Файл: Контрольные вопросы для проведения подготовки к экзамену(ответы). Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран, место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Обязанность тамкара - выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом.
Шамаллум – торговый агент тамкара – отношения близкие по содержанию к договору комиссии (прибыль тамкару за торговлю с вычетом содержания).
Редум и баирум
Редум и баирум (привилегированная категория населения) - профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок. Государство заинтересовано в обеспечении прав и определении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Стремление создать боеспособную армию.
-
Получает царский надел («илкум»), скот, обеспечивающие его и семью. Имущество данное царем за службу воину исключено из гражданскогооборота (не может, продать, отдать за долги, отписать жене или дочери, но может наследовать при сохранении службы сын, если отец в плену или погиб; если сын мал, то 1/3 выделяют матери на его воспитание и содержание); свою землю может продавать, отписать жене и дочери, отдать за долги.
-
Защита от произвола начальников (наказание за произвол военного начальника - смерть), присвоение начальником труда воина или царского подарка – смерть.
-
Обязаны служить сами: неявка в поход или замена воина наемником наказывались смертью; командиру, принявшего в ряды наемника вместо также назначалась смертная казнь.
-
Обязан обрабатывать свой «илкум»: бросил на три года, может перейти другому лицу, которое его обрабатывало.
Жрецы и жрицы
Жрецы и жрицы (энтум, надитум, евнухи) – в основном жрицы - члены господствующего класса (нередко лица знатного происхождения и родственники царя – значимость роли).
Должность жрица и жрицы продавалась (первоначально формировались из среды общинников, потом по указу царя), ихможно рассматривать как государственных чиновников, работающих в сфере храмового хозяйства.
-
Обряд бездетности, но есть брак, дети от наложниц или усыновленные.
-
Наследовали по завещанию и тогда свободно распоряжались имущ, нет завещания – равная с братьями наследственная доля.
-
Не закрытая социальная группа: переход возможен путем продажи земли.
Жрицы: 1) надитум – наложница бога (при замужестве давала обет безбрачия и выбирала наложницу для рождения детей мужу), 2) кадистум – «священная». 3) харимтум – «запретная», 4) самхатум – «веселая».
ЗХ выделял жриц-наложниц в особую категорию населения: их права на завещание защищены законом, родные обязаны ее содержать или же она в праве сдать свое имущество в аренду.
Рабы («Вардум»)
Закрепляется патриархальное рабовладением заключающиеся в том, что рабы на 10% выступали в качестве объекта права, на 90 % как вещь (связано с тем, что рабы не основа экономики, в отличии, например, от Рима, им не доверяли строительство ирригационных систем). В Вавилоне рабу противопоставляли господина, хозяина, тогда, как в Античности – свободному. Зачастую упоминание раба по тексту ЗХ идет вместе с упоминанием сына, то есть отношения именно «господин-раб», а не «свободный – раб».
С одной стороны вещь: возможны кража, присвоение, сокрытие раба и вознаграждение при его поимке; клеймение раба и наказание за удаление знака – отрезание пальцев; есть продажа рабов и выдача в качестве суммы долга, возможна перепродажа.
Есть элементы правосубъектности: право на брак и со свободными женщинами, дети от такого смешанного брака свободны и наследуют половину имущества раба; если нет детей, то наследует господин (изначально имущество предоставляет господин, чтобы включить раба в производственные процессы как заинтересованного лица), раб мог совершать сделки в отношении имущества.
5. Законы Ману: правовой памятник Древней Индии. Правовое
положение отдельных групп населения.
В основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.
Позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.
Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.
Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.
У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).
Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
1. молиться
2. изучать веды
3. получать подарки.
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры правом не регулировалось, тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья
6. Образование государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.
Временные рамки: 8-6 в. в. до н. э.
Процесс формирования государства шел через преобразование органов строя и создания новых государственных органов.
В литературе выделяют 4 этапа становления Афинского государства:
-
Зарождение государства в результате реформ Тесея. -
Возникновение органов публичной власти, зачатков территориального деления населения и появления писанного права. -
Реформы Солона. -
Реформы Клисфена.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Этап1.
Возрождение полисной организации началось в Аттике (малоплодородная каменистая область Балканского полуострова) с преобладания Афин среди других родовых поселков.
Афины преобладали среди других полисов (городов-государств), т. к.
-
Удобно расположены в середине плодородной долины -
Имели возможность обеспечить безопасность и других жителей Аттики
Вокруг них начинается объединение - СИНОЙКИЗМ.
Родовые общины объединялись добровольно/насильственно. Эта реформа приписывается базилевсу Тесею. Базилевс - первоначально выборный военный предводитель, выполнявший судебные и религиозные функции. Он жил в конце 1Зв. до н. э.. но, скорее всего то, что ему приписывают, заняло более длительный период времени и завершилось в 8 в. до н. э.
Синойкизм диктовался:
-
Возникновением собственности на землю, развитием ремесла и торговли, которые привели к перемешиванию населения. -
Поселения чужаков, следовательно, перемешивание -
Необходимостью объединения для борьбы с завоевателями
Синойкизм был связан с созданием общего для всей Аттики центрального управления в лице совета, которому была передана часть дел. находящихся в ведении племенных органов.
Синойкизм привел к оформлению как бы общего гражданства, т. е. Афинский гражданин получал права и защиту там, где ранее он был иноплеменником.
Тесей ввел деление людей по их социальному положению, роду занятий.
Знатные обособляются в сословия ЭВПАТРИДОВ (благородных);
Мелкие земледельцы - ГЕОМОРЫ:
Ремесленники - ДЕМИУРГИ.
Только эвпатриды ведали религиозными делами, занимали должности, были истолкователями законов божеских и человеческих.
Этап 2.
Образование государства: эвпатриды, опираясь на свою экономическую мощь и политические привилегии, постепенно ограничивают власть базилевса. связанную с обычаями родовой демократии. Наследование его должности прекращается, а функции переходят к новым выборным должностным лицам - АРХОНТАМ (11 в. до н. э.). сперва должность была пожизненной и безвозмездной. В 8 в. до н. э. ограничивается 10-летним сроком, а с 7 в. до н. э. архонты избираются ежегодно. Всего их было 9.
1-ый архонт. ЭПОНИМ, был вроде президента (глава государства) и устанавливал правила жизни полиса, считался стражем семьи (заботился о дочерях - наследницах, сиротах, вдовах, назначал опекунов, защищал родителей от детей) По его имени звался Афинский год.
2-ой архонт- БАЗИЛЕВС. сохранивший лишь жреческие полномочия и осуществлявший суд по религиозным делам.
3-ий архонт- ПОЛЕМАРХ принял командование войском
Другие 6 архонтов - ФЕСМОФЕТЫ должны записывать и хранить постановления для суда над преступниками.
Орган, выбирающий и контролирующий архонтов (по знатности и богатству) АРЕОПАГ (вырос из совета старейшин). Заседания проходили на холме Ареса (отсюда название).
В течение многих веков он был аристократическим законодательным, судебным, контролирующим должностных лиц органом.
По истечении срока полномочий, архонты вступали в АРЕОПАГ как его пожизненные члены.
Публичная власть = архонты + ареопаг.
В 7 в. до н. э. народ начинает разделяться по территориальному сожительству. С образованием флота для защиты морской торговли страны делится на ряд округов - НАВКРАРИИ. Жители каждого навкрария должны были снаряжать корабль и выставлять 2 всадника. Во главе этой единицы стоял НАВКРАР. ведающий текущими местными сборами и расходами. Они образовывались в пределах 4 существующих племен (филов) по 12 в каждом. Основным все еще оставалось не административное, а племенное деление.
В 621г. до н. э. в Афинах появилось писаное право - законы фесмофета Драконта. отличавшиеся суровостью (кража овощей - смерть, «а для более тяжких преступлений я ничего более интересного не вижу»). Их изданием была внесена определенность в нормы права, применявшиеся судом. Предусматривались суровые меры для охраны частной собственности.
Этап 3: реформы Солона.
В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям).
Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС.
Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок.
В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно - выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т. к. он знатного рода, а демос выступал за него, т. к. он разорившийся богач, следовательно занимается торговлей. следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат - реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению.