ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 633

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
по техническому регулированию. Соответственно на местах эти функции должны исполнять территориальные органы – федеральные государственные учреждения (центры стандартизации, метрологии и сертификации). Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Госстандарт преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии и утверждено поста- новление правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 194 «Вопросы Федераль- ной службы по техническому регулированию и метрологии». Затем указом президента от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных ор- ганов исполнительной власти» Федеральная служба по техническому регу- лированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техни- ческому регулированию и метрологии. Постановлением правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 утверждено «Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» и признано утратившим силу постановление № 194.
Таким образом, Федеральное агентство по техническому регулирова- нию и метрологии (Ростехрегулирование) является федеральным органом ис- полнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государствен- ных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Агентство находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).
Основные задачи Ростехрегулирования:
- реализация функций национального органа по стандартизации;
- обеспечение единства измерений;
- осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдени- ем требований технических регламентов и обязательных требований стан- дартов; создание и ведение федерального информационного фонда техничес- ких регламентов и стандартов и единой информационной системы по техни- ческому регулированию;
- осуществление организационно-методического руководства по веде- нию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных го- сударственных нужд;
- организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;
- организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание премии правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;
- оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, техничес- кого регулирования и метрологии.


10

1.2. Технические регламенты: назначение, виды, особенности
разработки и утверждения
По Федеральному закону «О техническом регулировании» (далее Фе- деральный закон) все требования к продукции разделены на две категории: добровольные для применения (содержатся в стандартах) и обязательные
(устанавливаются техническим регламентом).
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установ- ленном законодательством Российской Федерации, или межправительс- твенным соглашением, заключенным в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом
Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства
Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанав- ливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам про- ектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Объекты технического регулирования - продукция, в том числе зда- ния, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хране- ния, перевозки, реализации и утилизации.
Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и расте- ний;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретате- лей;
- обеспечения энергетической эффективности.
Технический регламент должен содержать перечень и (или) описа- ние объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента.
Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соот- ветствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предель- ные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен со- держать требования энергетической эффективности.


11
В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться пра- вила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соот- ветствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки со- ответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство кото- рого закончено, и в иной форме.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда ус- танавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
- безопасность излучений;
- биологическую безопасность;
- взрывобезопасность;
- механическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- промышленную безопасность;
- термическую безопасность;
- химическую безопасность;
- электрическую безопасность;
- ядерную и радиационную безопасность;
- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство измерений;
- другие виды безопасности.
Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре- ализации и утилизации, но не должен содержать требований к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обес- печивается достижение целей принятия технического регламента. Также по этим причинам в них могут содержаться специальные требования, обеспечи- вающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, бере- менных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
В Российской Федерации действуют общие и специальные технические регламенты, основные различия и сходства двух данных видов представле- ны в табл. 1.1.
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при дли- тельном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях доку-

12
мент может содержать требование, касающееся информирования приобрета- теля о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Обязательные требования технических регламентов являются ис- черпывающими, действуют на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент, хотя документ может содержать специальные требования, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и гео- графических особенностей приведет к недостижению целей указанных тех- нических регламентов.
Таблица 1.1
Цели принятия и объекты технических регламентов
Виды технических регламентов
Объекты, к которым предъявляются требования
Цели принятия*
Общие
Любые виды продукции, про- цессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
- защита жизни или здоровья граж- дан, имущества физических или юридических лиц, государствен- ного или муниципального иму- щества;
- охрана окружающей среды, жиз- ни или здоровья животных и рас- тений;
- предупреждение действий, вво- дящих в заблуждение приобрета- телей
Специальные
Технологические и иные осо- бенности отдельных видов продук- ции, процессов производства, экс- плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техничес- ким регламентом
Все вышеперечисленные для общих технических регламентов
* - принятие технических регламентов в иных целях не допускается
Технические регламенты применяются одинаковым образом незави- симо от места происхождения продукции, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться. Так-


