ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

181
а) случайной;
б) дополнительной;
в) систематической;
г) основной.
22. Погрешность измерительного прибора - это:
а) наименьшее значение измеряемой величины, которая вызывает за- метное изменение выходного сигнала;
б) область значений величины, в пределах которых нормированы до- пускаемые пределы погрешности;
в) разность между показателями средства измерения и истинным зна- чением измеряемой физической величины.
23. Метрология - это наука:
а) об управлении качеством;
б) об основах стандартизации;
в) об измерении качества продукции и технологических процессов.
24. На циферблате средства измерения СИ пределы допускаемой ос- новной погрешности обозначены следующим образом –
3
, это значит, что класс точности выражен в виде а) относительной погрешности;
б) абсолютной погрешности;
в) приведенной погрешности.
25. Погрешность, вычисленная в процентах от некоторого нормирую- щего значения, - это:
а) абсолютная погрешность;
б) систематическая погрешность;
в) относительная погрешность;
г) приведенная погрешность.
26. Совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы с целью совокупности операций, выполняемых для определения действительных значений метрологических характерис- тик средств измерений, – это а) утверждение типа средства измерения;
б) калибровка средства измерения;
в) сертификация средства измерения г) поверка средства измерения.

182
Тема «Сертификация»
27. По чьей инициативе проводится обязательная сертификация?
а) населения;
б) торговых предприятий;
в) товаропроизводителей;
г) государства.
28. Сколько схем сертификации продукции согласно классификации
ISO существует в настоящее время?
а) 8; б) 10;
в) 5; г) 16.
29. Подтверждение соответствия установленным требованиям может осуществляться в формах:
а) сертификации;
б) стандартизации;
в) декларирования соответствия;
г) аккредитации.
30. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о со- ответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов:
а) знак обращения на рынке;
б) знак соответствия;
в) акцизная марка.
г) этикетка.
31. Стоимость работ по сертификации определяет:
а) орган по сертификации, ее осуществляющий;
б) постановление Госстандарта;
в) федеральный закон;
г) постановление Ростехрегулирования.
32. Добровольная сертификация проводится по инициативе:
а) самого предприятия-производителя;
б) государства;
в) по решению суда;
г) инспектирующих органов.


183
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА
1. б,г
2. в
3. а,б,в,д
4. г
5. а,г,д
6. а
7. б
8. б
9. б
10. а
11. г
12. б
13. а,г,д
14. а,б,в,г
15. а
16. б б,в,г а
б б
г в
в а
г б
г б
а,в а
а а
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

184
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие сферы деятельности и какие объекты охватывает техничес- кое регулирование?
2. Какие требования государственных стандартов являются обяза- тельными?
3. Назовите общественные организации России, которые оказывают влияние на качество продукции.
4. Кто, как, в каких организациях и в какой форме проводит контроль
(надзор) за соблюдением требований технических регламентов и государс- твенных стандартов?
5. Какие нормативные документы в России по сертификации про- дукции и систем качества Вы знаете?
6. Назовите основные метрологические характеристики средств из- мерений. Почему они нормируются раздельно для нормальных и рабочих условий измерения?
7. Сформулируйте причины, побуждающие предприятия внедрять системы качества в соответствии с ИСО 9000.
8. Какие государственные организации в России сегодня имеют вли- яние на управление качеством и в чем оно состоит?
9. Какие существуют критерии для исключения грубых погрешнос- тей из результатов измерений?
10. Какие в общем виде затраты на сертификацию конкретной про- дукции (услуги) включаются в суммарные?
11. Как организована работа по международной стандартизации госу- дарств-участников СНГ?
12. Чем отличается рабочее средство измерений от эталона?
13. Объясните, почему для потребителей продукции выгоднее, если в стандарте на продукцию ее основные характеристики установлены с мелкой градацией (густой параметрический ряд)?
14. Какой основной критерий необходимо учитывать при разработке параметрических стандартов, чтобы максимально удовлетворить интересы изготовителей и потребителей продукции?
15. Что такое качество измерений?
16. Какую роль играет метрология в управлении качеством?
17. Как отразится на результатах измерений следование русской пос- ловице “Семь раз отмерь - один отрежь”?
18. Назовите крупнейшие международные и региональные организа- ции по стандартизации.
19. Что такое “параметрический ряд” и “параметрический стандарт”?

185 20. Чем отличаются термины “процесс”, “деятельность”, “работа” от терминов “продукция”, “услуга”?
21. Какие методы классификации затрат на качество рекомендуются в международных стандартах на системы качества?
22. В чем разница между контролем качества, оценкой качества и под- тверждением качества продукции?
23. Что такое инструмент качества? Какие графики и диаграммы ис- пользуются для анализа проблем качества?
24. Какие виды погрешностей существуют и как они влияют на качес- тво измерений?
25. Представьте элементы и звенья сквозного механизма управления качеством в России.
26. Какие функции стандартизации вы знаете и в чем они заключаются?
27. Дайте определение термину “качество”.
28. Что подтверждает знак соответствия?
29. Чем отличаются рабочие средства измерений от эталонов?
30. Какие существуют основные пути принятия технических регла- ментов?
31. В чем разница между обязательной сертификацией, добровольной сертификацией и декларированием о соответствии продукции?
32. Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции в сфере технического регулирования и метрологии?


186
9. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аккредитация

официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Акт проверки - документ, являющийся основанием для выдачи пред- писаний и постановлений о применении мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.
Агрегатирование - принцип создания машин, оборудования, прибо- ров и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов (авто- номных сборочных единиц).
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации

– состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государс- твенному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.
Государственный реестр средств измерений предназначен для ре- гистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом
России.
Дефект
∗∗∗
- невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.
Декларирование соответствия

- форма подтверждения соответс- твия продукции требованиям технических регламентов и других норматив- ных документов.
Декларация о соответствии

- документ, удостоверяющий соответс- твие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регла- ментов и других нормативных документов.
Единство измерений
∗∗
состояние измерений, при котором их резуль- таты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Заявитель

- физическое или юридическое лицо, которое для под- тверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обра-

187
щается за получением сертификата соответствия, получает сертификат со- ответствия.
Знак обращения на рынке

- обозначение, служащее для информирова- ния приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Знак соответствия

- обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям систе- мы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Заявление о соответствии – заявление поставщика под его полную ответственность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Идентификация - признание соответствия, тождественности, отож- дествление объектов, опознание (установление подобия двух предметов, по- нятий) на основании определенных признаков, являющихся отличительны- ми для данного объекта.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лабора- тория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
Калибровка средства измерений
∗∗
совокупность операций, выпол- няемых с целью определения и подтверждения действительных метроло- гических характеристик и (или) пригодности к применению средства изме- рений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.
Качество продукции
∗∗∗∗
совокупность свойств продукции, обуслов- ливающих ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в со- ответствии с ее назначением.
Комплексная экспертиза - экспертиза потребительских свойств то- варов, которая проводится для всестороннего изучения и оценки качества

188
групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребле- ния.
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических
регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуаль- ным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Контроль качества продукции - проверка соответствия качества ус- тановленным требованиям.
Контрольная карта – карта, на которой для наглядности отображе- ния состояния технологического процесса отмечают значения соответству- ющей выборочной характеристики смежных выборок во временной после- довательности.
Коэффициент дефектности - средневзвешенное количество дефек- тов, приходящихся на единицу продукции.
Критерий управления качеством товаров - разработка оптималь- ных требований к качеству продукции, позволяющей полней удовлетворять потребности при наилучшем использовании трудовых, материальных и де- нежных ресурсов.
Маркировка - комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых в зависи- мости от конкретных условий непосредственно на издание, упаковку (тару), таблицу, ярлык или этикетку.
Международный стандарт

- стандарт, принятый международной организацией.
Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Метрологическая служба
∗∗
совокупность субъектов деятель- ности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.
М
етрологический контроль и надзор
∗∗
деятельность, осуществля- емая органом государственной метрологической службы (государственный


189
метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юриди- ческого лица в целях проверки соблюдения установленных метрологичес- ких правил и норм.
Надежность
∗∗∗∗∗
- собирательный термин, используемый для описа- ния характеристик готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспечения технического обслуживания и ремонта.
Национальный стандарт

- стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Недостаток товара (работы, услуги)
∗∗∗∗∗∗
– несоответствие това- ра (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным за- коном либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Нормативное значение группового показателя качества продук-
ции – граничное значение показателя качества, определяющее критерий ка- чества совокупности продукции (требование к качеству совокупности про- дукции).
Обеспечение качества – совокупность планируемых и системати- чески проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что изделие или услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству.
Общее руководство качеством – аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Включает в себя оперативное планирование, распределение ресурсов и другие систе- матические действия в области качества, такие, как планирование качества, проведение работ и оценка результатов.
Общероссийский классификатор (технико-экономической и со-
циальной информации)
∗∗∗∗∗
- разработанный и принятый в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» нормативный до- кумент, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

190
Орган по сертификации

- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполне- ния работ по сертификации.
Оценка соответствия

- прямое или косвенное определение соблю- дения требований, предъявляемых к объекту.
Поверка средства измерений
∗∗
- совокупность операций, выполня- емых органами государственной метрологической службы (другими упол- номоченными на то органами, организациями) с целью определения и под- тверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.
Поверительные клейма7 - знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую документацию и удосто- веряющий, что поверка средства измерений проведена с удовлетворитель- ными результатами, а также для защиты при необходимости средств изме- рений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные
(юстировочные) устройства.
Подтверждение соответствия

- документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, экс- плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения ра- бот или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Показатель качества продукции
∗∗∗∗
количественная характерис- тика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Политика в области качества
∗∗∗
- общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулирован- ные высшим руководством.
Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испыта- ний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Служит основани- ем для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации.
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муни-