Файл: Реферат человек и природа. Общество и культура студентка 2 курса Гашина Олеся Вадимовна Группа 081 21.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
Человек и природа. Общество и культура.
Выполнил: студентка 2 курса
Гашина Олеся Вадимовна
Группа 3.081.2.21
Проверил: к. филос. н., доц. каф. ПиФ ИИГСО
Квашнина Дарья Александровна
Новосибирск 2022
Глоссарий
Ноосфера – это особым образом организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов.
Природа – с этой точки зрения, огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина.
Неорганическая природа — это то, что происходит в пространстве и времени.
Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам
Человек - естественное, социальное и в то же время духовное существо.
Культура — это, прежде всего, программа деятельности, поведения.
Культура — это опыт человеческого сообщества, который передается из поколения в поколение.
Культура — это действительный опыт.
Развитие культуры - процесс, детерминированный меняющимся состоянием общественных отношений - государства, правовой системы, школы и т.д.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1
Введение
Актуальность философской проблемы природы прослеживается во многих тенденциях научно-технической революции и развития всей современной технической цивилизации. Сегодня невозможно изучать закономерности социального развития без установления тесной связи с закономерностями развития природы и наоборот.
Возникновение наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Обширный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны общественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов.
Человек и природа
Природа обычно понимается как антисоциальная. Царство природы включает в себя не только то, что отличает человека и общество от Вселенной. В этом контексте часто говорят об отношениях между "природой и обществом", "человеком и обществом". Общество и человек имеют определенную природную основу существования, но не являются частью природы в своей специфике. Часто используемое выражение "вторая природа", т.е. "человеческая природа", может ввести в заблуждение.
Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового Разума». С другой стороны, сам Космос рассматривается как некий живой и одушевленный, совершенно упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу и закону. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Человек проецирует себя на природу как будто для того, чтобы сделать понятной природу. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое[5].
Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность, преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. Первоначально человек роднил природу идеально, с помощью силы воображения перескакивая через тот реальный процесс, который осуществляет практически его единство с природой.
Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». Он выдвинул идею, так называемой «Лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Этот отличительный критерий он видел в разуме человека. Итак, центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но может быть осуществлено[7].
Социальное бытие отрицало свое отношение к природе как к простому объекту, материалу технического потребления и использования. Личность древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором политическое общение выступало естественной человеческой связью, не разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское определение человека как политического животного утверждало, что человек по своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это также характерно как для буржуазного века определение Франклина, что человек есть созидатель орудий[1].
Касаясь древнегреческого искусства, К. Маркс писал: «Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а поэтому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа». Древний грек жил в живом сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован гигантски развившимися в последующие эпохи разделением труда. Это своеобразное мировосприятие сохранилось и в последующие веке заката эллинского мира. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было жить в соответствии с природой.
В целом необходимо отметить, что античное мировосприятие, пронизанное гуманистическим утверждением природы и самоутверждением человека в ней пережило недолгую победоносную реставрацию в эпоху Возрождения. В философии Нового времени начался новый принципиальный поворот в трактовке отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового буржуазного мира[2].
Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового времени. Основное значение философии он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве правильного мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством[4].
Природа перед наукой и техникой Нового времени выступала главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое одностороннее утилитарное отношение к природе было связано с общим активно-практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.
Рассмотрение природы с точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеют место лишь количественные изменения[9].
Природа – с этой точки зрения, огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго опережает Новое время.
Мера, которую человек прилагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства и человека и общества приобрела новое звучание. Западная философская мысль решала ее по двум путям:
-
понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах; -
выявление специфики человеческого отношения к миру идеалистически истолкованному.
Следующий этап – материализм, который используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопоставлении природе, а в единстве с ней: «Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам». В этой концепции человек рассматривается как одно из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношениях человека и природы оказывается природа[6].
В XX в. понятие о сфере взаимодействия природы и человека стало в науке особенно актуальным благодаря тому, что появилось новое понятие – «ноосфера». Ноосфера – это особым образом организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов.
Таким образом, начало развитию философской мысли о взаимоотношении человека и природы было положено еще в античности, и отдельные категории науки дошли до нашего времени без существенных изменений[2].
Система: Природа - Биосфера - Человек
"Природа" в самом широком смысле охватывает различные сферы бытия: биотические (живые), абиотические (не живые), социальные. Они все каким-то образом связаны. Неорганическая природа — это то, что происходит в пространстве и времени. Современная наука считает, что 15 миллиардов лет назад наша Вселенная была светящимся шаром, в котором не было ни галактик, ни звезд, ни планет. Общепризнанно, что большинство звезд находятся в стадии развития и вымирания. (Так через 10 миллиардов лет наше солнце превратится в красного гиганта, а затем в белого гиганта, затем в черного гиганта, который больше не излучает свет)[8].
Много лет считалось, что природа не меняется, что у нее есть вечный цикл: меняющиеся времена года, дни и ночи, поколения живых существ. Сегодня люди считают, что природа обладает жизненной и творческой силой. Его творческая сила проявляется почти в неисчислимо многообразных формах жизни на Земле. Только у позвоночных животных насчитывается около 45 тыс. видов, в том числе более 20 тыс. рыб, более 3 тыс. земноводных и 9 тыс. птиц.
Согласно современным научным представлениям, планета Земля появилась около 5 миллиардов лет назад. Первые достоверные следы жизни на нем были обнаружены в отложениях старше 3 миллиардов лет. Около 2
миллиардов лет назад появились первые клетки, способные к фотосинтезу. Это кардинально изменило природу земной атмосферы и ее химический состав, позволив довольно быстро распространиться жизни на поверхности планеты и сформировать новую систему - биосферу (это понятие было введено в 1868 году французским мыслителем Э. Реклу). Так называется конверт жизни[8].
Долгое время жизнь, ее происхождение рассматривалось только по отношению к нашей планете. В начале 20 века благодаря К. Е. Циолковскому, В. И. Вернадскому, А. Л. Чижевскому был намечен новый подход к оценке жизни. Она стала восприниматься как фактор пространственного планирования.
Идея биосферы как космического явления позволяет рассматривать жизнь как непрерывный поток во времени и пространстве, в котором вещества, энергия, информация непрерывно трансформируются, а каждый живой организм рассматривается как концентрация вещества, энергии, информации.
Происхождение человечества на Земле является естественной эволюционной фазой биосферы, и человечество стало естественным элементом биосферы[8].
Ноосфера зависит от биосферы, а биосфера, в свою очередь, зависит от неживой природы. Зависимость человека от природы всегда поддерживается и выражается в следующем благодаря тому, что человек является биологическим существом, живым организмом.
Во-первых, человек зависит от условий природы, которые являются общими для всех живых организмов: удовлетворение потребностей в пище, воде, воздухе и т.д. Эта зависимость является вечной, постоянной, общей для всех рас и народов и относительно постоянной. Это связано с относительной независимостью человека от природы, которая проявляется в его способности защищать себя от неблагоприятных природных воздействий. Таким образом, он может спастись от холода у костра, в пещере, юрте, деревенской хижине или городском жилище, одетый в одежду из шкур животных, из натуральных или искусственных волокон.
Во-вторых, человек зависит от местных условий и характеристик флоры и фауны, климата и т.д. Даже в доисторические времена деятельность и образ жизни различных племен (охота или рыбалка) определялись особенностями окружающей природы. Позднее эта прямая зависимость все больше нарушалась социальными факторами и, прежде всего, технологическим развитием. Таким образом, океаны изначально разделяли людей. Но с тех пор, как люди научились строить корабли, океаны стали лучшим способом общения между народами[8].