Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение,обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
Полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями,
приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия,
прокурор вправе обратиться с требованием об устранении
указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора
прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета
Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа
исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение,обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
Полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями,
приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия,
прокурор вправе обратиться с требованием об устранении
указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора
прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета
Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа
исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае
несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия,
прокурор вправе
обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого
является окончательным.
35. Правозащитная деятельность прокуратуры в российском конституционном
судопроизводстве.
Ч.
2 ст.
118 Конституции устанавливает, что в сравнении с иными формами судопроизводства судебную власть осуществляется конституционное судопроизводство. В ч. 2 ст. 125 перечисляются субъекты, которые обладают правом на обращение с запросами КС Российской Федерации, однако
Конституцией не упоминается Генпрокурор Российской Федерации. В то время как ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» тоже не говорит о роли, которую играет прокуратура в анализируемой форме судопроизводства.
Помимо этого, в статье 35 Закона О Прокуратуре, законодателем предусмотрено право Генпрокурора
Российской Федерации на обращение в КС России касаемо вопроса, когда нарушает конституционные права и свободы граждан сам закон, который применен или подлежит применению в конкретном деле.
Подобная норма прямо корреспондирует ч. 4 ст. 125 Конституции, а ее правовой смысл в том, что именно высшая судебная инстанция страны является органом, в которую одна должна обращаться,
если на то есть повод. Повод заключается в применении или вероятности применения акта законодательства в процессе разбирательства в суде в рамках судопроизводства граждан,
администрации и уголовного судопроизводства в суде любого звена. Однако, не смотря на это, пункт
2 статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации» дает разрешение на сегодняшний день в обращение Генпрокурора РФ. Обращение должно содержать жалобу только в ситуации осуществившего применения закона в конкретном деле. Также разбор такого дела должен завершиться в суде в случае, когда жалоба была подана в срок не позднее одного года со времени окончания соответствующего судебного слушания.
Не стоит забывать, что четкой юридически очерченной процедуры, которая бы описала конкретные действия для процесса по оформлению и пересылки полномочных запросов Генеральной прокуратурой РФ в отечественный Конституционный Суд, в нормативных и законодательных актах нашего государства нет. Естественно, этот факт отрицательно сказывается на этапах и гранях формирования единого конституционного пространства, а также обеспечения исполнения норм
Основного закона России.
36. Правозащитная деятельность прокурора в гражданском и административном
процессе.
Гражданский процесс.
Особенности участия прокурора в гражданском процессе
определены Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обес2печении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве", информационным письмом Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-
2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", указанием
Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 "Об организации работы по применению части 1
статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
В вышеназванном информационном письме Генпрокуратуры РФ даны разъяснения
прокурор вправе
обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого
является окончательным.
35. Правозащитная деятельность прокуратуры в российском конституционном
судопроизводстве.
Ч.
2 ст.
118 Конституции устанавливает, что в сравнении с иными формами судопроизводства судебную власть осуществляется конституционное судопроизводство. В ч. 2 ст. 125 перечисляются субъекты, которые обладают правом на обращение с запросами КС Российской Федерации, однако
Конституцией не упоминается Генпрокурор Российской Федерации. В то время как ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» тоже не говорит о роли, которую играет прокуратура в анализируемой форме судопроизводства.
Помимо этого, в статье 35 Закона О Прокуратуре, законодателем предусмотрено право Генпрокурора
Российской Федерации на обращение в КС России касаемо вопроса, когда нарушает конституционные права и свободы граждан сам закон, который применен или подлежит применению в конкретном деле.
Подобная норма прямо корреспондирует ч. 4 ст. 125 Конституции, а ее правовой смысл в том, что именно высшая судебная инстанция страны является органом, в которую одна должна обращаться,
если на то есть повод. Повод заключается в применении или вероятности применения акта законодательства в процессе разбирательства в суде в рамках судопроизводства граждан,
администрации и уголовного судопроизводства в суде любого звена. Однако, не смотря на это, пункт
2 статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации» дает разрешение на сегодняшний день в обращение Генпрокурора РФ. Обращение должно содержать жалобу только в ситуации осуществившего применения закона в конкретном деле. Также разбор такого дела должен завершиться в суде в случае, когда жалоба была подана в срок не позднее одного года со времени окончания соответствующего судебного слушания.
Не стоит забывать, что четкой юридически очерченной процедуры, которая бы описала конкретные действия для процесса по оформлению и пересылки полномочных запросов Генеральной прокуратурой РФ в отечественный Конституционный Суд, в нормативных и законодательных актах нашего государства нет. Естественно, этот факт отрицательно сказывается на этапах и гранях формирования единого конституционного пространства, а также обеспечения исполнения норм
Основного закона России.
36. Правозащитная деятельность прокурора в гражданском и административном
процессе.
Гражданский процесс.
Особенности участия прокурора в гражданском процессе
определены Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обес2печении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве", информационным письмом Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-
2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", указанием
Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 "Об организации работы по применению части 1
статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
В вышеназванном информационном письме Генпрокуратуры РФ даны разъяснения
относительно новелл, связанных с участием прокурора в гражданском процессе. Полномочия по участию прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции
реализуются в трех формах:
1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях,
предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий;
3) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации,
субъектов Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт,
предусматривающий способы защиты этих интересов.
В случае обращения прокурора
в защиту законных интересов гражданина в заявлении
должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим
гражданином или обращение гражданина к прокурору. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения гражданина, и приложены копии документов. Несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без рассмотрения. На определение суда об оставлении искового заявления (заявления) прокурора без рассмотрения им может быть подано представление.
Обратившись в суд с заявлением, направленным в защиту лиц, прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор является самостоятельной фигурой и не становится стороной (истцом).
В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица,
рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Другой формой участия прокурора в процессе является вступление в уже начавшийся
процесс и дача заключения по делам, прямо предусмотренным федеральным
законодательством. ГПК предусмотрено участие прокурора в рассмотрении дел,
возникающих из публичных правоотношений, в порядке особого производства (об усыновлении/удочерении ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим
реализуются в трех формах:
1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях,
предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий;
3) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации,
субъектов Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт,
предусматривающий способы защиты этих интересов.
В случае обращения прокурора
в защиту законных интересов гражданина в заявлении
должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим
гражданином или обращение гражданина к прокурору. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения гражданина, и приложены копии документов. Несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без рассмотрения. На определение суда об оставлении искового заявления (заявления) прокурора без рассмотрения им может быть подано представление.
Обратившись в суд с заявлением, направленным в защиту лиц, прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор является самостоятельной фигурой и не становится стороной (истцом).
В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица,
рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Другой формой участия прокурора в процессе является вступление в уже начавшийся
процесс и дача заключения по делам, прямо предусмотренным федеральным
законодательством. ГПК предусмотрено участие прокурора в рассмотрении дел,
возникающих из публичных правоотношений, в порядке особого производства (об усыновлении/удочерении ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим
заработком, стипендией или иными доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10