Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, осуществляя надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, прокурор реализует свои процессуальные полномочия по своевременности привлечения злостных должников к уголовной и административной ответственности.
Таким образом, граждане имеют право обратиться в прокуратуру района с заявлениями о защите прав несовершеннолетних.
31. Правозащитная деятельность прокуратуры в социальной сфере общества.
В социальном государстве органы прокуратуры выполняют важнейшую правозащитную функцию,
обеспечивая полноценную реализацию права на достойную жизнь и свободное развитие человека,
включая охрану труда и здоровья людей, материнства, отцовства и детства, прав инвалидов и пожилых граждан. Практика показывает, что многие социально незащищенные граждане восстанавливают свои права именно на досудебной стадии, поскольку судебные процедуры сегодня весьма длительны и связаны со значительными материальными и временными затратами.
Являясь специфичным и многогранным по сути, прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан охватывает широкий круг жизненно важных для общества и отдельно взятой личности вопросов. Поэтому тактика и методика его осуществления зависят от общей социально-экономической обстановки в государстве и поставленных руководством страны задач.
В связи с поручением Президента России Генеральной прокуратурой РФ приняты дополнительные организационные и практические меры, направленные на укрепление законности в социальной сфере в условиях оздоровления финансового и других секторов экономики. Средствами прокурорского надзора в большинстве случаев удалось восстановить нарушенные социальные права граждан.
Организован системный надзор за исполнением трудового законодательства, эффективно проводится работа по устранению нарушений в деятельности служб занятости населения по оказанию услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, в области социального обслуживания и пожарной безопасности, регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
Принятые органами прокуратуры меры существенно улучшили ситуацию с соблюдением прав граждан на вознаграждение за труд, способствовали снижению задолженности по заработной плате в организациях и учреждениях различных форм собственности.
Для усиления профилактической составляющей проводимых прокурорских проверок, восстановления нарушенных прав граждан и недопущения нарушений впредь прокуроры объявили должностным лицам около 5 тыс. предостережений о недопустимости нарушения закона. В интересах работников в суды общей юрисдикции подали около 385,8 тыс. заявлений о взыскании долга по заработной плате на общую сумму более 5,9 млрд. руб.; из них в настоящее время удовлетворено около 358 тыс. на сумму более 5,3 млрд. руб.
Системная деятельность прокуроров по защите прав граждан на своевременную оплату труда приводит к оздоровлению сферы трудовых отношений.
Вопросы соблюдения трудовых прав граждан, в том числе занятости населения и оплаты труда требуют постоянного мониторинга, так как эта проблема все еще не решена. Крайне важно проводить работу по выявлению латентных должников по оплате труда, активизировать надзор на предприятиях- банкротах. Во всех случаях необходимо добиваться привлечения к ответственности собственников и руководителей предприятий, виновных в невыплате зарплат и доведении предприятий до банкротства.


Органы прокуратуры проводят значительную работу в области защиты жилищных прав граждан,
в том числе ветеранов, инвалидов, пенсионеров и других социально уязвимых категорий граждан.
32. Роль и место правовой культуры в правозащитной деятельности прокуратуры.
Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.
Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач.
Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства»1. Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы,
подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону -принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость,
способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права» Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку.
Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами
«правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан»3. Всё
это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за сноп законные интересы»4 преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость,
несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя
«распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие,
законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждою и борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

33. Деятельность неправительственных правозащитных организаций в Российской
Федерации их взаимодействие с органами прокуратуры РФ.
(взяла ответ из научной
Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определенном этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что
«разные люди, разные общности людей, политические партии, лица,
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.
статьи,т.к нет нигде инфы)
Особое место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина занимает прокуратура,
основной функцией которой является как надзорная деятельность за законностью реализации нормативно-правовых актов,так и работа в сфере профилактики и предупреждения преступных деяний в природоохранной, экономической, промышленной, строительной, транспортной,
образовательной, медицинской и иной деятельности.
В законодательстве РФ о прокуратуре нет четких постановлений и предписаний о принципах и механизмах взаимодействия с правозащитными организациями, тем не менее опыт и практика подобных взаимодействий, накопленные в этой сфере, показывают, что этот недостаток законодательства должен быть восполнен1. Процесс взаимодействия органов прокуратуры и правозащитных организаций может осуществляться как на уровне Генеральной прокуратуры, так и на уровне прокуратур субъектов федерации.
Можно назвать основные задачи взаимодействия правозащитных организаций и прокуратуры: получение дополнительного источника информации о состоянии защищенности граждан в их правах и свободах; обеспечение принципа открытости и общественного контроля органов государственной власти институтами гражданского общества;

правовое просвещение населения; информирование общественности о деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина
[Турыгин 2007: 100-105]. К эффективным механизмам сотрудничества прокуратуры с общественностью можно также отнести помощь в разработке и реализации комплексных правозащитных программ [Настольная книга… 2012: 26].
Инициатором взаимодействия может выступать сама прокуратура, государственные структуры,
ответственные за содействие развитию институтов гражданского общества (Совет при Президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественная палата РФ), общественные правозащитные организации.
По мнению специалистов, в процессе взаимодействия с правозащитными организациями прокуратура должна выступать в роли координирующего органа,
поскольку именно государство наделено обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина и несет ответственность за их реализацию.
Неправительственные правозащитные организации в свою очередь имеют возможность и право выступать с инициативой организации и реализации совместных мероприятий с прокуратурой, например, могут организовать совместную проверку
исполнения требований законодательства в случае поступления сигнала о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Правозащитники могут выступать с инициативой проведения профилактических, образовательных и информационно- просветительных мероприятий по своему спектру работы, что немаловажно, поскольку совместная работа общественных организаций и государственного учреждения укрепляет уровень доверия в обществе,
стимулирует социальную инициативу и ответственность
34.
Правозащитная деятельность прокуратуры в российском уголовном
судопроизводстве.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции,
предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства:
1. уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства,
2. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства
по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании,
отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим
Кодексом;
5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении,
заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям,
предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке,