Файл: Контрольные вопросы для проведения подготовки к экзамену(ответы). Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран, место в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Обязанность тамкара - выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом.

Шамаллум – торговый агент тамкара – отношения близкие по содержанию к договору комиссии (прибыль тамкару за торговлю с вычетом содержания).

Редум и баирум

Редум и баирум (привилегированная категория населения) - профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок. Государство заинтересовано в обеспечении прав и определении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Стремление создать боеспособную армию.

  1. Получает царский надел («илкум»), скот, обеспечивающие его и семью. Имущество данное царем за службу воину исключено из гражданскогооборота (не может, продать, отдать за долги, отписать жене или дочери, но может наследовать при сохранении службы сын, если отец в плену или погиб; если сын мал, то 1/3 выделяют матери на его воспитание и содержание); свою землю может продавать, отписать жене и дочери, отдать за долги.

  1. Защита от произвола начальников (наказание за произвол военного начальника - смерть), присвоение начальником труда воина или царского подарка – смерть.

  1. Обязаны служить сами: неявка в поход или замена воина наемником наказывались смертью; командиру, принявшего в ряды наемника вместо также назначалась смертная казнь.

  1. Обязан обрабатывать свой «илкум»: бросил на три года, может перейти другому лицу, которое его обрабатывало.

Жрецы и жрицы

Жрецы и жрицы (энтум, надитум, евнухи) – в основном жрицы - члены господствующего класса (нередко лица знатного происхождения и родственники царя – значимость роли).

Должность жрица и жрицы продавалась (первоначально формировались из среды общинников, потом по указу царя), ихможно рассматривать как государственных чиновников, работающих в сфере храмового хозяйства.

  1. Обряд бездетности, но есть брак, дети от наложниц или усыновленные.

  1. Наследовали по завещанию и тогда свободно распоряжались имущ, нет завещания – равная с братьями наследственная доля.

  1. Не закрытая социальная группа: переход возможен путем продажи земли.


Жрицы: 1) надитум – наложница бога (при замужестве давала обет безбрачия и выбирала наложницу для рождения детей мужу), 2) кадистум – «священная». 3) харимтум – «запретная», 4) самхатум – «веселая».

ЗХ выделял жриц-наложниц в особую категорию населения: их права на завещание защищены законом, родные обязаны ее содержать или же она в праве сдать свое имущество в аренду.

Рабы («Вардум»)

Закрепляется патриархальное рабовладением заключающиеся в том, что рабы на 10% выступали в качестве объекта права, на 90 % как вещь (связано с тем, что рабы не основа экономики, в отличии, например, от Рима, им не доверяли строительство ирригационных систем). В Вавилоне рабу противопоставляли господина, хозяина, тогда, как в Античности – свободному. Зачастую упоминание раба по тексту ЗХ идет вместе с упоминанием сына, то есть отношения именно «господин-раб», а не «свободный – раб».

С одной стороны вещь: возможны кража, присвоение, сокрытие раба и вознаграждение при его поимке; клеймение раба и наказание за удаление знака – отрезание пальцев; есть продажа рабов и выдача в качестве суммы долга, возможна перепродажа.

Есть элементы правосубъектности: право на брак и со свободными женщинами, дети от такого смешанного брака свободны и наследуют половину имущества раба; если нет детей, то наследует господин (изначально имущество предоставляет господин, чтобы включить раба в производственные процессы как заинтересованного лица), раб мог совершать сделки в отношении имущества.

5. Законы Ману: правовой памятник Древней Индии. Правовое

положение отдельных групп населения.

В основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama  - кастовая система. Все население  делилось на четыре основные  группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей  ошибкой  является   смешение  понятий “варна”  и “каста”. Этимологически  слово  “варна”  -  это  обозначение  цвета кожи. Существовало 3  варны.  Представители  всех трех  варн  назывались “дваждырожденными” - т.е.  к ним  применялся  обряд  “второго  рождения” - инициации.  Члены  этих  варн, очевидно,  являлись  потомками  индоевропейцев,  ранее  поработивших  Индостан  вместе  с  туземным  населением. Со  временем  деление  по цвету  кожи  утратило  свое  значение  в  связи  со  смешением  чистых  арийцев  и  местных  жителей.



Позже  распространилось кастовое  деление. “Jaty”  (в  переводе - “качество”)  - деление  общества  на  узкие  профессии. Количество  каст  не  подлежит  твердому  исчислению, т.к. слово “каста” по  большому  счету  просто  означало  профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии  изучали веды с 11 лет, совершеннолетие -  с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие -  с 24 лет.

  У женщин  совершеннолетие  наступало  с  момента  окончательного  полового  созревания - с  приобретением  способности  к  деторождению. Законы  Ману  устанавливали также и  верхнюю  границу  дееспособности (70 лет).

