Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исключение органов государственной власти из субъектов правозащитной деятельности не представляется возможным, однако основную ставку необходимо делать на негосударственные субъекты. Исходя из указанной позиции, представляется возможным выделить следующие классификации субъектов правозащитной деятельности.
Классификация, на основании которой разграничение проводится между государственными и негосударственными субъектами правозащитной деятельности:
1. Государственные органы, являющиеся субъектами правозащитной деятельности, а именно:
- уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека субъектов;
- Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
-региональные уполномоченные по правам человека, советы по развитию гражданского общества и прав человека в регионах.
2. Негосударственные субъекты правозащитной деятельности:
-общественные объединения и организации;
-адвокаты (дискуссионный вопрос, будет рассмотрен ниже);
-международные общественные организации;
-отдельные граждане, осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц.
Также представляется возможным классифицировать субъектов правозащитной деятельности по количественному составу. Единоличными являются граждане,
осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц, а также адвокаты, осуществляющие защиту прав и законных интересов доверителя.
Коллегиальными субъектами правозащитной деятельности являются все вышеуказанные субъекты правозащитной деятельности.
Кроме вышеуказанных субъектов правозащитной деятельности большое значение имеют международные организации и органы, юрисдикция которых распространяется, в том числе, на Российскую Федерацию. К указанным органам,
прежде всего, необходимо отнести Европейский суд по правам человека.
Большое значение имеют международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации - Международный Комитет
Красного Креста; Международная Амнистия и др.

Прокуратура обладает большими возможностями по охране и защите прав человека, поскольку по существу любые нарушения закона со стороны органов власти, юридических лиц, в какой бы отрасли государственной, общественной,
экономической деятельности они ни допускались, должны быть прекращены. В
теории российского конституционного права и свободы человека и гражданина принято разграничивать на три основные группы. Первую составляют личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Охрана данной группы прав граждан в деятельности прокуратуры имеет большое значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности. Во вторую входят политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, а также их влияние на формирование важнейших государственно- правовых институтов страны. Прокуратура реализует свои полномочия по охране и защите права на свободу мысли и слова, свободу совести, права на объединение,
включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование,
избирательные права и др. К третьей группе относятся экономические,
социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К компетенции прокуратуры относится охрана и защита права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; права частной собственности, включая право частной собственности на землю; права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; правв на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
БИЛЕТ

4. Правозащитная деятельность: правовые и морально-
нравственные аспекты.
Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование её в интересах человека, общества и государства.
Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным
направлениям:

- осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав человека и основных свобод и информирование о фактах нарушения прав и свобод;
- защита прав человека и основных свобод в органах государственной власти и местного самоуправления;
- осуществление исследований по правам человека и основных свобод, в том числе постоянный мониторинг подготовки проектов законов и других правовых актов;
- проведение образовательных мероприятий и кампаний, семинаров, тренингов,
конференций;
- взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства;
- информационно-методическая работа по правовым вопросам;
- содействие развитию сети правозащитных организаций.
Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:
- осуществление правосудия;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- уголовно-исполнительная деятельность;
- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
- деятельность по выявлению и расследованию преступлений;
- предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;
- нотариальные действия;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
Для выполнения названых выше направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют специальные органы, именуемые правоохранительными.
Являясь естественным правом человека, право на защиту было провозглашено в указанной декларации прав человека, которым, по сути, создана обязанность для всех государств обеспечить нормативно-правовое закрепление и реализацию правозащитных принципов.
Права человека в принципе ни одним государством дароваться не могут.
Государственная система должна лишь закрепить их своими внутренними правовыми актами и обеспечить их реализацию, а в необходимых случаях – и защиту. Оценивая жизнь человека на соответствие или несоответствие данной морально-нравственной категории, правозащитники в своей деятельности следуют тем принципам, которые были закреплены Генеральной Ассамблеей
ООН, провозгласившей в качестве главной задачи содействие уважению прав и свобод человека, их обеспечению.


Названы и пути решения данной задачи. Это образование и просвещение,
организация и проведение прогрессивных мероприятий различного уровня.
Принятие Всеобщей декларации прав человека далось международному сообществу непросто. Не последней причиной для этого стали идеологизированные позиции как западных стран, так и Советского Союза ввиду их принадлежности к разным общественным системам.
Преодолеть разногласия государствам – членам ООН удалось сознательной общностью формули-ровок понятий, смысл которых состоял в соблюдении приемлемых для всех общедемократического и общечеловеческого принципов.
Но, несмотря на достаточную общность сформулированных понятий,
представители социалистического лагеря воздержались при голосовании,
обосновав свою позицию нарушением принятым документом суверенитета государства, а также отсутствием гарантий осуществления основных прав и свобод .
БИЛЕТ 5. Правовые основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ.
Уникальные функции прокуратуры РФ и направления ее работы как особенности ее правозащитной деятельности.
Названные выше (в лекции 1) цели правозащитной деятельности прокуратуры
РФ, закреплённые в абз. первом п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, определяют
основные функции и направления деятельности российской прокуратуры.
Это одна из важнейших особенностей рассматриваемой деятельности нашей прокуратуры – наличие уникальных функций. Правозащитная деятельность
прокуратуры осуществляется в каждой функции и на каждом направлении
как части той или иной функции.
По нашему кафедральному мнению, из смысла и содержания нормативных положений Конституции РФ, Закона о прокуратуре и других федеральных законов вытекает, что на прокуратуру РФ государством возложены
три
основные
функции:
-
надзорная;
- ненадзорная – функция содействия осуществлению правосудия;
- организационная.
Каждая из них включает в себя несколько
широких, самостоятельных
направлений
деятельности
российской прокуратуры:

К
надзорной
функции
относятся:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999
N 31-ФЗ
, от 01.07.2010
N 132-ФЗ
,
от 22.12.2014
N 427-ФЗ
)
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом
Российской
Федерации,
представительными
(законодательными)
и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999
N 31-ФЗ
, от 01.07.2010
N 132-ФЗ
,
от 22.12.2014
N 427-ФЗ
)
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в
соответствии с
полномочиями,

установленными
Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
К ненадзорной функции – функции содействия осуществлению
правосудия относятся такие направления:
- участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел;
- участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел;
- участие прокуроров в рассмотрении судами дел в порядке административного судопроизводства;
- участие прокуроров в рассмотрении дел арбитражными судами;
- участие прокуроров в конституционном судопроизводстве.
К организационной функции прокуратуры относятся:
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- в пределах своей компетенции участие прокуратуры РФ в международном сотрудничестве; обеспечение Генеральной прокуратурой РФ представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах,
иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). (п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ). Это последнее направление (обеспечение представительства) можно отнести в какой-то степени к ненадзорной – функции содействия осуществлению правосудия;
- участие прокуратуры РФ в правотворческой деятельности.
- выпуск Генеральной прокуратурой РФ специальных изданий.
Смешанной функцией, по нашему кафедральному мнению, следует считать уголовное преследование, осуществляемое прокурорами в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации.
Каждая функция, каждое направление деятельности прокуратуры
имеют
следующую структуру: цели и задачи, предмет, поднадзорные и надзирающие объекты и субъекты, полномочия прокуроров и правовые средства выявления нарушений законов и реагирования на них. По этим структурным критериям
одна функция прокуратуры отличается от другой, одно направление деятельности от другого.
2. Отличительные черты правозащитной деятельности российской
прокуратуры от правозащитной деятельности других государственных
органов при осуществлении надзорной и контрольной функций.
Следует учитывать, что в Российской Федерации функции контроля и надзора выполняет большое количество различных органов. Часть из них выполняют функции ведомственного контроля (в рамках одного ведомства), а другая часть выполняет функции вневедомственного контроля (исполнение одного закона или группы законов). Поэтому следует разграничивать такой надзор (контроль) и прокурорский надзор в России.
Следовательно, отдельные особенности правозащитной деятельности
прокуратуры проявляются в характерных чертах её надзорной функции.
Основным отличием прокурорского надзора от других видов надзора и контроля является:
1. Прокурорский надзор осуществляется без вмешательства в оперативно- хозяйственную деятельность поднадзорных объектов и субъектов.
2. Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ, то есть от имени высших органов государственной власти РФ (Президента, Федерального
Собрания), от имени народа РФ, где прокуратура РФ представляет собой их специализированную службу по надзору за исполнением законов.
3. Прокурорский надзор носит универсальный характер, т.к. сфера его деятельности – это все отношения, урегулированные правом. Прокурор может проверить исполнение закона практически любым субъектом или объектом, если в прокуратуру поступили сообщения о нарушении закона,
прав и свобод человека и гражданина, требующие прокурорского реагирования.
Речь здесь идёт о
предмете правозащитной деятельности
прокуратуры.


Понять сущность прокурорского надзора невозможно без определения предмета надзора, так как прокуроры надзирают за соблюдением различными объектами и субъектами правоприменительной деятельности
Конституции РФ, исполнением ими законов, действующих на территории
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также за соответствием правовых актов, издаваемых указанными объектами и субъектами, законам РФ.
При определении понятия предмета прокурорского надзора необходимо ориентироваться на текст действующего Закона о прокуратуре, в ст. 21, 26,
29, 32 которого предмет надзорной деятельности определен как:
- соблюдение Конституции РФ конкретными объектами и субъектами;
- исполнение ими законов РФ;
- соблюдение ими прав и свобод человека и гражданина;
- соответствие законам РФ издаваемых указанными объектами и субъектами правовых актов.
Таким образом, предмет правозащитной деятельности прокуратуры при осуществлении надзорной функции охватывает как активное (выполнение предписаний законов), так и пассивное (следование правовым запретам,
незаконное бездействие) поведение поднадзорных объектов и субъектов.
4. Широкий перечень поднадзорных прокуратуре объектов и субъектов.
Больше ни один государственный орган в России не осуществляет надзор
(контроль) за таким обширным и разнообразным перечнем объектов и субъектов.
5. Прокуратура представляет собой высший надзорный орган по отношению к другим надзорным и контролирующим органам, органам ведомственного и вневедомственного контроля, а сами эти органы контроля и их должностные лица являются соответственно поднадзорными прокуратуре объектами и субъектами. Также, органы прокуратуры не вмешиваются в деятельность поднадзорных органов контроля и надзора, не подменяют их и какие-либо другие государственные органы.
6. Наличие специфических прокурорских полномочий.
Обнаружив нарушение закона, прокурор, как правило, не вправе его сам устранить, а
вправе лишь направить соответствующий акт (иное средство)
прокурорского реагирования правонарушителю, в вышестоящий орган и/или в суд.
Применительно к надзору за исполнением законов органами дознания и администрациями мест ограничения и лишения свободы прокурор обладает властными полномочиями.
Однако правозащитная деятельность прокуратуры РФ при осуществлении надзорной функции не безгранична и
имеет свои пределы:
1) По кругу поднадзорных объектов и субъектов (прокурорский надзор не осуществляется за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина
Федеральным
Собранием
РФ,
Президентом
РФ,
Правительством РФ, судами и судьями, обычными гражданами (не выступающими в качестве должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и т. п.)).
2) По кругу правовых актов, за исполнением которых надзирают органы
прокуратуры (Органы прокуратуры должны надзирать за исполнением законов и подзаконных актов, которые выносятся на основании и во исполнение законов (указы Президента РФ). Но прокуратура также надзирает и за исполнением актов применения права, таких как: судебные решения, приговоры, постановления административных комиссий и т.д.
При выявлении прокурором нарушений закона он должен ссылаться лишь на нарушенный закон. Ни ведомственные, ни локальные акты в предмет прокурорского надзора не входят, и она не осуществляет надзор за ними).
3.
Некоторые особенности правозащитной деятельности при
осуществлении прокуратурой ненадзорной функции.
Есть особенности правозащитной деятельности прокуратуры РФ,
осуществляемой при выполнении других (ненадзорных) функций. Так,
например, прокурор при выполнении функции содействия осуществлению правосудию не обладает надзорными полномочиями, не вправе применять к судам и судьям надзорные правовые средства. Эта функция является по своему