Файл: Оценка положения организации в рыночной среде на примере пао газпром.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Особенности деятельности организации в рынке
Были рассмотрены и изучены такие особенности как: преобладание организаций с частной собственностью на средства производства. Также, самостоятельное функционирование под объективным воздействием экономических законов рынка.

Особенность в основе принятия производственных решений лежит стратегия развития, самостоятельно сформированная предприятием на основе изучения рынка (спроса и предложения) ориентированная на внешнюю среду. И установление параметров производственной деятельности исходя из спроса при самостоятельном выборе и комбинировании ресурсов. Также одни из особенностей это реализация продукции по рыночным ценам и функционирование в условиях неопределенности внешней среды, существования предпринимательского риска. [2]

Особенность выбранной организации "Газпром" заключается в том, что она одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у "Газпрома" есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.



Рис. 1

Географическая деятельность ПАО «Газпром» с 1985 – 2018 г.г.
1.4. Цели и задачи управления организацией в условиях рынка
Ни одна из организаций не может успешно функционировать без определения и четкого формулирования целей своей деятельности.

Цель организации – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.

Особенности целей организации:

1. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение оп­ределенных факторов.

2. Поставленные менеджментом цели дают общий ориен­тир для де­ятельности: предприятия ис­пользуют их для установления стандартов, для оценки эффек­тивности орга­низации.

3. Цели всегда ос­нованы на гипо­тезах развития в будущем, по­этому их обос­нованность за­висит от точнос­ти этих гипотез.

4. Чем более отда­ленный период рассматривает­ся, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей (менее конкретной) форме должны ставиться цели.

Характеристика целей организации:

А) Конкретность и из­меримость целей. Выражая цели в конкретных изме­римых формах, руководство соз­дает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода ра­боты. Также будет легче определить, насколько хорошо работает органи­зация в направ­лении осуществ­ления целей.


Б) Ориентация целей во времени. В первую очередь фор­мулируют долгосрочные цели, за­тем вырабатыва­ют средне- и краткосрочные цели.

В) Достижимость це­лей. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности орга­низации по их достижению.

Г) Взаимосвязь целей. Действия и реше­ния, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Всю совокупность целей организации можно разделить начетыре блока:

1. Экономические цели – получение расчетной величины прибыли от реализации товаров (услуг).

2. Научно-технические цели – снабжение заданного научно-технического уровня товаров (услуг), рост производительности труда за счет внедрения новых технологий.

3. Производственно-коммерческие цели – производство продукции (оказание услуг) в заданной величине и с заданным тактом.

4. Социальные цели –достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей сотрудников.

В условиях рыночных отношений главная цель – экономическая, но социальная цель является основой формирования системы управления персоналом.

Задачи – это чёткий объем работ, который необходимо выполнить заранее установленным способом в заранее определенные сроки. 

Особенности задач:

1. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

2. Задачу часто обозначают, как предписан­ную работу, се­рию работ, ко­торая должна быть выполне­на в оговоренные сроки.

3. С технической точки зрения задачи предпи­сываются не работнику, а его должности. Каждая долж­ность включает ряд задач, которые рассмат­риваются как необходимый вклад в дости­жение целей организации.

Категории задач организации:

  • Работа с людьми (например, миссия мастера)

  • Работа с предметами (например, миссия рабочего в цехе)

  • Работа с информацией (например, миссия аналитика)


1.5. Роль менеджмента в достижении целей организации
Процесс менеджмента предполагает выполнение четырех основных функций:

  1. Планирование – как функция менеджмента представляет собой: предмет управления, ориентированный на оценку имеющихся ресурсов, определение перспективы развития, а также на выбор путей достижения целей. По содержанию и периоду планы могут быть видов: оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее); тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет); стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет).

  2. Организация - обеспечение всем необходимым для нормальной работы- персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и другим, иными словами процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

  3. Мотивация - вдохновение эффективно трудиться для достижения выполнения задач, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального поощрения и создание условий для проявления творческих способностей.


Прежде, чем приступить к решению этих задач, следует проанализировать: развитие мотивации в организации; индивидуальную и групповую мотивации и зависимость между ними; динамику мотивации работы каждого работника;

как мотивация соотносится с результатами деятельности сотрудника.

  1. Контроль - функция пресса управления, целью которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы. На основании его данных производится корректировка ранее принятых решений и нормативов.

Виды контроля:

- Предварительный (производят до начала деятельности организации с целью проверки его готовности к предстоящей работе).

- Текущий (производят непосредственно в ходе производственно - коммерческой деятельности).

- Заключительный (итоговый) (связан с оценкой выполнения организацией всех разделов бизнес - плана, и поэтому требует всестороннего анализа сильных и слабых аспектов деятельности организации за истекший период - с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования).

Производя эти функции, управленцы предоставляют условия для эффективного труда работников организации и, соответственно, достигают поставленных целей. Поэтому менеджмент – это еще и способность добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения работников организации. Это является главной для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимального результата.

Роль менеджмента заключается в обеспечении стабильного функционирования процесса управления предприятием.

Вывод по главе 1

Изучая литературные источники по вопросам деятельности организации в условиях рынка и обобщая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы, рыночная экономика представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, наличие которых обуславливается определёнными общественными условиями. К достоинствам рыночной экономики относят высокую степень удовлетворения потребностей, обусловленную информированностью производителей, направленность на минимизацию издержек, отсутствие государственного аппарата принуждения, саморегулируемость и стимуляцию важных общественных процессов. А из менеджмента стало понятно, что это область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами в условиях рынка, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачами социально-экономического развития. Менеджеру важно
иметь способности в руководстве сотрудников, коллективом организации или его подразделений. Любой различный талантливый и работоспособный менеджер не способен достичь успеха, если он не умеет грамотно организовать и спланировать свою работу и трудовую деятельность подчинённых, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряжённые, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности организации. Сущность менеджмента в целом, проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах. Цели менеджмента формулируются в организации в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. [10]


ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Характеристика организации

ПАО «Газпром» — масштабная энергетическая организация. Главный маршрут деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и осуществление газа, газового конденсата и нефти, осуществление газа в качестве моторного продукта, а также производство и продажа тепло- и электроэнергии. Газпром - один из первостепенных участников мировых энергетических рынков, умелых внести значительное влажение в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. Специфика "Газпрома" заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Данная организация может выступить связующим звеном между поставщиками и потребителями углеводородного сырья не только европейского, но и азиатского рынков, способен учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса интересов участников глобального энергетического взаимодействия. Главным органом власти в открытом акционерном обществе "Газпром" является общее собрание акционеров. Общим собранием акционеров решаются ключевые вопросы открытого акционерного общества. Так же общее собрание акционеров назначает совет директоров. Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью открытого акционерного общества.

Главный офис организации находится по адресу центрального офиса Российская Федерация, 197229, г. Санкт-Петербург, Лахтинский проспект, д. 2, к. 3, стр. 1. Также Сеть Газпром насчитывает более 551 филиалов в 147 городах России. [6]



Рис.2. ПАО «Газпром»

По истории возникновения можно сказать, что в 1990 году Виктор Черномырдин стал первым генеральным деятелем организации Газпром. После того, как Советский союз перестал существовать, организации пришлось потерять часть своей собственности, поскольку 1/3 часть трубопровода и 4-я часть компрессорных станций стали богатством бывших республик Советского Союза.

Следом, в 1993 году Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании Газпром в ООО «Газпром». В связи с тем, что в то время В. Черномырдин был назначен на должность премьер-министра, генеральным директором Газпрома стал Рем Вяхирев.