Файл: Топливо и смазочные материалы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Е
Е2-96 выпуск 4
Большинство дизелей без наддува и с турбонаддувом, работающие в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом замены масла окончание таблицы 23
1
2 3
ЕЗ-96 выпуск 2
Дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро 1 и Евро 2 и работающие в тяжелых условиях.
Допускается увеличенный интервал замены масла, если это рекомендовано автоприозводителем. Масла обладают высокими моющими свойствами, препятствуют полировке цилиндров, износу, росту вязкости от накопления сажи, имеют высокую стойкость к старению
Е4-99 выпуск 2
Зысокофорсированные дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро 1,
Евро 2 и Евро 3 и работающие в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами замена масла согласно рекомаендациям автопроизводителям.
Масла, стойкие к деструкции**, обеспечивающие лучшую чистоту поршней, меньший износ и рост вязкости из-за накопления сажи по сравнению с маслами категории ЕЗ-96 выпуск 4
Е5-02
Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро и
Евро 3 и работающие в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами замена масла согласно рекомендациям автопроизводителей.
Масла, стойкие к деструкции**, обеспечивающие особо хорошую чистоту поршней, предотвращение полировки цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре. По сравнению с маслами категории ЕЗ-96 выпуск 4 обладают меньшим ростом вязкости от накопления сажи и лучшей стойкостью к старению
Примечания.

101
* — перемещение слоев масла относительно друг друга;
** — разрушение структуры
Таблица 24
Коды одобрения некоторых фирм-производителей автомобилей
Коды одобрения
Характеристика эксплуатационных свойств моторных масел
BMW
Только для всесезонных масел (на основе испытаний)
Mercedes-
Benz (MB)
MB 226.0 — сезонное масло для легковых автомобилей; MB 226.1 — всесезонное масло для легковых автомобилей; MB 226.3 — всесезон-ное масло с увеличенным интервалом замен для легковых автомобилей; MB 226.5 — всесезонное масло с еще более увеличенным интервалом замен для легковых автомобилей; MB 229.1 — масло для новых двигателей легковых автомобилей с 1997 г. выпуска (с интервалом замены 30000 км)
Volkswagen
— Audi (VW)
VW 500.00 — всесезонное; VW 501.01 — всесезонное; VW 505.00 — для двигателей с турбонаддувом;
VW
T4
— спецификация, характеризующая увеличение интервала замены
Porsche
Только синтетические и полусинтетические масла с увеличенными интервалами замен, так как
Porsche обеспечивает минимальный интервал замены 20000 км
Маркировка моторного масла для европейского рынка должна содержать 4 параметра: вязкость (по SAE), эксплуатационные свойства по американской (API) и европейской (АСЕА) классификациям, одобрение фирм-производителей автомобилей.
Пример маркировки моторного масла: SAE 5W-50; API SJ/CF,
АСЕА АЗ-96, ВЗ-96; MB 229.1, BMW, VW 501.01/505.00, Porsche.
Указанная маркировка означает:
1. по вязкостно-температурным свойствам SAE 5W-50 данное моторное масло относится к всесезонным маслам, сочетающим в себе зимний (SAE 5W) и летний (SAE 50) классы вязкости;


