Файл: Контрольные вопросы для проведения подготовки к экзамену(ответы). Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран, место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типовые контрольные вопросы для проведения подготовки к экзамену(ответы).
1. Предмет, методы и периодизация истории государства и права
зарубежных стран, место в системе юридических наук
2. Государственный строй Древнего Египта
В Древнем Египте жрецы(отправители культа) не были отдельной кастой, как в других культурах. Хотя, точнее будет сказать, что они совмещали религиозные и светские функции - жрец отправлял культ, но по совместительству мог работать писцом светских должностей. Это были чиновники особого рода, исполняющие вместо царя, который был сыном бога, определенные ритуальные действия.
3. Государственный строй городов-государств Древнего Шумера.
Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.
Главой города и областибыл верховный жрец главного городского храма "энси" ("патеси") титулованный термин. Если власть правителя выходила за границы полномочия городоначальника, правителю присваивался титул "лугаля".
Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.
А также существовали органы, контролирующие деятельность правителя совет старейшин и народное собрание.Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.
К сожалению общественно-политический строй древних шумеров изучен слабо, так как мало документальных источников. Частично право того периода можно представить по фрагментам законов Эшнуны (XX в. до н.э.). Из этого памятника явствует, что в государстве была борьба между знатью и общинниками, ремесленниками.
Еще ранее правитель Урукагина в 2370 г. ограничил коррупцию чиновников, и провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную землю, восстановил справедливость. В истории его реформы временно остановили и защитили бедных от ростовщиков, от злоупотреблений чиновников. По законам городов-государств были наказания лжесвидетелей, ответственность за недоброкачественность обработки земли, его затопление. Законы сохраняли и охраняли семью и достоинство женщин, даже если она была рабыней. Вместе с тем законы фиксируют бесправное положение рабов в качестве вола и осла.
Месопотамия в эпоху древностей пережила многовековую борьбу областей, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Эпос о легендарном Гильгамеше отражает эту борьбу за гегемонию между городом Урука и Кишем. Документы их архива храма богини Бабы находившиеся в городе Лагаше, свидетельствует о наличии рабов и полусвободных. Гильгамешу удалось одолеть сепаратизм, объединить страну.
В конце XXIV в. до н.э. лугаль Загези сумел добиться поставленной цели, создал конфедерацию государств Месопотамии. После Загези первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, и при нем действовала единая система водоснабжения. Но так или иначе империя Саргона оказалась также непрочной. Вскоре страну оккупировали племена кутиев. Жители Месопотамии недолго терпели захватчиков управления страны, и в скоре она распалась на мелкие царства. Между мелкими царствами шли бесперебойно война за первое главенствующее место. Это длилось около двух веков.
В конце III тысячелетия до н. э. начинает свое возвышение город под названием Вавилон (врата бога). Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонский царь Хаммурапи, победив в 1763 году до н.э. царя Ларсы Рим-Сина Первого, создал мощнейшую державу, которая подобно аккадской и урской, стала по форме правления восточной деспотией. При правлении царя Хаммурапи оно достигло наибольших размеров, он завоевал весь Шумер и часть севера Двуречья.
Как и египетские фараоны, царь Вавилонии обладал безграничной властью. Хаммурапи в правлении страной провел много реформ для централизации власти в стране, и этим самым его проведенные реформы повлияли на социально-экономическое устройство государства. Есть все основания, подтверждающие его личность и считать незаурядным, удачливым полководцем, расчетливым, опытным политическим деятелем и дипломатом своего дела. Для сохранения стабильности Хаммурапи пошел на необычные реформы: запретил продажу земли общинников, обуздал ростовщиков, ограничил срок долговой кабалы до трех лет. Впервые установил тарифы оплаты наемного труда, а также восстановил всю ирригационную систему страны. Ростовщики, торговцы принимались на государственную службу, воины профессионалы несли службу пожизненно. Для общества была введена общий вид налога - десятина.
Следуя традиции Хаммурапи вступив на царство, провозгласил справедливость, издал акт благочестия (мишарум). Отказ от выполнения указов царя могла повлечь за собой смертную казнь.
Автономия храмов в административном и хозяйственном отношении была ограничена, и они подчинялись царской администрации. Назначение на важные жреческие должности также перешло в ведение царя. Помощникам царя был нубанды. Нубанды имел свой аппарат, с помощью которого согласовывал и направлял работу ведомств империи по организации общественных работ, строительству дамб, сооружения дворцов и храмов, по управлению войском и комплектованию ополчения, по сбору налогов, организации охраны общественного порядка. Помощник нубанды шапир-нарим отвечал за состояние систем водоснабжения; другой подчиненный - за мобилизацию населения на общественные работы; глава ростовщиков вакиль-тамкар - за сбор царских пошлин и податей. Военное ведомство возглавлял вакиль-амури.
В провинции функции местного правителя и представителя царской власти осуществляли рабианум, шапир-натим и шаган-шакканакум. Рабианум мог быть градоначальником, ему подчинялись квартальные старосты, а в сельской местности – органы общинного управления. Внешняя торговля объявлялась монополией государства, ее вели купцы во главе с вакиль-тамкари.
Превратив купцов, ростовщиков в государственных служащих Хаммурапи поручал им сбор налогов на местах. И очевидно, что со временем случилось схватка между тамкарами и рабианум за влияние закончилось победой денежных единиц. Сын, Хаммурапи Сансуилун не выдержав таких схваток, упразднил должность рабианум.