13
же им организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вре- да вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государст- венному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно ФЗ возможны несколько путей принятия технических регла- ментов (рис. 1.1). Технический регламент может быть принят международным договором или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом президента Российской Федерации, или постановлением правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом фе- дерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объ- ектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строени- ям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
13
Ɍɟɯɧɢɱɟɫɤɢɟ ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɵ ɩɪɢɦɟɧɹɸɬɫɹ ɨɞɢɧɚɤɨɜɵɦ ɨɛɪɚɡɨɦ ɧɟɡɚɜɢ-
ɫɢɦɨ ɨɬ ɦɟɫɬɚ ɩɪɨɢɫɯɨɠɞɟɧɢɹ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ, ɜɢɞɨɜ ɢɥɢ ɨɫɨɛɟɧɧɨɫɬɟɣ ɫɞɟɥɨɤ ɢ
(ɢɥɢ) ɮɢɡɢɱɟɫɤɢɯ ɢ (ɢɥɢ) ɸɪɢɞɢɱɟɫɤɢɯ ɥɢɰ, ɹɜɥɹɸɳɢɯɫɹ ɢɡɝɨɬɨɜɢɬɟɥɹɦɢ,
ɢɫɩɨɥɧɢɬɟɥɹɦɢ, ɩɪɨɞɚɜɰɚɦɢ, ɩɪɢɨɛɪɟɬɚɬɟɥɹɦɢ.
ɉɪɚɜɢɬɟɥɶɫɬɜɨɦ ɊɎ ɭɬɜɟɪɠɞɚɟɬɫɹ ɩɪɨɝɪɚɦɦɚ ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɢ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɢɯ
ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɨɜ, ɤɨɬɨɪɚɹ ɞɨɥɠɧɚ ɟɠɟɝɨɞɧɨ ɭɬɨɱɧɹɬɶɫɹ ɢ ɨɩɭɛɥɢɤɨɜɵɜɚɬɶɫɹ.
Ɍɚɤɠɟ ɢɦ ɨɪɝɚɧɢɡɭɸɬɫɹ ɩɨɫɬɨɹɧɧɵɟ ɭɱɟɬ ɢ ɚɧɚɥɢɡ ɜɫɟɯ ɫɥɭɱɚɟɜ ɩɪɢɱɢɧɟɧɢɹ
ɜɪɟɞɚ ɜɫɥɟɞɫɬɜɢɟ ɧɚɪɭɲɟɧɢɹ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɣ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɢɯ ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɨɜ ɠɢɡɧɢ
ɢɥɢ ɡɞɨɪɨɜɶɸ ɝɪɚɠɞɚɧ, ɢɦɭɳɟɫɬɜɭ ɮɢɡɢɱɟɫɤɢɯ ɢɥɢ ɸɪɢɞɢɱɟɫɤɢɯ ɥɢɰ, ɝɨɫɭ-
ɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɦɭ ɢɥɢ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨɦɭ ɢɦɭɳɟɫɬɜɭ, ɨɤɪɭɠɚɸɳɟɣ ɫɪɟɞɟ, ɠɢɡɧɢ
ɢɥɢ ɡɞɨɪɨɜɶɸ ɠɢɜɨɬɧɵɯ ɢ ɪɚɫɬɟɧɢɣ.
ɋɨɝɥɚɫɧɨ ɎɁ ɜɨɡɦɨɠɧɵ ɧɟɫɤɨɥɶɤɨ ɩɭɬɟɣ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɢɯ ɪɟɝ-
ɥɚɦɟɧɬɨɜ (ɪɢɫ.1.1). Ɍɟɯɧɢɱɟɫɤɢɣ ɪɟɝɥɚɦɟɧɬ ɦɨɠɟɬ ɛɵɬɶ ɩɪɢɧɹɬ ɦɟɠɞɭɧɚ-
ɪɨɞɧɵɦ ɞɨɝɨɜɨɪɨɦ ɢɥɢ ɦɟɠɩɪɚɜɢɬɟɥɶɫɬɜɟɧɧɵɦ ɫɨɝɥɚɲɟɧɢɟɦ, ɡɚɤɥɸɱɟɧ-
ɧɵɦ ɜ ɩɨɪɹɞɤɟ, ɭɫɬɚɧɨɜɥɟɧɧɨɦ ɡɚɤɨɧɨɞɚɬɟɥɶɫɬɜɨɦ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ,
ɢɥɢ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɦ ɡɚɤɨɧɨɦ, ɢɥɢ ɭɤɚɡɨɦ ɩɪɟɡɢɞɟɧɬɚ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ,
