Файл: Учет и анализ Основы бухгалтерского учета Раздел Основы бухгалтерского учета.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, судебных и иных уполномоченных на то органов. Требования к проведению инвентаризации: комиссионность проведения (проводится специально созданной комиссией); внезапность проведения (фактор неожиданности для проверяемых); действительность проверки (все инвентаризируемое имущество подлежит обязательному подсчету, взвешиванию, обмеру и т.д.); непрерывность проведения (не должна прерываться, на время перерывов в работе складские помещения отпечатываются). Количество инвентаризаций и сроки их проведения устанавливаются разрабатываемым планом инвентаризационной работы, ежегодно составляемым главным бухгалтером. В организациях создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе: руководителя организации; главного бухгалтера; руководителей подразделений; главных специалистов; — представители служб внутреннего контроля (аудита), независимых аудиторских организаций. Для проведения инвентаризаций могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Проведение инвентаризации включает три этапа: Подготовительный. Рабочей комиссии вручается приказ, а руководителю — пломбир (печать), составляется план проведения инвентаризации, проводится инструктаж с лицами, привлеченными для инвентаризации; члены комиссии предлагают материально ответственным лицам сделать разноску всех документов в книги (карточки) складского учета и составить отчет с выведением остатков, где ставится отметка «до инвентаризации»; комиссия проверяет весоизмерительные приборы и берет расписку у материально ответственного лица, что им предъявлены все документы для инвентаризации. Основной. Фактическое снятие остатков (пересчет, взвешивание и т.д.); результаты снятия остатков отражаются в инвентаризационных описях не менее, чем в двух экземплярах; каждая страница описи нумеруется, в конце страницы выводится общий итог натуральных единиц, указывается прописью количество заполняемых строк, незаполненные строки прочеркиваются. 3. Заключительный. Каждая страница и инвентаризационная опись в целом подписывается всеми участниками инвентаризации; к описи прилагаются акты обмеров и расчеты; в конце описи материально ответственное лицо дает расписку о предъявлении всех ценностей для инвентаризации, что она проведена в его присутствии, претензий к комиссии нет и перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение. Правильно оформленные данные инвентаризации передаются в бухгалтерию организации для выведения окончательных результатов.


Виды инвентаризаций. Оформление, выявление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете Порядок проведения инвентаризации определяется самой организацией в ее учетной политике

Инвентаризации могут быть следующих видов: - полная охватывает все имущество; проводится перед составлением годового отчета; - частичная инвентаризуются отдельные виды имущества; - сплошная инвентаризуется все имущество у конкретного материально ответственного лица; - выборочная проверяются некоторые (на выборку) ценности у конкретного материального лица; - плановая проводится в соответствии с планом работы бухгалтерии организации; - внеплановая проводится внезапно, по чьей-либо инициативе, по сигналам о злоупотреблениях материально ответственных лиц; - необходимая проводится при смене материально ответственных лиц, переоценке, краже, стихийных бедствиях; - повторная проводится при возникновении сомнений в качестве проведенной инвентаризации и в том, что материально ответственное лицо было информировано о дате инвентаризации и подготовилось к ней; - контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончании и охватывает не менее 10% проверенных ценностей; - перманентная (непрерывная) проводится согласно разработанному плану инвентаризации в течение года по отдельным видам имущества на различные даты. Инвентаризационные описи поступают в бухгалтерию и на их основании составляются сличительные ведомости по установленным расхождениям. Сличительные ведомости подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Материально ответственное лицо дает комиссии подробное письменное объяснение о всех выявленных расхождениях (в срок 2-3 дня). Свое решение комиссия отражает в протоколе, где указываются причины и виновники недостач и потерь, указываются меры их устранения. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. Он выносит окончательное решение. Результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета в том месяце, когда была закончена инвентаризация. Ее результаты регулируются в следующем порядке: излишки имущества и денежных средств принимаются к учету как внереализационные доходы, т.е. отражаются по дебету счетов их учета и кредиту счета «Внереализационные доходы и расходы»; недостачи имущества в пределах норм естественной убыли учитывают в затратах производства; недостачи денежных средств и имущества сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или других источников возмещения.


15. Регистры и формы бухгалтерского учета
Учетные регистры, их сущность, назначение и классификация

Хозяйственные операции, зафиксированные в первичных документах, должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета. Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета производится в учетных регистрах. Учетные регистры — это специальные таблицы (бланки) для отражения в них хозяйственных операций, зафиксированных в документах. Для каждого счета (или нескольких счетов) предназначен отдельный регистр. Регистры (таблицы) могут быть в виде книг, отдельных разграфленных соответствующим образом листов, карточек из плотной бумаги, машинограмм (выходные компьютерные формы). В регистрах накапливаются, группируются и систематизируются по счетам однородные хозяйственные операции, отраженные в документах. Регистры используются для составления отчетности. В связи с тем, что счетов много и регистров большое количество, учетные регистры следует классифицировать для их познания и усвоения порядка записей в них. Учетные регистры классифицируются по следующим позициям: - по назначению и объему информации (объему содержания) синтетические; аналитические; совмещенные; - по видам учетных записей хронологические; систематические; комбинированные; - по внешней форме свободные листы; карточки; книги; машинограммы; видеограммы; - по строению (форме графления) односторонние; двусторонние; многографные; - по материальной базе бумажные; безбумажные.

Способы записей в учетные регистры

Отражение хозяйственных операций в учетных регистрах должно осуществляться в определенном порядке на основании оформленных и обработанных документов. Запись хозяйственных операций в регистры называется разноской операций. Разноска производится на основании проставленной корреспонденции счетов на документах. О разноске операций в учетные регистры в документах обязательно делается отметка в виде знака «V». Это делается в целях исключения повторной регистрации документов в учетных регистрах. Учетная теория и практика выработала определенные способы учетных записей, которые классифицируются по следующим признакам: - по характеру записи униграфические; диграфические: простые записи; сложные записи; сторнировочные; обратные записи; - систематизации хронологические; систематические; комбинированные; - изображению в виде формулы в виде схемы Счет 50 (Т-счет Д-т К-т ); в виде матрицы ( ); - по числу экземпляров простые (одноразовые); копировальные (многоразовые); - по способу запыления ручные; машинные. Записи в учетные регистры должны производиться только на основе проверенных документов в определенной последовательности: иногда операции отражают сначала в регистрах синтетического, а затем — аналитического учета. Нередко применяется другой порядок. По истечении отчетного периода (месяца) учетные регистры заключаются (закрываются) путем подведения итогов по каждому счету (оборотов) и выведения остатков. В следующем месяце учетные регистры открываются в соответствии с данными остатков, выведенными в предыдущих регистрах. Обязательно проводится сверка записей по аналитическим счетам с записями по синтетическим счетам на первое число месяца.


Ошибки в учетных записях. Способы их выявления и исправления

При осуществлении записей в учетные регистры могут быть допущены ошибки: описки в цифрах, неправильный подсчет итогов, неверно составлена бухгалтерская запись (проводка) и т.д. Для сверки правильности записей в учетных регистрах используются различные приемы и способы. Сплошная последовательная проверка — подсчет итогов соответствующих документов и их сверка с оборотами по счету. Логическая сверка — проверка по взаимосвязи между счетами синтетического и аналитического учета. Совпадение оборотов и сальдо аналитических счетов с оборотом и сальдо синтетического счета подтверждает правильность учетных записей. Исправление допущенных ошибок в записях по счетам производится следующими способами: — корректурный (2200 2400); — дополнительная запись Д-т 10 Д-т 10 — красное сторно ( 20000 ). К-т 60 К-т 60 После подсчета итогов в регистре, но до внесения их в Главную книгу исправление ошибок производится в предусмотренных для этого после итогов свободных строках или графах на основании специально составленной справки. После перенесения итого в Главную книгу никакие исправления в учетных регистрах не допускаются. Необходимое исправление оформляется специально составляемой бухгалтерской справкой. Данные такой справки заносятся в Главную книгу обособленно.


Раздел 2. Основы управленческого учета
1. Возникновение управленческого учета
Время от времени в нашей жизни возникают те или иные новые науки, категории, идеи. Сейчас к ним можно отнести управленческий учет, о котором говорят повсеместно. С начала 1990-х годов в нашу жизнь хлынул поток западной, прежде всего англоязычной литературы, в которой было множество малопонятных слов. Среди них особенно выделялись слова “management accounting”. В буквальном переводе это звучит как “управленческое счетоводство”. Однако отечественные специалисты, как правило, не любят слово “счетоводство” и предпочитают ему другое — “учет”. Вот и перевели — “управленческий учет”, хотя можно было и как “оперативный учет”, который нам хорошо известен. А стоило им поступить иначе, и, может быть, одной проблемой в жизни бухгалтера было бы меньше.

Выражение “management accounting” появилось в конце 1940-х годов и, конечно, не встретило на Западе единодушного признания. В континентальной Европе до сих пор многие специалисты его не принимают. Однако в большинстве стран мира деление бухгалтерского учета на управленческий и финансовый было одобрено. Получает оно признание и у нас. Прежде чем делать какие-либо выводы об обоснованности такого деления, рассмотрим, в чем сторонники подобного подхода видят необходимость разорвать единый бухгалтерский учет на две части и как минимум удвоить работу бухгалтеров-практиков.

2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
Что такое управленческий учет в глазах его создателей и сторонников. Приверженцы управленческого учета не смогли сформулировать его положения как самостоятельной дисциплины. Вместо этого они выделили какие-то положения бухгалтерского учета, переименовали его остатки в финансовый учет и противопоставили им “новаторские” положения. Так, классик управленческого учета Ч. Хорнгрен выделил семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом. Рассмотрим их.

1. Управленческий учетпредназначен для пользователей внутри организации, финансовый — для внешних пользователей. Однако утверждать так — значит совершать как минимум следующие ошибки:

исторически в этом случае следует первым признать именно управленческий, а не финансовый учет. Л. Пачоли писал “Трактат о счетах и записях” для купцов-управленцев с тем, чтобы показать им, как следует вести свой учет, фиксировать свои дела для себя, а не для каких-то внешних пользователей. Финансовый же учет появился гораздо позже, после того как на биржах стали требовать бухгалтерскую отчетность. На самом деле всегда был один учет — бухгалтерский, он же финансовый, он же управленческий, что есть единое и неделимое тело;