102 2. эксплуатационные свойства API SJ/CF по американской классификации API свидетельствуют, что масло может быть использовано для бензиновых двигателей легковых автомобилей, выпускаемых с конца 1996 г. (SJ), а также для дизелей легковых автомобилей, выпускаемых с 1993 г. (CF);
3. эксплуатационные свойства АСЕА АЗ-96 и ВЗ-96 по европейской классификации АСЕА свидетельствуют, что это масло экстракласса для бензиновых двигателей скоростных легковых автомобилей, предъявляющих особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам
(АЗ-96), а также масло экстракласса для легковых дизельных двигателей с турбонаддувом (ВЗ-96);
Таблица 25
Соответствие классов вязкости моторных масел и групп условий эксплуатации по ГОСТ 17479.1-85, системам SAE и API
ГОСТ 17479.1-85
Система SAE
ГОСТ 17479.1-85
Система API
Класс вязкости
Группа условий эксплуатации
1 2
3 4
Зимние:
А
В
3 3
5W
Б
SC/CA
4 3
10W
Б1
SC
5 3
15W
Б2
СА
6 3
20W
Летние:
6 20
В1
SD
8 20
В2
СВ
10 30
Г
SE/CC
12 30
Г1
SE
14 40
Г2
СС
16 40
Д
CD
20 50
Е
СЕ
Всесезонные:
-
SG
3 3
/8 5W20 43/6 10W20 4
3
/8 10W20 4
3
/10 10W30 5
3
/10 15W30

103 5
3
/12 15W30 6
3
/10 20W30 6
3
/12 20W30 6
3
/14 20W40 6
3
/16 20W40 4. коды одобрения фирм-производителей автомобилей MB
229.1, BMW, VW 501.01/505.00 и Porsche указывают, что масло может быть использовано для двигателей легковых автомобилей фирмы
Mercedes-Benz выпуска с 1997 г. (MB 229.1), одобрено к применению для двигателей BMW и Porsche, используется как все сезонное масло
(VW 501.01) для двигателей автомобилей Volkswagen и Audi и двигателей с турбо наддувом (VW 505.00) этих же заводов- изготовителей.
Отечественные масла, имеющие маркировку по ГОСТ 17479.1-85, стали дополнительно маркироваться и по международной классификации.
Ориентировочное соответствие моторных масел по классам вязкости и группам условий эксплуатации по ГОСТ 17479.1-85, системе
SAE и системе API можно определить по таблице 25.
5.7 АССОРТИМЕНТ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ И
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
Имея информацию о физико-химических свойствах масел, зная, к какому классу по эксплуатационным свойствам оно относится
(классификация по ГОСТ 17479.1-85, системам SAE и API), можно подобрать масло другой фирмы-производителя, пригодное для замены.
Возможно, заменитель не будет полным эквивалентом, что связано с различиями, встречающимися в классификациях по вязкости (разное число и границы классов) и эксплуатационными свойствами (разные методы испытаний).
В общем случае для подбора прямых аналогов масел различных фирм необходимо проведение моторных испытаний заменителей в аналогичных условиях. Приведенные данные по взаимозаменяемости моторных масел отечественного производства и некоторых зарубежных фирм позволяют легко подобрать зарубежные эквиваленты (табл.26) российским маслам, а также определить российских заменителей зарубежных нефтепродуктов.


104
Таблица 26
Эксплуатационные свойства моторных масел зарубежных фирм-
производителей
Фирма производи- тель
Марка масла
Класс вязкости по SAE
Группа свойств по
АСЕА
Вязкость, мм
2
/с.
При 100 °C
Температ ура застывани я, °С
1 2
3 4
5 6
Синтетические масла высшего качества
Shell
Helix Ultra
5W50
SH/CD
14,2
-50
Mobil
1 Rally Formula 5W50
SH/CD
17,8
-54
Esso
Ultron
5W50
SH/CD
15,0
-54
ВР
Visco 5000 5W40
SH/CD
13,8
-52
Valvoline
Castrol
Syn Power TXT 5W50 5W50
SH/CD
SG/CD
12,8
-54
Castrol
Formula RS
10W60
SG/CD
24,8
-42
Total
Quartz 9000 5W40
SG/CD
14,5
-
Total
Quartz 9000 10W50
SG/CD
18,0
-
Motul
300 V Power
5W40
SG/CD
14,0
-52
Motul
300
V
Competition
15W50
SG/CD
18,0
-30
Quaker
State
Quaker
State
Synquest
Synquest
5W40 5W50
SH/CD
SH/CD
14,1 18,3
-
Elf
Synthese
5W50
SG/CD
18,0
-50
Texaco
Havoline
Synthetic
5W40
SH/CE
14,2
-
Mobil
Super XHP
10W40
SH/CD
14,2
-40
Shell
Helix Plus
10W40
SG/CD
14,4
-39
Shell
Helix Standart
10W40
SG/CD
14,2
-36
Esso
Ultra Oil
10W40
SG/CD
14,2
-39
BP
Visco 2000 Plus 10W40
SG/CD
12,0
-37
Castrol
GTX3 Lightes
10W40
SG/CD
14,1
-36

