ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 634

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Технический регламент, принимаемый федеральным законом, поста- новлением правительства Российской Федерации или нормативным право- вым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламен- тов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разде- лы были бы неэффективными или неподходящими, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. Национальные стан- дарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
Технические регламенты, разработанные и принятые на настоящий мо- мент в России, представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Технические регламенты, принятые в РФ (по состоянию на начало 2010 г)
Вид нор- мативного документа
Название
Когда и в какой форме утвержден
Когда вступил/вступает в действие
Общий техничес- кий регла- мент
“О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту”
Постановление Правитель- ства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 (в ред. Постанов- ления Правительства РФ от
30.12.2008 № 1076, с изм., внесенными Постановле- нием Правительства РФ от
25.09.2008 г. № 712)
5 сентября 2008 года, приоста- новлен до 31 декабря 2008 г.
Постановлением
Правительства РФ от 25.09.2008 г. № 712
“Технический регла- мент на молоко и мо- лочную продукцию”
Федеральный закон от 12 июня 2008 № 88-ФЗ
16 декабря 2008 года
“Технический регла- мент о требованиях по- жарной безопасности”
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.
28 апреля 2009 года
“Технический регла- мент на масложировую продукцию”
Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ
28 сентября 2008 года
“Технический регла- мент на соковую про- дукцию из фруктов и овощей”
Федеральный закон от 27 ок- тября 2008 г. № 178-ФЗ
29 апреля 2009 года

15
Вид нор- мативного документа
Название
Когда и в какой форме утвержден
Когда вступил/вступает в действие
“Технический регла- мент на табачную про- дукцию”
Федеральный закон от 22 де- кабря 2008 г. № 268-ФЗ
26 декабря 2009 года
“Технический регла- мент о безопасности продукции, предна- значенной для детей и подростков”
Постановление правительства
Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307 21 апреля 2011 года
“О безопасности ко- лесных транспортных средств”
Постановление правительства
Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.
12 марта 2010 года
“О безопасности зданий и сооружений”
Федеральный закон от 30 де- кабря 2009 г. № 384-ФЗ.
01 июля 2010 года
(за искл. ст. 43)
Специаль- ный тех- нический регламент
“О требованиях к вы- бросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на терри- тории Российской Феде- рации, вредных (загряз- няющих) веществ”
Постановление Правитель- ства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 (в ред. Постанов- лений Правительства РФ от
27.11.2006 N 718,
от 26.11.2009 N 956)
21 апреля 2006 года
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта технического регламента, дорабатывает его с учетом полученных замечаний (должен сохра- нять до дня вступления в силу технического регламента), составляет перечень замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения.
Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опуб- ликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведом- ления о завершении публичного обсуждения не может быть менее двух ме- сяцев.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регули- рованию обязан опубликовать в своем печатном издании как сам проект федерального закона о техническом регламенте, так и заключения о проекте экспертных комиссий по техническому регулированию. В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребите- лей.
Окончание табл. 1.2


16
В случае несоответствия технического регламента интересам нацио- нальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню на- учно-технического развития, а также международным нормам и правилам правительство России обязано начать процедуру внесения изменений в тех- нический регламент или отмены технического регламента.
Технические регламенты, документы национальной системы стандар- тизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стан- дартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стан- дартизации и подтверждения соответствия и правила их применения состав- ляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стан-
дартов, являющийся государственным информационным ресурсом.
1.3. Государственный контроль (надзор) в области
технического регулирования
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований техни- ческих регламентов и государственных стандартов осуществляется федераль- ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора). Такими организация- ми являются:
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
(Ростехрегулирование);
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно- му надзору (Ростехнадзор);
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(Россельхознадзор);
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- Федеральная таможенная служба и пр.
Государственный контроль и надзор проводятся:
 у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осущест- вляющих разработку, изготовление, реализацию, эксплуатацию, транспор- тирование, хранение и утилизацию продукции, выполняющих работы и ус- луги;
 в органах сертификации, осуществляющих деятельность по под- тверждению соответствия;
 в испытательных лабораториях, осуществляющих испытания про- дукции по подтверждению соответствия.

17
Хотя по содержанию контроль и надзор идентичны, надзор в отличие от контроля осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ве- домственном подчинении органам, которые его осуществляют. Правовой ос- новой государственного контроля и надзора за соблюдением требований тех- нических регламентов и стандартов являются законы Российской Федерации
«О техническом регулировании» [1], «Об обеспечении единства измерений»
[3], «О защите прав потребителей» [2], «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4].
Объектами Госнадзора являются:
 продукция, выполняемая работа и оказанная услуга;
 системы управления качеством;
 работы по сертификации продукции, работ и услуг органами по серти- фикации и испытательные лаборатории (центры).
В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соб- людением требований технических регламентов осуществляется исключи- тельно на стадии обращения продукции.
Органы государственного контроля (надзора) вправе:
- требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции тре- бованиям технических регламентов;
- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установ- ленном законодательством;
- выдавать предписания об устранении нарушений требований техни- ческих регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушений;
- направлять информацию о необходимости приостановления или пре- кращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сер- тификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и ин- формировать об этом федеральный орган исполнительной власти, органи- зующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответс- твии;
- привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством России;
- принимать иные предусмотренные законодательством Российской Фе- дерации меры в целях недопущения причинения вреда.
За нарушение требований технических регламентов, а также в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля


18
(надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функ- ции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с за- конодательством Российской Федерации.
Если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осущест- влении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали- зации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причи- нения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.
Обязанности лиц и государственных органов при поступлении и под- тверждении информации о несоответствии выпущенной в обращение про- дукции требованиям технических регламентов представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Обязанности лиц и государственных органов при поступлении и подтверждении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Лицо/Орган
Обязанности при поступлении информации при подтверждении информации
Орган государственно- го контроля
- Сообщить о ее поступлении изготовителю в течение 5 дней;
- в возможно короткие сроки провести проверку достовер- ности полученной информа- ции
- В течение 10 дней выдать предпи- сание о разработке изготовителем
(продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по пре- дотвращению причинения вреда, оказывать содействие в ее реализа- ции и осуществлять контроль за ее выполнением
Изготовитель
(исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иност- ранного изгото- вителя)
- Сообщить об этом в орган государственного контроля
(надзора) в течение 10 дней
(любое иное лицо также впра- ве направить данную инфор- мацию в соответствующий орган);
- В течение 10 дней (если нет необхо- димости установления более дли- тельного срока) разработать програм- му мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с гос. органом;

19
Лицо/Орган
Обязанности при поступлении информации при подтверждении информации
- Провести проверку достовер- ности полученной информа- ции;
- По требованию органа гос. контроля (надзора) предста- вить материалы указанной проверки;
- Принять меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продук- ции, не увеличился
- При невозможности осуществле- ния мероприятий или, если угроза причинения вреда не может быть устранена, объявить об отзыве продукции, приостановить произ- водство и реализацию продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции;
- За свой счет обеспечить приобрета- телям возможность получения опера- тивной информации о необходимых действиях
Программа по предотвращению причинения вреда, разработанная изготовителем, должна включать в себя оповещение приобретателей о нали- чии угрозы причинения вреда, способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения причи- нения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель
(продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия своими силами, а при невозможности их осу- ществления или если угроза причинения вреда не может быть устранена, объя- вить об отзыве продукции, незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. На весь период действия программы изготови- тель за свой счет обязан обеспечить приобретателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.
Орган государственного контроля (надзора):
- способствует распространению информации о сроках и по- рядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также проверяет соблюдение указанных в программе сроков;
- запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, под- тверждающие проведение мероприятий, указанных в программе;
- в случае невыполнения предписания или программы мероприятий по предотвращению причинения вреда вправе обратиться в суд с иском о прину- дительном отзыве продукции (иные лица, которым стало известно об этом факте, также могут обратиться в суд).
Окончание табл. 1.3


20
Органы государственного контроля (надзора) обязаны:
 проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (над- зору) за соблюдением требований технических регламентов разъ- яснительную работу по применению законодательства Российской
Федерации о техническом регулировании, информировать о су- ществующих технических регламентах;
 соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тай- ну;
 соблюдать порядок осуществления мероприятий по государ- ственному контролю (надзору) за соблюдением требований техни- ческих регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;
 принимать на основании результатов мероприятий по государствен- ному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требова- ний технических регламентов;
 направлять информацию о несоответствии продукции требо- ваниям технических регламентов в соответствующие органы госу- дарственного контроля (надзора);
 осуществлять другие предусмотренные законодательством Рос- сийской Федерации полномочия.
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивиду- альных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора), муниципального контроля являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осу- ществлении государственного контроля (надзора), муниципального контро- ля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа го- сударственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

21 5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требова- ний, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами мест- ного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринима- тельской деятельности;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), ор- ганов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение зако- нодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля
(надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, инди- видуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по конт- ролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов про- водимых органами государственного контроля (надзора), органами муници- пального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осу- ществление федерального государственного контроля (надзора), органов го- сударственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Утвержденный руководителем органа государственного контроля
(надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведе- ния плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц пос- редством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плано- вых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муни- ципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.


22
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегод- ный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на офи- циальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети
«Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным пред- принимателем предпринимательской деятельности в соответствии с пред- ставленным в уполномоченный правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уве- домлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требу- ющих представления указанного уведомления.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления де- ятельности обязательных требований и требований, установленных муни- ципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов госу- дарственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, прове- дение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации пос- ледствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявлен- ного нарушения обязательных требований и (или) требований, установлен- ных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государс- твенной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой ин- формации о следующих фактах:
а) возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного на- следия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,