ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 638

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природ- ного и техногенного характера;
б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, рас- тениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности госу- дарства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и тех- ногенного характера;
в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного конт- роля (надзора), изданный в соответствии с поручениями президента Россий- ской Федерации, правительства Российской Федерации.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратив- шееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фак- тах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Срок проведения документарной и выездной проверок согласно феде- ральному закону [4], не может превышать двадцати рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов - для микропредприятия в год.
Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое наруше- ние повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством России и договором о проведении работ по сертифика- ции.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в со- ответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов иссле- дований (испытаний) и измерений.
Нарушение требований технических регламентов, обязательных тре- бований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмот- ренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 Кодекса РФ об админист- ративных правонарушений, при реализации (поставке, продаже), использо- вании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации про- дукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и


24
надзора, - влечет предупреждение или наложение административного штра- фа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юриди- ческих лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ЗАДАНИЯ
Задание 1. Дайте ответы на следующие вопросы, в случае необходи- мости обращаясь к ФЗ о «О техническом регулировании»
1. На какие стандарты, положения и правила не распространяется дейс- твие Федерального закона о «О техническом регулировании»?
2. Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет фун- кции в сфере технического регулирования и метрологии?
3. Что относят к объектам технического регулирования?
4. Какие требования к объектам технического регулирования устанав- ливаются в технических регламентах, а какие - в стандартах?
5. В чем заключается главное отличие между специальным и общим тех- ническим регламентом?
6. Есть ли ограничение в применении технических регламентов в силу различного места и страны происхождения объекта технического ре- гулирования?
7. Кто может являться разработчиком технического регламента?
8. Существуют ли еще какие-либо варианты принятия технического рег- ламента как нормативного документа, кроме принятия его федераль- ным законом, в установленном порядке?
9. Кто и в какой форме проводит публичное обсуждение проекта техни- ческого регламента?
10. Какие, согласно закону, существуют обязанности у лиц и государствен- ных органов при поступлении и подтверждении информации о несоот- ветствии продукции требованиям технических регламентов?
11. Можете ли вы перечислить организации, осуществляющие государс- твенный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и государственных стандартов?
12. Государственный контроль и надзор проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, из- готовление, реализацию, эксплуатацию, транспортирование, хранение и утилизацию продукции, выполняющих работы и услуги. Где и в ка- ких организациях еще может проводиться государственный контроль
(надзор) за соблюдением требований технических регламентов?

25 13. Какие объекты государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и государственных стандартов вы можете на- звать?
14. Может ли государственный контроль (надзор) за соблюдением требо- ваний технических регламентов осуществляться на стадии разработки или производства продукции?
15. Какие нормативные документы составляют Федеральный информа- ционный фонд технических регламентов и стандартов?
Задание 2. Изучив утратившие силу в связи с введением Закона РФ
«О техническом регулировании» законы «О стандартизации» и «О сертифи- кации продукции и услуг», найдите отдельные изменения в процессе стан- дартизации и сертификации продукции и услуг и ответьте на следующие вопросы:
1. Могут ли в настоящее время отдельные министерства и ведомства принимать обязательные стандарты и нормы, касающиеся продукции и ус- луг?
2. В какой своей части остаются действовать изданные до 1-го июля
2003 года стандарты и нормы министерств и ведомств?
3. Какая система стандартов разных уровней существовала до введе- ния закона “О техническом регулировании” и какие стандарты разрабатыва- ются после введения закона?
4. Опишите отличия в порядке принятия национального стандарта до и после принятия закона “О техническом регулировании”.
5. Можно ли было до введения закона “О техническом регулирова- нии” совмещать сертификацию и аккредитацию и можно ли после?
6. Можно ли было до введения закона “О техническом регулирова- нии” совмещать обязательную сертификацию и государственный надзор и можно ли после введения?
7. На какие объекты распространяется обязательная сертификация до и после введения закона “О техническом регулировании”?
8. В каком органе по техническому регулированию подлежат регист- рации все декларации о соответствии?
9. До 1-го июля 2003 года при ввозе продукции на таможне не нужно было предъявлять сертификат/декларацию о соответствии. Произошли ли какие-либо изменения после введения закона “О техническом регулирова- нии”?
10. Кто может подавать декларацию о соответствии на основе собс- твенных доказательств до и после введения закона “О техническом регули- ровании”?


26 11. На каких стадиях жизненного цикла продукции может проводить- ся государственный контроль (до 1-го июля 2003 года - на стадиях: проекти- рования, внедрения, производства, хранения, транспортирования, эксплуа- тации и утилизации)?
12. Возможен ли после введения закона “О техническом регулирова- нии” отзыв продукции с рынка по предписанию контролирующего органа и решению суда?
Задание 3. Выберите любой из утвержденных технических регламен- тов (см. табл. 1.2), изучите содержание и сравните с количеством и содер- жанием соответствующих стандартов, регламентирующих эту область до введения соответствующего технического регламента.