105
Motul
Synergie Turbo 10W40
SG/CE
14,0
-35
Полусинтетические масла высокого качества
Motul
Synergie Turbo 15W50
SG/CE
19,0
-29
Motul
2100 10W40
SG/CD
13,0
-35
Motul
2100 15W50
SG/CD
19,0
-29 продолжение табл. 26 1
2 3
4 5
6
Elf
Competitions
10W50
SG/CD
14,5
-36
Total
Quartz 7000 10W40
SG/CD
14,9
_
Total
Quartz 7000 15W50
SG/CD
19,5
-
Valvoline
Syn Gard
10W40
SH/CE
-
-
Texaco
Havoline X1 10W40
SH/CE
14,0
-
Минеральные масле общего пользования
Shell
Super Plus
10W40
SG/CD
14,2
-36
Mobil
Super
15W40
SG/CD
14,2
-29
Mobil
Special
15W40
SF/CC
14,5
-29
Esso
MNC
15W40
SG/CD
14,2
-30
Esso
Super
15W40
SG/CD
14,2
-30
BP
Visco 2000 15W40
SG/CC
14,5
-27
Castrol
GTX3 15W40
SC/CD
16,0
-33
Castrol
GTX
15W40
SF/CC
15,5
-27
Motul
HP 200 15W40
SG/CD
14,0
-29
Elf
Sporti Super
15W40
SG/CC
14,3
-30
Elf
Sporti
20W50
SF/CC
17,4
-25
Elf
Sporti
15W40
SF/CC
14,0
-30
Elf
Sporti
10W30
SF/CC
11,0
-33
Texaco
Havoline
15W40
SG/CE
14,1
-
Texaco
Multigrade
15W40
SF/CE
13,9
-
Quaker
State
Quaker
State
Deluxe Deluxe
5W30 10W40
SH/CD
SH/CD
10,0 15,2 -
Quaker
State
Quaker
State
Super
Blend
Super Blend
10W30 15W40
SH/CD
SH/CD
12,1 14,2 -
Quaker
State Total
Performance
Quartz 5000 20W40 15W40
SH/CD
SG/CD
20,1 14,5 _

106
Масла для дизелей грузовых автомобилей
Total
Quartz 3000 15W40
SF/CC
14,5
-
Total
Quartz 3000 20W50
SF/CC
17,0
-
Valvoline
Valvoline
Turbo V All-
Climate Plus
15W40 10W40
SH/CE
SH/CE
-
_ продолжение табл. 26 1
2 3
4 5
6
Valvoline
Valvoline
All-Climate All-
Climate
5W30 10W40
SF/CC
SF/CC
-
_
Масла для дизелей легковых автомобилей
Shell
Super Diesel T
10W40
CD/SE
14,2
-36
BP
Visco Diesel
15W40
CE
14,5
-30
Elf
Turbo Diesel
5W40
CD
15,5
-30
Texaco
Diesel TEX
15W40
CG/CE
14,1
-
Total Total
Total
Valvoline
Quartz
Diesel
7000
Quartz
Diesel
5000
Quartz
Diesel
3000
Special
Diesel
10W40 15W40 15W40 10W40
CD CD CD
SF/CE
14,5 14,5 14,5
-
Quaker
State
HDX Universal
Fleet
15W40
SG/CF-4 15,1
-
Масла для дизелей большегрузных грузовых автомобилей
Shell
RimulaX
10W30
CF-4 11,5
-33
Shell
RimulaX
15W40
CF-4 14,0
-30
Shell
Rotella TX
10W30
CD/SF
11,5
-33
Shell
Rotella TX
15W40
CD/SF
14.0
-30
Mobil
Dilvac
1300
Super
15W40
CE/SG
14,0
-29
BP
Vanellus
C3
Multigr
15W40
CD
14,4
-27
Motul
Traffic X (Synt) 15W40
CE/SF
14,0
-30
Motul
HP 40 15W40
CF-4/SF
14,0
-27
Elf
Performance
Trophy
15W40
CE/SE
15,0
-30
Elf
Performance
Super
15W40
CF-4/SF
14,5
-30
Texaco
Ursa Super LA
10W
SG/CD
6,3
-