Вторым критерием  принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни  можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было  другое, более точное деление, учитывавшее  положение  человека в зависимости от  родителей, т.к. со временем  появилось много детей  от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что  юридическое положение шудры правом не регулировалось, тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые  не  были  отдельной  варной,  они  вообще  находились  вне  варновой   системы. Неприкасаемым  было  запрещено  селиться  в местах  обитания  “дваждырожденных”,  проходить  через  поселок  арийцев  они  могли  только  ночью. Хранить  пищу  разрешалось  только  в разбитой посуде, одеваться - только в  лохмотья

6. Образование государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.

Временные рамки: 8-6 в. в. до н. э.

Процесс формирования государства шел через преобразование органов строя и создания новых государственных органов.

В литературе выделяют 4 этапа становления Афинского государства:

  1. Зарождение государства в результате реформ Тесея.

  2. Возникновение органов публичной власти, зачатков территориального деления населения и появления писанного права.

  3. Реформы Солона.

  4. Реформы Клисфена.

Рассмотрим эти этапы подробнее.


Этап1.

Возрождение полисной организации началось в Аттике (малоплодородная каменистая область Балканского полуострова) с преобладания Афин среди других родовых поселков.

Афины преобладали среди других полисов (городов-государств), т. к.

  • Удобно расположены в середине плодородной долины

  • Имели возможность обеспечить безопасность и других жителей Аттики

Вокруг них начинается объединение - СИНОЙКИЗМ.

Родовые общины объединялись добровольно/насильственно. Эта реформа приписывается базилевсу Тесею. Базилевс - первоначально выборный военный предводитель, выполнявший судебные и религиозные функции. Он жил в конце 1Зв. до н. э.. но, скорее всего то, что ему приписывают, заняло более длительный период времени и завершилось в 8 в. до н. э.

Синойкизм диктовался:

  1. Возникновением собственности на землю, развитием ремесла и торговли, которые привели к перемешиванию населения.

  2. Поселения чужаков, следовательно, перемешивание

  3. Необходимостью объединения для борьбы с завоевателями

Синойкизм был связан с созданием общего для всей Аттики центрального управления в лице совета, которому была передана часть дел. находящихся в ведении племенных органов.

Синойкизм привел к оформлению как бы общего гражданства, т. е. Афинский гражданин получал права и защиту там, где ранее он был иноплеменником.

Тесей ввел деление людей по их социальному положению, роду занятий.

Знатные обособляются в сословия ЭВПАТРИДОВ (благородных);

Мелкие земледельцы - ГЕОМОРЫ:

Ремесленники - ДЕМИУРГИ.

Только эвпатриды ведали религиозными делами, занимали должности, были истолкователями законов божеских и человеческих.

Этап 2.

Образование государства: эвпатриды, опираясь на свою экономическую мощь и политические привилегии, постепенно ограничивают власть базилевса. связанную с обычаями родовой демократии. Наследование его должности прекращается, а функции переходят к новым выборным должностным лицам - АРХОНТАМ (11 в. до н. э.). сперва должность была пожизненной и безвозмездной. В 8 в. до н. э. ограничивается 10-летним сроком, а с 7 в. до н. э. архонты избираются ежегодно. Всего их было 9.

1-ый архонт. ЭПОНИМ, был вроде президента (глава государства) и устанавливал правила жизни полиса, считался стражем семьи (заботился о дочерях - наследницах, сиротах, вдовах, назначал опекунов, защищал родителей от детей) По его имени звался Афинский год.


2-ой архонт- БАЗИЛЕВС. сохранивший лишь жреческие полномочия и осуществлявший суд по религиозным делам.

3-ий архонт- ПОЛЕМАРХ принял командование войском

Другие 6 архонтов - ФЕСМОФЕТЫ должны записывать и хранить постановления для суда над преступниками.

Орган, выбирающий и контролирующий архонтов (по знатности и богатству) АРЕОПАГ (вырос из совета старейшин). Заседания проходили на холме Ареса (отсюда название).

В течение многих веков он был аристократическим законодательным, судебным, контролирующим должностных лиц органом.

По истечении срока полномочий, архонты вступали в АРЕОПАГ как его пожизненные члены.

Публичная власть = архонты + ареопаг.

В 7 в. до н. э. народ начинает разделяться по территориальному сожительству. С образованием флота для защиты морской торговли страны делится на ряд округов - НАВКРАРИИ. Жители каждого навкрария должны были снаряжать корабль и выставлять 2 всадника. Во главе этой единицы стоял НАВКРАР. ведающий текущими местными сборами и расходами. Они образовывались в пределах 4 существующих племен (филов) по 12 в каждом. Основным все еще оставалось не административное, а племенное деление.

В 621г. до н. э. в Афинах появилось писаное право - законы фесмофета Драконта. отличавшиеся суровостью (кража овощей - смерть, «а для более тяжких преступлений я ничего более интересного не вижу»). Их изданием была внесена определенность в нормы права, применявшиеся судом. Предусматривались суровые меры для охраны частной собственности.

Этап 3: реформы Солона.

В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям).

Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС.

Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок.

В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно - выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т. к. он знатного рода, а демос выступал за него, т. к. он разорившийся богач, следовательно занимается торговлей. следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат - реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению.