Файл: Федерации федеральное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

  • развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

  • обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

  • создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

  • устойчивое развитие национальной финансовой системы;

  • сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

  • обеспечение безопасности экономической деятельности;

  • развитие человеческого потенциала.

Впрочем, лишь к концу 1990-х сформировались «наиболее авторитетные» определения экономической безопасности, на которые ссылаются авторы, ограничивающие свои цели разработкой прикладных вопросов экономической безопасности. Однако и между этими толкованиями сохраняются расхождения (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Определения понятия «экономическая безопасность»


Автор

Содержание понятия «экономическая безопасность»


Л.И. Абалкин[1,c.15]

«состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность выравнивать и проводить в жизнь

независимою экономическую политику»


М. Арсентьев [3,c.10–13]

«составная часть обшей системы безопасности страны, основанная на педантичности, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно- финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных

потребностей на национальном и международном уровнях»


С.А. Афонцев [4,c.12]

«устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического и политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально

происшедшими шоками»


А. И. Илларионов [19, c.21]

«такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу

населения наиболее эффективным способом»

Е. А. Олейников [30, c. 31]

«это состояние, в котором народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определить пути и формы своего

эффективного развития»

Б.А. Райзберг [35, c.25]

«это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, организаций общества и государства от внутренних и внешних угроз и

опасностей»


Окончание таблицы 1.1

Автор

Содержание понятия «экономическая безопасность»


В. А. Савин [36, c.28–29]

«это система защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты

хозяйственной деятельности»


В.К. Сенчагов [38,c.16]

«это состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранению социально-

экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного при повышении благосостояния его населения»



Л.Н. Терехов [41, c.19–20]

«это совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать

конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь»

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 «О

Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [42]



«это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны»



Таким образом, под экономической безопасностью следует понимать состояние защищенности общественных отношений, готовность и способность институциональных единиц общества создавать мероприятия по блокированию или предотвращению допустимых или появившихся угроз, исполнения этих мероприятий с целью улучшения отечественной экономики и поддержания социально-политической устойчивости общества.

Уровень экономической безопасности банковской системы обусловливается совокупностью банковских рисков, неправильное управление которыми приводит к возникновению угроз безопасности банка. Если рассматривать экономическую безопасность банка как элемент безопасности банковской системы, то риски в работе банка оказывают прямое влияние на работу банковской системы. Банковский риск, как правило, отождествляют с денежными и финансовыми

потерями банка. Банковский риск это опасность потерь, исходящих из специфики банковских операций, осуществляемых кредитными учреждениями, которая выражается неотчетливостью и вероятностью потери прибыли и возникновения убытков ввиду осложнения экономической ситуации в стране, неплатежей по выданным кредитам, изменения котировок ценных бумаг, динамики процентных ставок, сокращения ресурсной базы, реализации выплат по забалансовым операциям [11,c.61].

С другой стороны, банковские риски рассматриваются как вероятность негативного исхода в неопределенной ситуации и вследствие этого как допустимость получения дохода, основанного на волатильности финансовых рынков (валютный, фондовый рынок).

Классификация банковских рисков очень
обширна. Группа финансовых рисков охватывает кредитные риски, определяющие вероятность потерь по причине финансовой неустойчивости клиента, получившего кредит и не имеющего возможности его погашать, риск ликвидности, проявляющийся в потере баланса между активами и пассивами банка, валютные риски, обозначающие потери вследствие изменения валютного курса, фондовый риск и процентный риск [5,c.93].

Кроме финансовых рисков банку грозит лишение финансовой устойчивости по причине снижения конкурентоспособности (рыночный риск), ухудшения репутации банка (маркетинговый риск), изменения политической, экономической или демографической ситуации в стране (внешние риски), снижения качества обслуживания клиентов или низкой квалификации персонала (внутренние риски), появления более успешных банковских продуктов на рынке (продуктовый риск).

Совокупность банковских рисков приводит к возникновению угроз функционированию и росту банков и банковской системы [22,c.49]. В литературе на сегодняшний момент не имеется классификаций угроз функционированию банковской системы. Это главный момент риск-менеджмента в банковской сфере, потому что совокупность угроз дает выработать структуру экономической

безопасности банковской системы. Структура предполагает разделение существующих угроз на уровни, на каждом из которых необходимо использовать отличительные инструменты риск-менеджмента.

Банковская система России является двухуровневой и складывается
из верхнего уровня (Центральный банк) и нижнего уровня (коммерческие банки). Система угроз банковской системы неоднозначна для ее верхнего и нижнего уровня. Так, например, внешние угрозы, появляющиеся в политической и экономической сфере, являются неизменными для системы коммерческих банков, впрочем, с точки зрения Центрального Банка, возможно, оказать воздействие на накапливающиеся угрозы со стороны экономической сферы страны. Согласованно с Правительством России Центробанк выполняет валютно- финансовые регулирование с помощью контроля денежной массы, эмиссии и выпуска государственных облигаций, валютных интервенций, подготовки законопроектов в банковской сфере и т.п., следовательно, группа нерегулируемых рисков для верхнего уровня банковской системы значительно меньше, чем для ее нижнего уровня [6,c.23].

Ниже представлена классификация угроз функционирования и развития банковской системы России в посткризисный период (таблица 1.2).
Таблица 1.2 Классификация угроз экономической безопасности банковской системы

Классификационный

признак

Группы угроз

Виды угроз


По сфере влияния


внешние

  • угрозы, вызванные изменениями в политичекой, экономической и социальной сфере страны;

  • угрозы, вызванные неблагоприятной рыночной конъюнктурой;

  • угрозы, связанные c колебаниями на мировых рынках.

Окончание таблицы 1.2

Классификационный

признак

Группы угроз

Виды угроз

По сфере влияния

внутренние

  • угрозы, связанные c низкой квалификацией персонала банков;

  • угрозы потери ликвидности, финансовой устойчивости;

  • угрозы, связанные c проведением рискованной кредитной политики банка;

  • угрозы, связанные c низким качеством управления.


По функциональному признаку



информационные

  • разглашение коммерческой информации банка и клиентов;

  • угрозы хакерской атаки;

  • угрозы использования инсайдерской информации.


связанные с управлением банка

  • угрозы низкого качества управления;

  • угроза поглощения и потери независимости;

  • угрозы, связанные с нарушением трудовой дисциплины или с квалификацией персонала.


По функциональному признаку

связанные с рыночным окружением

  • угрозы потери конкурентоспособности;

  • угрозы ухудшения деловой репутации;

  • угрозы потери клиентов и контактных аудиторий.

связанные с человеческим фактором (клиентские риски)

  • угрозы, связанные с особенностями менталитета (стремление быстрой наживы и уход к конкуренту с высокими процентами);

  • угрозы сокращения ресурсной базы (боязнь вложения денег в банк).