27
2. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством оп- ределяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и в ко- нечном счете содержание качества социально-экономического развития.
Овладение методами управления качеством является одним из главных ус- ловий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конку- рентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха.
Качество продукции - это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с на- значением.
Формирование системного подхода к организации работ по улучше- нию качества можно представить для отечественной практики в виде опре- деленной последовательности.
1 этап. Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП), распространена с 50-х годов XX века. Соответствовала принятой за рубежом системе “ноль дефек- тов”. Цель системы - создание условий производства, обеспечивающих из- готовление продукции без отступлений от технической документации. Ос- новная идея метода - материальное и моральное стимулирование (“мастер золотые руки”, “отличник качества” и др.). Внедрение БИП позволило:
 обеспечить строгое выполнение технологических операций;
 повысить персональную ответственность рабочих за качествен- ные результаты своего труда;
 эффективно использовать моральное и материальное поощре- ние рабочих за качество труда;
 создать предпосылки для развертывания движения за повыше- ние качества продукции.
Ее суть заключалась в том, что при сдаче продукции контролеру ОТК учитывался процент продукции, сданной с первого предъявления. В зависи- мости от этого устанавливался уровень морального и материального поощ- рения работника.
Недостатком метода являлась ограниченная сфера действия, распро- странялась система только на рабочих основного производства, система не учитывала многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество продукции.
2 этап. Львовская система бездефектного труда (СБТ), с 1961 г. Цель системы - обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой на- дежности и долговечности путем повышения ответственности и стимули- рования труда каждого работника предприятия и производственных коллек-


28
тивов за результаты труда.Учитывала не только процент сдачи продукции с первого предъявления, но также ритмичность и культуру производства.
Основной критерий - коэффициент качества труда, определяемый пу- тем учета количества и значимости допущенных производственных нару- шений и устанавливаемый для каждого работника и коллектива. При этом в системе устанавливался классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствовал определенный коэффициент снижения. Внедрение СБТ позволило:
 количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;
 повысить заинтересованность в качестве труда;
 повысить производственную дисциплину;
 вовлекать в соревнование за повышение качества;
 сократить потери от брака и рекламации, повысить производитель- ность труда.
Недостаток заключался в том, что основное применение система на- шла для оценки и стимулирования качества исполнительского, нетворческо- го труда. Устраняла, как и БИП, только субъективные причины, устранение объективных причин началось со следующих модификаций системы.
3 этап. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) - с 1958 года, г. Горький. Основа - упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки КБ и технологов произ- водства, на долю которых приходилось 60-85 % всех дефектов.
Внедрение КАНАРСПИ позволило:
 сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качес- тва в 2-3 раза;
 повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5 - 2 раза, увеличить ресурс в 2 раза;
 снизить трудоемкость и цикл строительно-монтажных работ в 1,3 - 2 раза.
В системе КАНАРСПИ осуществлялось развитие исследовательской и экспериментальной базы, повышение коэффициента унификации, ши- рокого применения методов макетирования и моделирования ускоренных испытаний, а также конструкторско-технологической отработки изделий в процессе подготовки производства.
4 этап. Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса). Внедрена в 1969 году в Ярославле. Цель системы - увеличе- ние надежности и долговечности выпускаемых двигателей. В основу НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля моторе- сурса и его увеличения на базе повышения надежности и долговечности де-

29
талей и узлов, минимизирующих моторесурс. Основной показатель - ресурс двигателя до первого капитального ремонта.
На стадии производства система НОРМ включала в себя положения систем БИП и СБТ, а на стадии проектирования - системы КАНАРСПИ.
Внедрение системы позволило увеличить ресурс ярославских двига- телей с 4000 до 10 000 часов, увеличить гарантийный срок на 70 %, снизить потребность в запасных частях более чем на 20 %.
5 этап. Комплексные системы управления качеством (КС УКП), с
1975 г. во Львове. Цель - создание продукции, соответствующей лучшим мировым достижениям науки и техники. В связи с внедрением КС УКП получили развитие метрологическое обеспечение производства; многосту- пенчатый анализ деятельности и статистический контроль качества; были созданы группы качества; стали разрабатывать программы качества; вводи- лась аттестация продукции; получила развитие сеть организаций по повы- шению квалификации специалистов в области УКП. Но главное в системе
- стандарты предприятий (СТП).
В результате внедрения системы повысился удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза, сократились потери от брака и рекла- мации, уменьшились в 1,5 - 2 раза сроки освоения новой продукции.
Основной недостаток системы - частые нарушения основных принци- пов комплексного системного подхода, что приводило к формализму в рабо- те. Главные причины этого - экономическая незаинтересованность в улуч- шении качества, а следовательно, внедрение системы УКП на предприятиях излишне административными методами.
6 этап. Создание в 1975 году днепропетровской системы управления
качеством и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР) и крас- нодарской системы повышения эффективности производства (КС ПЭП) в
1986 году.
Госстандарт часто в одиночку не мог руководить упомянутыми сис- темами, а другие ведомства (Госплан, ГКНТ, Госкомтруд и др.) не видели в этом необходимости.
При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы уп- равления, появилась конкуренция товаропроизводителей, что привело к необ- ходимости учета требований мирового сообщества к качеству продукции.
Основополагающим принципом системы управления качеством явля- ется управление качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления производством. В качестве объекта управ- ления рассматриваются отдельные стадии жизненного цикла продукции, где продукт выступает в различной форме:
1) исследование и проектирование - как опытный образец;
2) изготовление - как конечный продукт;