В целом реформа мало затронула структуру общинного управления. Во главе общины стоял совет старейшин из глав состоятельных семей. В некоторых особо важных ситуациях созывалось народное собрание.
4. Законы Хаммурапи: общая характеристика. Правовой статус
основных групп населения.
Законы Хаммурапи (далее - ЗХ) – нормативно-правовой акт, выбитый на камне на аккадском языке, представляет собой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи, прекланяющегося перед богом солнца, а также законов.
Найдены в 1901 году экспедицией Моргана в Ираке.
Правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – период расцвета Древнего Вавилона. Царь пользуется неограниченной законодательной властью, возглавляет государственное управление, в тоже время он не обожествляется, (обожествляется его власть).
Государственный строй Древнего Вавилона – монархия в виде восточной деспотии.
Царем Хаммурапи проведен ряд важнейших реформ, среди которых:
1) административно-территориальная - разделение государства на округа, которыми управляют царские чиновники, а также местные старосты,
2) судебная - создание царских судов, существовавших параллельно с общинными и храмовыми судами (ведущая роль сохранялась за храмовыми и общинными судами),
3) создание единого пантеона богов – культ Мардука «царя над богами» – ставшего идиологической базой для обеспечения единства государства, в ЗХ Вавилон – «вечное обиталище царственности»
4) законодательная реформа - создание Законов Хаммурапи
Можно выделить несколько целей создания ЗХ: 1) закрепить государственный строй, основанный на господстве мелких и средних рабовладельцев, 2) укрепить власть царя, доказав его исключительность (легитимация царской власти) – Хамурапи – «царь царей», 3) создать справедливый судебник для поддержания стабильности и гармонии в обществе.
Правовая база, лежащая в основе ЗХ:
-
Религиозные нормы, обычаи, судебная практика.
-
Предшествующее законодательство: Законы Шульги, Законы Ур-Намму (сына Шульги), Законы Липид-Иштара и Законы Эшнунны – непосредственный предшественник ЗХ (из них следует традиция письменной фиксации правовых норм).
Характерные черты ЗХ:
-
Идея справедливости, правопорядка, предотвращения социальных конфликтов, единая система ценностей определила принципиальные черты правовой культуры.
-
Формализм, символизм, казуистичность, связь с религией ( «грехи» - преступления - совпадают с книгой религиозных заклинаний «Шурпу»)
-
Отражение пережитков родового строя, неопределенность правовых терминов и понятий (напрмиер, преступление), неполнота норм (только гипотеза и диспозиция). -
Трехчастная структура ЗХ:-
пролог – восхваление царя, его завоеваний и реформ для легитимации законов, -
основная часть 282 статьи – регулирование отдельных общественных отношений – нет отраслевой принадлежности норм, но могут быть выделены их блоки (правосудие, собственность, брак и семья, защита личности, труд и орудия труда); в рамках основной части можно условно выделить нормы гражданского права (договорные отношения, вещное право, семейное право), а также нормы уголовного права (преступление не отделяется от иных правонарушений, в наказании действует принцип талиона (закон равного воздаяния – принцип справедливости), смертная казнь (утопление, сжигание), а также членовредительские наказания исполнялись немедленно. -
эпилог – восхваление Хаммурапи, а также установление санкции за нарушение ЗХ (установление проклятия для будущих царей-нарушителей)
-
Правовое положение основных групп населения
Множество форм личной зависимости, сложная социальная структура, так как многоукладность экономики, внешняя торговля, не сформировались классы. Правоспособность социальных групп и слоев определяется их принадлежностью к общине и отношением к государственной службе. Правовой статус личности зависит от социальной группы.
Авилум
Авилум («сын человека», «сын мужа») – любой полноправный человек (в широком смысле: царский служащий, свободный общинник, торговец, жрец, воин): 1) универсальный термин («физическое лицо»), 2) крестьяне-общинники и царские чиновники, противопоставленные мушкенуму.
Правовой статус авилума зависел от:
1) принадлежности к большой патриархальной семье,
2) принадлежности к территориальной общине (терял правоспособность, когда бежал из общины).
Свободное полноправное население; обладали полной правосубъектьностью; собственник общинной земли.
Мушкенум
Мушкенум («падающий ниц») - неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший на услужение в царское хозяйство (покоренное население, пришлые люди, изгнанные из общины?) - неполноправный (экономически зависимый) свободный человек (неполноправность показана в меньшей степени защиты личности).
Авилум и мушкенум:
-
Могли владеть рабами.
-
Жизнь и здоровье авилума защищается больше, чем мушкенума (у авилума за зуб, глаз – простой талион; у мушкенума – штраф; при нечаянном лишении жизни в драке штраф за мушкенума меньше).
-
Мушкенум платит меньше жене при разводе и врачу хирургу за лечение.
-
Собственность мушкенума защищается как царское и храмовое – скорее всего защищаемое имущество и есть царское, данное для осуществление хозяйственной деятельности мушкенуму.
-
Для дворцового раба, так и для раба мушкенума разрешался брак – жена свободна, дети свободны и наследуют половину состояния
Тамкар
Тамкар - государственный торговый агент и сборщик податей, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений, скупщик земель.
-
Обязаны отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок (торговля носила в основном межгосударственный характер).
-
ЗХ установлены предельная величина % по займу (20 % для заема денег, 30 % - заем зерна) – превышение ставки, самоуправство – утрата права получения долга. Предельный срок долговой кабалы - 3 года.