ɢɥɢ ɩɨɫɬɚɧɨɜɥɟɧɢɟɦ ɩɪɚɜɢɬɟɥɶɫɬɜɚ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ, ɢɥɢ ɧɨɪɦɚɬɢɜ-
ɧɵɦ ɩɪɚɜɨɜɵɦ ɚɤɬɨɦ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɨɝɨ ɨɪɝɚɧɚ ɢɫɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɨɣ ɜɥɚɫɬɢ ɩɨ ɬɟɯ-
ɧɢɱɟɫɤɨɦɭ ɪɟɝɭɥɢɪɨɜɚɧɢɸ, ɢ ɭɫɬɚɧɚɜɥɢɜɚɟɬ ɨɛɹɡɚɬɟɥɶɧɵɟ ɞɥɹ ɩɪɢɦɟɧɟɧɢɹ
ɢ ɢɫɩɨɥɧɟɧɢɹ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹ ɤ ɨɛɴɟɤɬɚɦ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɟɝɭɥɢɪɨɜɚɧɢɹ (ɩɪɨ-
ɞɭɤɰɢɢ, ɜ ɬɨɦ ɱɢɫɥɟ ɡɞɚɧɢɹɦ, ɫɬɪɨɟɧɢɹɦ ɢ ɫɨɨɪɭɠɟɧɢɹɦ ɢɥɢ ɤ ɫɜɹɡɚɧɧɵɦ ɫ
ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹɦɢ ɤ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɩɪɨɰɟɫɫɚɦ ɩɪɨɟɤɬɢɪɨɜɚɧɢɹ (ɜɤɥɸɱɚɹ ɢɡɵɫɤɚ-
ɧɢɹ), ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɚ, ɫɬɪɨɢɬɟɥɶɫɬɜɚ, ɦɨɧɬɚɠɚ, ɧɚɥɚɞɤɢ, ɷɤɫɩɥɭɚɬɚɰɢɢ, ɯɪɚ-
ɧɟɧɢɹ, ɩɟɪɟɜɨɡɤɢ, ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɢ ɭɬɢɥɢɡɚɰɢɢ).
* ɭɬɪɚɱɢɜɚɸɬ ɫɢɥɭ ɫɨ ɞɧɹ ɜɫɬɭɩɥɟɧɢɹ ɜ ɞɟɣɫɬɜɢɟ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɨɝɨ ɡɚɤɨɧɚ ɨ ɫɨɨɬɜɟɬ-
ɫɬɜɭɸɳɟɦ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɨɦ ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɟ.
Ɋɢɫ. 1.1. ɉɭɬɢ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɢɯ ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɨɜ
Ɍɟɯɧɢɱɟɫɤɢɟ
ɪɟɝɥɚɦɟɧɬɵ
Ɇɟɠɞɭɧɚ-
ɪɨɞɧɵɣ ɞɨ-
ɝɨɜɨɪ ɢɥɢ
ɦɟɠɩɪɚɜɢ-
ɬɟɥɶɫɬɜɟɧ-
ɧɨɟ ɫɨɝɥɚ-
ɲɟɧɢɟ
ɇɨɪɦɚɬɢɜɧɵɣ
ɩɪɚɜɨɜɨɣ ɚɤɬ
ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɨɝɨ
ɨɪɝɚɧɚ ɢɫɩɨɥ-
ɧɢɬɟɥɶɧɨɣ ɜɥɚ-
ɫɬɢ ɩɨ ɬɟɯɧɢɱɟ-
ɫɤɨɦɭ ɪɟɝɭɥɢ-
ɪɨɜɚɧɢɸ *
ɉɨɫɬɚ-
ɧɨɜɥɟɧɢɟ
ɩɪɚɜɢ-
ɬɟɥɶɫɬɜɚ
Ɋɨɫɫɢɣ-
ɫɤɨɣ Ɏɟ-
ɞɟɪɚɰɢɢ*
Ɏɟɞɟ-
ɪɚɥɶɧɵɣ
ɡɚɤɨɧ
ɊɎ, ɜ
ɭɫɬɚɧɨɜ-
ɥɟɧɧɨɦ
ɩɨɪɹɞɤɟ
ɉ
ɭɬ
ɢ
ɩɪɢɧɹ
ɬɢɹ
ɍɤɚɡ
ɩɪɟɡɢ-
ɞɟɧɬɚ
ɊɎ)*
* утрачивают силусо дня вступления в действие федерального закона о соответс- твующем техническом регламенте.
Рис. 1.1. Пути принятия технических регламентов
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приво- дящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружаю- щей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции необходимо незамедлительное приня- тие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламен- те, президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждении.