Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. административные дела об оспаривании нормативного правового акта (ч. 4 ст. 213 КАС
РФ),
2. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ),
3. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина,
подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС РФ),
4. об административном надзоре (ч. 3 т. 272 КАС РФ),
5. о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277),
6. о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст.
280),
7. о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282 КАС РФ),
8. о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства,
необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2 КАС РФ).
! Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
37. Правозащитная деятельность прокуратуры в международных судах.
1. Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), кроме случаев рассмотрения споров между Российской Федерацией и иностранными государствами (за исключением споров, рассматриваемых Европейским Судом по правам человека) или международными организациями, а также споров, связанных с договорными (контрактными)
обязательствами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской
Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено отдельными решениями Президента Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека, Суде
Евразийского экономического союза и Экономическом суде Содружества Независимых Государств.
Генеральная прокуратура Российской Федерации при представлении позиции Российской
Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных)
судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах) обеспечивает в порядке,
определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации, взаимодействие федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Генеральная прокуратура Российской Федерации на основании заключения федеральных государственных органов, в компетенцию которых входит принятие мер по исполнению решений межгосударственных органов, иностранных и международных (межгосударственных) судов,
иностранных и международных третейских судов (арбитражей), либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения указанных решений вследствие того, что в части, обязывающей
Российскую Федерацию к принятию мер по их исполнению, указанные решения основаны на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации, или

противоречат основам публичного правопорядка Российской Федерации, обращается в установленном порядке в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о возможности исполнения решений межгосударственных органов, иностранных и международных
(межгосударственных) судов, иностранных и международных третейских судов (арбитражей).
В целях обеспечения представительства и защиты интересов Российской
Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах) Генеральная прокуратура Российской Федерации:
-создает рабочие группы из представителей федеральных государственных органов,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также привлекает (в том числе на договорной основе) к участию в обеспечении представительства и защиты интересов Российской Федерации в таких межгосударственных органах и судах российские и иностранные организации, адвокатов, экспертов и иных специалистов;
-собирает и обобщает информацию о фактической и юридической стороне дела,
запрашивает у федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для представления и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах,
иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), в том числе копии всех необходимых документов, относящихся к делу;
-формирует позицию Российской Федерации по делу, выступает в качестве представителя
Российской Федерации при рассмотрении дела в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах), а также согласовывает сформированную позицию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской
Федерации, если дело затрагивает политические аспекты международных отношений;
-обеспечивает изучение правовых последствий решений межгосударственных органов,
иностранных и международных (межгосударственных) судов, иностранных и международных третейских судов (арбитражей), принятие в установленном порядке мер, направленных на предотвращение нарушений, аналогичных нарушениям, в связи с которыми приняты указанные решения, а также подготовку рекомендаций по участию Российской Федерации в международных договорах и совершенствованию норм международного права, отвечающих интересам Российской
Федерации.
38. Правозащитная деятельность в международном сообществе. Роль прокуратуры.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В частности, Генеральная
прокуратура Российской Федерации принимает
активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных


Наций (ООН), Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской
Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-
Африканской Республики (БРИКС). Развивается сотрудничество с прокуратурами
государств прикаспийского региона.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций участвуют в работе сессий и/или рабочих групп органов и профильных структур:

ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств–участников Конвенции
ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);

БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).
Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств–
участников СНГ (КСГП).
На базе Университета прокуратуры Российской Федерации с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств–участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ. Решением Совета министров иностранных дел СНГ от 10.12.2020
Университету прокуратуры Российской Федерации придан статус базовой организации по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации работников органов прокуратуры государств–
участников СНГ.
В соответствии с международными договорами и российским законодательством
Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи, оказания правовой помощи по уголовным делам и правоохранительного содействия, а также по вопросам принятия и передачи Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.
Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:
1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от
15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г.,
Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000
г.;
2. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней:
Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г.,Второй дополнительный протокол от 17
марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;
3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от
20 апреля 1959 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Второй дополнительный протокол от 8 ноября 2001 г.;
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;
Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров – на условиях взаимности.


39.
Правозащитная деятельность прокуратуры в российском арбитражном
Не менее значимым является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры
Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.
Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества,
добытого преступным путем.
Генеральная прокуратура Российской Федерации – субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.
В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 103 соглашения и иные договоренности о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 78 государств.
судопроизводстве.
Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе вытекают из положений п. 3 ст. 1
Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», где устанавливается, что прокурор участвует в арбитражном процессе в соответствии с процессуальным законодательством.
Указанные полномочия прокурор реализует путем предъявления в арбитражные суды исков
(заявлений).
Согласно статье 52 АПК РФ существуют две формы участия прокурора в арбитражном
процессе:
1) возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что предоставляет прокурору процессуальный статус истца, защищающего публично-правовые интересы
Так, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
совершенной вышеназванными органами и предприятиями;
- с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
! Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку другие основания для обращения прокурора в арбитражный суд содержатся в иных федеральных законах.
2) АПК РФ наделяет прокурора правом обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий


(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
! При этом, заявление может быть подано в арбитражный суд прокурором в течение 3-х месяцев со дня принятия решения или совершения оспариваемых действий.
Заявления и иски прокурора оформляются в соответствии с требованиями, установленными
АПК РФ. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. Необходимо соблюдение и других общих правил обращения в арбитражный суд, например, подсудности, субъектного состава участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность лежит на нем в силу состязательного характера процесса.
Кроме того, по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК Российской Федерации, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
40. Примеры судебной практики по вопросам правозащитной деятельности.
1)
Судебная практика по статье 45 ГПК РФ.
Решение № 2-528/2021 2-528/2021М-557/2021 М-557/2021 от 17 декабря 2021 г. по делу № 2-528/2021, Чулымский районный суд (Новосибирская область)
Прокурор Каргатского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКДОУ детский сад «Ручеек», администрации Каргатского района Новосибирской области об обязании обеспечить охрану в МКДОУ детский сад «Ручеек». В
судебном заседании прокурор Вельш В.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме,
указывая, что прокуратурой Каргатского района проведена проверка в сфере исполнения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму образовательных учреждений
Каргатского района.
2)
Судебная практика по ст. 52 АПК
Решение от 20 декабря 2021 г. по делу № А32-33101/2021, Арбитражный суд Краснодарского края (АС
Краснодарского края)
Прокуратура Краснодарского края в публичных интересах Российской Федерации в лице
МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – истец) обратился в
Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Краснокутского сельского поселения, индивидуальному предпринимателю Гринь Андрею Михайловичу, о признании недействительными (ничтожными) заключенные 09.10.2020 договоры аренды № 1 и № 2
земельных участков с кадастровыми номерами 23:20:0903001:287 и 23:20:0903001:290 между администрацией Краснокутского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Гринь
Андреем Михайловичем; о