодействия КНР с государствами запада стало включение республики в качестве члена в ООН. С 1972 года по 1973год Китай активно заключал договора с иностранными державами по поводу поставки в кредит техники и оборудования для химической и информационной промышленности, машиностроительного производства [31, с.60]. В результате этого сотрудничества происходит рост экспорта и импорта Китая в страны Запада и к концу 1976 года он составил 73 млрд. долл. и 6,8 млрд. долл. соответственно[5, с.350].
В 1977 году в связи со смертью Мао Цзедуна произошла смена руководства страны. Новое правительство пыталось отойти от экономической политики, проводимой в предыдущие годы,и провозгласило переход к социалистической рыночной экономике, включающей в себя рыночную и плановую. Основной целью на тот момент было привлечение массовых иностранных инвестиций и наращивание объемов экспортируемых товаров. Кроме того, новые пятилетний (1976-1980) и десятилетний (1976-1985) планы, предполагалистроительство новых предприятий по добыче нефти и угля и производству стали.
С целью стимулирования инвестиций китайское правительство также создало 4 особые экономические зоны, на которых действовали более свободные законы рыночной экономики, и был ослаблен контроль со стороны правительства. Эти регионы стали центрами поступления прямых иностранных инвестиций из Гонконга, Тайваня и США.Строительство крупных предприятий, привлекало иностранных инвесторов, которые в свою очередь снабжали промышленность Китая современным оборудованием, адаптация которого требовала новых финансовых вложений. Это требовало тесного сотрудничества с западными странами. Кроме того, благодаря открывающимся предприятиям появлялись новые рабочие места, поэтому на городские предприятия привлекались жители сельской местности[11, с.18].
Таким образом, модернизация экономики дала свои положительные результаты. По итогу проведенных реформ уровень безработицы сократился с 1979 года к 1984 году на 3% и составил 1,9% от общего числа трудоспособного населения[37]. Экспорт Китая увеличился к 1984 году по сравнению с 1979 годом на 57% и составил 28 млрд. долларов[35]. Импорт продукции с 1979 года вырос на 62% и к началу 1984 года составил 27,9 млрд. долларов[35]. Это сказалось на росте ВВП Китая. К началу 1979 года он составлял 263,7 млрд. долларов[35]. К концу 1984 года этот показатель вырос на 15,2% и составил 313,7 млрд. долларов
[35].
В 1984 году в новом пятилетнем плане основной целью стало увеличение к концу века показателя ВВП в четыре раза и вывод экономики Китая на один уровень с крупнейшими западными экономиками мира. Этому способствовал быстрый рост сельского хозяйства. Благодаря ввозу в Китай большого количества оборудования стало возможным создание и успешное развитие тяжелой и легкой промышленности.
В 1984 году в КНР было открыто 14 прибрежных городов и портов, а в 1985 году еще 18 городов с малым бизнесом. В 1985-1986 годах на эти города приходилось 23%[31, с.57] промышленной активности Китая и 40%[31, с.57] китайского экспорта.В 1990 году была введена новая корпоративная политика и приняты правила авторского права. Это привело к увеличению инвестиций из Японии, США и Западной Европы[31, с.58].В 1992 начинается массовое привлечение иностранных инвестиций, начинаются реформы государственного сектора, уменьшается число товаров, цены на которые регулируются правительством, одобрено развитие разных форм собственности, в том числе и негосударственной, проведена реформа сельского хозяйства[11,с.18].
Благодаря проводимой политике ВВП Китая к концу 1992 года вырос на 36% и составил 493,1 млрд. долларов[35]. Экспорт продукции вырос более чем в 2,6 раза, а импорт - в 2,5[35]. К концу 1992 года данные показатели составили 75,2 млрд. долларов и 7,02 млрд. долларов[35] соответственно. Китай был на первом месте в мире по производству зерна хлопка, угля; на четвертом по производству стали; на пятом по добычи нефти.
Сосредоточение усилий в направлении интеграции на международный рынок требовало увеличения объема финансовых средств, вкладываемых в промышленное производство, и создания новых площадок для экспорта, являющегося основным благоприятствующим фактором быстрого экономического роста Китая. Однако, в этот период мало внимания уделялось отраслям промышленности, работающим на спрос внутри страны, а также поддержке сельского хозяйства со стороны государства, что привело к замедлению темпов их роста и неравномерному развитию экономики в целом[31, с.60], а также к повышению уровня безработицы до уровня 2,6 % от общего объема трудоспособного населения[37]
.