107
Texaco
Ursa Super LA
30W
SG/CD
11,3
-
Texaco
Ursa Super LA
40W
SG/CD
15,0
- окончание таблицы 26 1
2 3
4 5
6
Texaco
Ursa Super TD
15W40
CE
14,3
-
Total
Rubia Tir XLD 15W40
CE
14,5
-
Total
Rubia XT
15W40
CF-4/SG
14,5
-
Vavoline
All Fleet Plus
15W40
SF/CE
-
-
Valvoline
All Fleet Extra
15W40
SF/CF-4
-
-
6. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ
ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
6.1 НАЗНАЧЕНИЕ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Основное назначение трансмиссионных масел
— смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей. Масла для гидродинамических и гидрообъемных передач также относят к трансмиссионным, хотя условия их работы несколько специфичны. Так, в гидродинамических передачах масло служит и средством передачи мощности, и одновременно средой, которая заполняет регулирующие системы.
Доля трансмиссионных масел в общем потреблении смазочных материалов составляет 0,3-0,5 % в зависимости от параметров автомобиля. Однако, несмотря на относительно малую долю потребления, значение трансмиссионных масел для обеспечения оптимальных условий эксплуатации автомобилей чрезвычайно велико.
По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла делятся на следующие группы:
1. универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссии;
2. общего назначения — для цилиндрических, конических и червячных передач автомобилей;

108 3. для гипоидных передач, сочетающих высокие скорости относительного скольжения профилей зубьев с высокими давлениями, что обуславливает очень неблагоприятные условия трения и вызывает необходимость применения масел с высокоэффективными противозадирными присадками;
4. масла для гидромеханических передач;
5. масла для гидрообъемных передач.
6.2 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ
ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Условия работы трансмиссионных и моторных масел существенно отличаются друг от друга температурным режимом, скоростью относительного скольжения трущихся поверхностей и удельным давлением в зоне их контакта. Существенны также вид и конструктивные особенности механизма трансмиссии (прямозубая, косозубая, цилиндрическая, коническая или гипоидная передача), ме- талл, использованный для изготовления шестерен (марка стали), вид поверхностного упрочнения (термическое, химико-термическое), вид окончательной обработки зубьев (шевингование, шлифование) и др.
К наиболее важным эксплуатационным требованиям, которым должны удовлетворять трансмиссионные масла, относятся:
1. уменьшение интенсивности изнашивания и величины износа всех деталей трансмиссии;
2. снижение потерь энергии, передаваемой от двигателя к ходовой части автомобиля;
3. отвод тепла и удаление из зон трения продуктов износа и других загрязняющих масло примесей;
4. отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям трансмиссии;
5. снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок (при движении автомобиля на режиме «разгон — накат — разгон»;
6. отсутствие вспенивания и стабильность свойств масла при работе смазываемых им механизмов.
Для соответствия этим требованиям трансмиссионные масла должны обладать следующими свойствами:
1. пологой вязкостно-температурной кривой и сравнительно малой вязкостью в области отрицательных температур;
2. высокими противоизносными, противозадирными
(демпфирующими) и противопиттинговыми (препятствующими