Цели правительства, обозначенные в планах десятой пятилетки (2002-2006), были сосредоточенны на выдвижении промышленного производства Китая на новый уровень. Это диктовали условия вступления в ВТО. Начался новый этап интенсивного проникновения китайской экономики на международные рынки ресурсов, капитала, продукции, рабочей силы. Важным шагом в укреплении позиций Китая на мировом рынке стало соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН.
По истечении десятой пятилетки были достигнуты следующие результаты. Доля, приходящаяся на промышленность Китая на мировом рынке, составила в 2006 году 9,9%[35], что на 2,1% больше, чем в 2002 году[35]. Прирост промышленности к концу 2006 года был равен 12,9 %[35], что на 2,9%[35] больше по сравнению с 2002 годом. Промышленность Китая в текущих ценах к концу десятой пятилетки увеличилась на 568 млрд. долларов и составила 1145,2 млрд. доллара[35]. ВВП к концу 2006 года увеличился почти вдвое и принял значение 2752,1 млрд. долларов[35]. Его доля в мировом ВВП составила 5,3%[35], что на 1,1% больше по сравнению с 2002 годом[35].
Начавшийся мировой финансовый кризис в 2008 году затронул все страны мира, оказав существенное влияние на все стороны жизни человечества.В КНР к моменту начала финансового кризиса происходил новый этап структурных изменений, а именно проводились меры по стимулированию внутреннего спроса и ослабление зависимости от мирового спроса. Китайское правительство решило воспользоваться отрицательными последствиями кризиса, чтобы таким образом смягчить переход к модели социально-экономического развития[10, с.32].
Оценить влияние глобального кризиса на национальное хозяйство КНР позволит рисунок 1.2 - «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы», показывающий динамику основных экономических показателей[29, с.83].В соответствии с рисунком 1.2 «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы» реальный ВВП Китая в 2008 году снизился по сравнению с 2007 годом на 4,6%[29, с.83]. В 2009 году наметилась положительная тенденция в динамике этого показателя, хотя он не достиг прежнего уровня, его падение замедлилось до 0,5%[29, с.83]. Реальный ВВП в 2009 году составил 9,1% [29, с.84].
Рис.1.2 - Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы. Составлено нами на основе источника 29.
Экспорт, составляющий 40% ВВП, в начале 2007 года к концу 2009 года составлял всего 14,3%, а импорт сократился с 33,8% до 10%
[29, с.85]. Баланс государственного бюджета в 2007 году составлял 0,2% от ВВП[29, с.85]. В связи с мировым финансовым кризисом этот показатель в 2008 году составил 0,5%[29, с.85], а в 2009 году повысился на 2% и составил 2,5% от ВВП Китая[29, с.86]. Примечательно, что ранее бюджет КНР был бездефицитным. Во время финансового кризиса правительство республики стремилось сдержать этот показатель на уровне ниже 3%[29, с.86].
Следовательно, негативным последствием кризиса стало закрытие крупных предприятий. Меньше, чем за год перестали функционировать более 67 тысяч организаций. Ситуация улучшилась лишь к концу 2009 года.
Мировой кризис финансовой системы существенно отразился на доходах населения КНР. В связи с кризисом в Китае с 2007 года к 2009 году вырос уровень безработицы с 4% до 4,3%[29; с.88]. К концу 2008 года более 20 миллионов человек в стране потеряли работу в качестве трудовых мигрантов из приграничных районов. В 2008 году безработица в несельскохозяйственном секторе оценивалась в 39-48 миллионов человек[29, с.88].
Среднедушевой располагаемый доход городского населения упал с 12,2% до 8,4%[29, с.88], а среднедушевой чистый доход сельского населения снизился с 9,5% до 8%[29, с.89]. Это связано напрямую с прекращением деятельности предприятий, работающих на экспорт продукции. Однако, уже к концу 2009 года эти показатели повысились на 1,4% и 0,5 %[29, с.80] соответственно.
Таким образом, анализ социально-экономического состояния страны с конца 2009 года позволяет сделать вывод, что мировой финансовый кризис привел не к отсутствию экономического роста, а к отрицательному влиянию, выражающемуся в его замедлении[10, с.31].
В условиях глобального кризиса и чрезвычайно сложной ситуации как внутри страны, так и за рубежом, китайское руководство проводило антикризисную программу для предотвращения и восстановления после экономического спада в краткосрочной перспективе. Мерами избавления от негативных последствий кризиса были:
- активное привлечение инвестиций в экономику[19, с.125];
- повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению[24, с.27];
- обеспечение устойчивости экспорта и импорта[30, с.80];
-обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства;
- создание новых способов уменьшения расходов или увеличения доходов предприятия за счет
Принятие второго плана пятилетки ознаменовало собой начало третьего этапа развития национального хозяйства КНР. Оценив результаты проведенных ранее реформ, правительство КНР пришло к выводу, что необходимо укорить развитие тяжелой промышленности и укрепить сельское хозяйство, увеличив плановые показатели в этих отраслях в два раза,увеличить капиталовложения в промышленность. Для этого в сельском хозяйстве был выбран курс на создание «народных коммун», а в промышленном производстве проводилась политика под названием «битва за сталь». В ходе их реализации предполагалось внедрение новых сортов, систем земледелия, новых видов сельскохозяйственных машин (сельское хозяйство) и повсеместная выплавка стали (промышленность).
В результате экономика Китая росла быстрыми темпами, вводились в работу новые предприятия. Объем промышленного производства вырос на 55%[5,с. 340], крестьяне собрали богатый урожай. Но на деле новая система дала свои сбои: члены народных коммун не успевали убирать урожай, большой объем выплавленной стали оказался плохого качества, в связи с низкой квалификацией рабочих, занятых на строительстве путей сообщения, участились аварии. Стихийные бедствия, бушевавшие в Китае, усугубили положение, и уже в 1960 году страна столкнулась с новым кризисом и голодом. Итогом стало падение ВВП страны с 145,70 млрд. юаней в 1960 году до 114,96 млрд. юаней в 1962 году[5, с.342].Все это показало несостоятельность прежней политики и необходимость выбора новых направлений развития.
В целом, 1958-1969 годы, несмотря на негативные последствия проводимой политики, принесли свои успехи. За этот непростой для Китая период государство за счет собственной добычи полностью смогло обеспечитьсебя нефтью, появились и начали развиваться нефтехимическая промышленность и электроника. Было построено более 530 промышленных предприятий. Правительство смогло выплатить все долги Советскому Союзу. Увеличилась общая протяженность путей сообщения. Активно шел процесс распространения образования среди населения. И к концу 1969 года ВВП страны вырос на 58% составил 171, 61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека[5, с.344].
В период 1970-1976 годы КНР ждал новый кризис. В связи с ростом ресурсоемкости заметно снизилась производительность труда предприятий, что сказалось на уменьшении заработных плат работников и падении их производительности труда. Из-за этого доля внутреннего потребления росла неравномерно и к 1976 году упала на 12%
[5, с.350] по сравнению в 1970 годом.
Для восстановления старых промышленных предприятий и их технического перевооружения требовались значительные финансовые средства, которыми китайское правительство не могло обеспечить. В этих условия было принято решение о смене курса внешней политики в сторону открытости экономических границ. Первым результатом успешного взаимодействия КНР с государствами запада стало включение республики в качестве члена в ООН. С 1972 года по 1973год Китай активно заключал договора с иностранными державами по поводу поставки в кредит техники и оборудования для химической и информационной промышленности, машиностроительного производства [31, с.60]. В результате этого сотрудничества происходит рост экспорта и импорта Китая в страны Запада и к концу 1976 года он составил 73 млрд. долл. и 6,8 млрд. долл. соответственно[5, с.350].
В 1977 году в связи со смертью Мао Цзедуна произошла смена руководства страны. Новое правительство пыталось отойти от экономической политики, проводимой в предыдущие годы,и провозгласило переход к социалистической рыночной экономике, включающей в себя рыночную и плановую. Основной целью на тот момент было привлечение массовых иностранных инвестиций и наращивание объемов экспортируемых товаров. Кроме того, новые пятилетний (1976-1980) и десятилетний (1976-1985) планы, предполагалистроительство новых предприятий по добыче нефти и угля и производству стали.
С целью стимулирования инвестиций китайское правительство также создало 4 особые экономические зоны, на которых действовали более свободные законы рыночной экономики, и был ослаблен контроль со стороны правительства. Эти регионы стали центрами поступления прямых иностранных инвестиций из Гонконга, Тайваня и США.Строительство крупных предприятий, привлекало иностранных инвесторов, которые в свою очередь снабжали промышленность Китая современным оборудованием, адаптация которого требовала новых финансовых вложений. Это требовало тесного сотрудничества с западными странами. Кроме того, благодаря открывающимся предприятиям появлялись новые рабочие места, поэтому на городские предприятия привлекались жители сельской местности[11, с.18].
Таким образом, модернизация экономики дала свои положительные результаты. По итогу проведенных реформ уровень безработицы сократился с 1979 года к 1984 году на 3% и составил 1,9% от общего числа трудоспособного населения[37]. Экспорт Китая увеличился к 1984 году по сравнению с 1979 годом на 57% и составил 28 млрд. долларов[35]. Импорт продукции с 1979 года вырос на 62% и к началу 1984 года составил 27,9 млрд. долларов[35]. Это сказалось на росте ВВП Китая. К началу 1979 года он составлял 263,7 млрд. долларов[35]. К концу 1984 года этот показатель вырос на 15,2% и составил 313,7 млрд. долларов
[35].
В 1984 году в новом пятилетнем плане основной целью стало увеличение к концу века показателя ВВП в четыре раза и вывод экономики Китая на один уровень с крупнейшими западными экономиками мира. Этому способствовал быстрый рост сельского хозяйства. Благодаря ввозу в Китай большого количества оборудования стало возможным создание и успешное развитие тяжелой и легкой промышленности.
В 1984 году в КНР было открыто 14 прибрежных городов и портов, а в 1985 году еще 18 городов с малым бизнесом. В 1985-1986 годах на эти города приходилось 23%[31, с.57] промышленной активности Китая и 40%[31, с.57] китайского экспорта.В 1990 году была введена новая корпоративная политика и приняты правила авторского права. Это привело к увеличению инвестиций из Японии, США и Западной Европы[31, с.58].В 1992 начинается массовое привлечение иностранных инвестиций, начинаются реформы государственного сектора, уменьшается число товаров, цены на которые регулируются правительством, одобрено развитие разных форм собственности, в том числе и негосударственной, проведена реформа сельского хозяйства[11,с.18].
Благодаря проводимой политике ВВП Китая к концу 1992 года вырос на 36% и составил 493,1 млрд. долларов[35]. Экспорт продукции вырос более чем в 2,6 раза, а импорт - в 2,5[35]. К концу 1992 года данные показатели составили 75,2 млрд. долларов и 7,02 млрд. долларов[35] соответственно. Китай был на первом месте в мире по производству зерна хлопка, угля; на четвертом по производству стали; на пятом по добычи нефти.
Сосредоточение усилий в направлении интеграции на международный рынок требовало увеличения объема финансовых средств, вкладываемых в промышленное производство, и создания новых площадок для экспорта, являющегося основным благоприятствующим фактором быстрого экономического роста Китая. Однако, в этот период мало внимания уделялось отраслям промышленности, работающим на спрос внутри страны, а также поддержке сельского хозяйства со стороны государства, что привело к замедлению темпов их роста и неравномерному развитию экономики в целом[31, с.60], а также к повышению уровня безработицы до уровня 2,6 % от общего объема трудоспособного населения[37]
.
Цели правительства, обозначенные в планах десятой пятилетки (2002-2006), были сосредоточенны на выдвижении промышленного производства Китая на новый уровень. Это диктовали условия вступления в ВТО. Начался новый этап интенсивного проникновения китайской экономики на международные рынки ресурсов, капитала, продукции, рабочей силы. Важным шагом в укреплении позиций Китая на мировом рынке стало соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН.
По истечении десятой пятилетки были достигнуты следующие результаты. Доля, приходящаяся на промышленность Китая на мировом рынке, составила в 2006 году 9,9%[35], что на 2,1% больше, чем в 2002 году[35]. Прирост промышленности к концу 2006 года был равен 12,9 %[35], что на 2,9%[35] больше по сравнению с 2002 годом. Промышленность Китая в текущих ценах к концу десятой пятилетки увеличилась на 568 млрд. долларов и составила 1145,2 млрд. доллара[35]. ВВП к концу 2006 года увеличился почти вдвое и принял значение 2752,1 млрд. долларов[35]. Его доля в мировом ВВП составила 5,3%[35], что на 1,1% больше по сравнению с 2002 годом[35].
Начавшийся мировой финансовый кризис в 2008 году затронул все страны мира, оказав существенное влияние на все стороны жизни человечества.В КНР к моменту начала финансового кризиса происходил новый этап структурных изменений, а именно проводились меры по стимулированию внутреннего спроса и ослабление зависимости от мирового спроса. Китайское правительство решило воспользоваться отрицательными последствиями кризиса, чтобы таким образом смягчить переход к модели социально-экономического развития[10, с.32].
Оценить влияние глобального кризиса на национальное хозяйство КНР позволит рисунок 1.2 - «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы», показывающий динамику основных экономических показателей[29, с.83].В соответствии с рисунком 1.2 «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы» реальный ВВП Китая в 2008 году снизился по сравнению с 2007 годом на 4,6%[29, с.83]. В 2009 году наметилась положительная тенденция в динамике этого показателя, хотя он не достиг прежнего уровня, его падение замедлилось до 0,5%[29, с.83]. Реальный ВВП в 2009 году составил 9,1% [29, с.84].
Рис.1.2 - Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы. Составлено нами на основе источника 29.
Экспорт, составляющий 40% ВВП, в начале 2007 года к концу 2009 года составлял всего 14,3%, а импорт сократился с 33,8% до 10%
[29, с.85]. Баланс государственного бюджета в 2007 году составлял 0,2% от ВВП[29, с.85]. В связи с мировым финансовым кризисом этот показатель в 2008 году составил 0,5%[29, с.85], а в 2009 году повысился на 2% и составил 2,5% от ВВП Китая[29, с.86]. Примечательно, что ранее бюджет КНР был бездефицитным. Во время финансового кризиса правительство республики стремилось сдержать этот показатель на уровне ниже 3%[29, с.86].
Следовательно, негативным последствием кризиса стало закрытие крупных предприятий. Меньше, чем за год перестали функционировать более 67 тысяч организаций. Ситуация улучшилась лишь к концу 2009 года.
Мировой кризис финансовой системы существенно отразился на доходах населения КНР. В связи с кризисом в Китае с 2007 года к 2009 году вырос уровень безработицы с 4% до 4,3%[29; с.88]. К концу 2008 года более 20 миллионов человек в стране потеряли работу в качестве трудовых мигрантов из приграничных районов. В 2008 году безработица в несельскохозяйственном секторе оценивалась в 39-48 миллионов человек[29, с.88].
Среднедушевой располагаемый доход городского населения упал с 12,2% до 8,4%[29, с.88], а среднедушевой чистый доход сельского населения снизился с 9,5% до 8%[29, с.89]. Это связано напрямую с прекращением деятельности предприятий, работающих на экспорт продукции. Однако, уже к концу 2009 года эти показатели повысились на 1,4% и 0,5 %[29, с.80] соответственно.
Таким образом, анализ социально-экономического состояния страны с конца 2009 года позволяет сделать вывод, что мировой финансовый кризис привел не к отсутствию экономического роста, а к отрицательному влиянию, выражающемуся в его замедлении[10, с.31].
В условиях глобального кризиса и чрезвычайно сложной ситуации как внутри страны, так и за рубежом, китайское руководство проводило антикризисную программу для предотвращения и восстановления после экономического спада в краткосрочной перспективе. Мерами избавления от негативных последствий кризиса были:
- активное привлечение инвестиций в экономику[19, с.125];
- повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению[24, с.27];
- обеспечение устойчивости экспорта и импорта[30, с.80];
-обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства;
- создание новых способов уменьшения расходов или увеличения доходов предприятия за счет