ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90 двигателей.
Таблица 18
Классы кинематической вязкости моторных масел в соответствии с
ГОСТ 17479.1-85
Класс вязкости
Кинематическая вязкость, мм
2
/с, при температуре
+100°С
-18°С не более
1 2
3
Зимние классы
3з
Не менее 3,8 1250 4з
Не менее 4,1 2600 5з
Не менее 5,6 6000 6
3
Не менее 5,6 10400
Летние классы
6 5,6-7,0 8
7,0-9,5 10 9,5-11,5 12 11,5-13,0 14 13,0-15,0 16 15,0-18,0 20 18,0-23,0
Всесезонные классы
3 3
/8 7,0-9,5 1250 4
3
/6 5,6-7,0 2600 4
3
/8 7,0-9,5 2600 4
3
/10 9,5-11,5 2600 5
э
/10 9,5-11,5 6000 5
3
/12 11,5-13,0 6000 5
3
/14 13,0-15,0 6000 6
з
/10 9,5-11,5 10400 6
з
/14 13,0-15,0 10400 6
з
/16 15,0-18,0 10400
В обозначении масла отечественного производства М- 10Г
2
к буква
«М» означает моторное масло; цифра «10» — класс вязкости (летнее); буква «Г» с индексом «2» означает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к группе «Г» и предназначено дня смазывания высокофорсированных дизелей без наддува; буква «к» свидетельствует о том, что масло используется для автомобилей КамАЗ.
91
Таблица 19
Группы масел в зависимости от эксплуатационных свойств по ГОСТ
17479.1 -85
Группа масел
Рекомендуемая область применения
А
Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели
Б, Б
1
Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б
2
Малофорсированные дизели
В, В
1
Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В
2
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к противокоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Г, Г
1
Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Г
2
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или в случае, когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами.
Е
Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы
В обозначении масла отечественного производства М-6 3
/10В буква
«М» означает моторное масло; индекс «6 3
/10» — класс вязкости
(всесезонное), буква «з» означает, что масло имеет загущенную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства масла, и предназначено для применения в качестве всесезонного сорта; буква
92
«В» без индекса означает, что по эксплуатационным свойствам это масло универсальное и предназначено для смазывания карбюраторных и дизельных двигателей.
Основные характеристики отечественных моторных масел по
ГОСТ
10541-78 и
ОСТ
38-01
-370-84 для карбюраторных автомобильных двигателей приведены в табл. 2.6, а для дизелей по
ГОСТ 8581-78 — в табл. 2.7.
В США и странах Западной Европы моторные масла маркируют в соответствии с их вязкостью (по классификации SAE — Общества американских автомобильных инженеров). Эксплуатационные свойства моторных масел определяются по классификациям, разработанным API
(Американский нефтяной институт) и АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая в 1996 г. заменила ССМС
(Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка).
По классификации SAE моторные масла делят на летние, зимние и всесезонные. В зависимости от вязкостно-температурных показателей моторных масел классификация SAE J-300 включает 5 летних и 6 зимних классов (табл.20).
Масла маркируют следующим образом: летние — SAE 20, 30, 40,
50, 60 (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре
+98,9 °С); зимние — SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре -17,8 °С, a «W»
— первая буква от слова «Winter» — зима); всесе-зонные (загущенные) масла обозначаются двойной нумерацией. Например, SAE 10W-50 означает, что данное масло при температуре -17,8 °С соответствует по
SAE вязкости 10, а при температуре +98,9 °С соответствует по SAE вязкости 50.
Чем выше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Масла, имеющие класс вязкости больше, чем 60W, в автомобильных двигателях не применяются.
Классификация по условиям эксплуатации API подразделяет масла на две категории: S — категория «Сервис» (для бензиновых двигателей), С — коммерческая категория (для дизельных двигателей).
Маркировка моторных масел складывается из букв латинского алфавита: S или С обозначают категорию масла применительно к типу двигателя (бензиновый или дизельный), а вторая буква обозначает уровень эксплуатационных свойств.
Например, масла с обозначениями API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG,
SH, SJ предназначены для бензиновых двигателей, а масла API СА, СВ,
СС, CD, СЕ, CF — для дизельных. Чем ближе к началу латинского алфавита вторая буква в маркировке масла, тем меньшим требованиям
93 отвечает данное масло и наоборот. Универсальные масла, имеющие сдвоенное обозначение API SG/CD, API SJ/CF, пригодны как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Классы дизельных масел
CD и CF подразделяются на предназначенные для четырех- и двухтактных дизелей. Последние обозначаются CD II и CF-2.
Таблица 20
Классификация моторных масел по вязкости — SAE J-300 (декабрь 1995 г)
Низкотемпературная вязкость
Высокотемперату рная вязкость
Класс вязкости
Проворачиваемос ть
МПа с, max. при температуре,
°С
Проворачиваемо сть
МПа с, max. при температуре,
°С
Кинематическая вязкость мм
2
/с min max
1 2
3 4
5
Зимние:
0W
3250 при -30 6000 при -40 3,8
-
5W
3500 при -25 6000 при -35 3,8
-
10W
3500 при -20 6000 при -30 4,1
-
15W
3500 при -15 6000 при -25 5,6
-
20W
4500 при -10 6000 при -20 5,6
-
25W
6000 при -5 6000 при -15 9,3
-
Летние:
20
-
-
5,6
<9,3 30
-
9,3
< 12,5 40
-
12,5
< 16,3 40
-
-
12,5
< 16,3 50
-
-
16,3
<21,9 60
-
-
21,9
< 26,1
Примечание.Показатель проворачиваемоемости определяют на имитаторе
холодного пуска CCS (ASTM D 2602); показатель прокачиваемости определяют на
миниротационном вискозиметре MRV (ASTM D 4684); показатель кинематической
вязкости определяют по стеклянному капилярному вискозиметру (ASTM D 445);
показатель высокотемпературной вязкости при сдвиге определяют на коническом
имитаторе подшипника (ASTM D 4683)
Уровень эксплуатационных свойств, характеризуемый второй буквой в маркировке масла по классификации API, определяется по таблице 21.
Европейская классификация эксплуатационных свойств АСЕА
94
(1998 г.), предъявляя более жесткие требования к маслам, содержит 9 категорий и делит масла по назначению: А — для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-96, А2-96 и АЗ-96); В — для дизелей легковых автомобилей (В1-96, В2-96 и ВЗ-96); Е —для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96 и ЕЗ-96). Эксплуатационные свойства указанных категорий двигателей приведены в таблице 22.
В 2002 г. была принята новая классификация моторных масел по
АСЕА (табл. 23).
В маркировку современных моторных масел входит также
«одобрение» заводов-производителей автомобилей. Оно изображается фирменным знаком или кодом (табл. 24) и означает одобрение применения данного масла на автомобилях этого изготовителя.
Таблица 21
Классификация API моторных масел по эксплуатационным свойствам
Классификационные категории двигателей
Бензиновые двигатели (категория S)
Дизельные двигатели (категория С)
Классы Характеристики двигателей
Классы
Характеристики двигателей
1 2
3 4
SA
Двигатели, работающие в легких условиях
СА
Дизели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе
SB
Двигатели, работающие при умеренных нагрузках
СВ
Дизели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сер нистом топливе
SC
Двигатели, работающие с повышенными нагрузками
(модели выпускадо 1964 г.)
СС
Дизели, в том числе с умеренным наддувом, работающие в тяжелых условиях
SD
Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)
CD
Дизели легковых автомобилей с одним турбонаддувом (модели до
1993 г.)
SE
Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели
CD II То же, с учетом специфических требований
95 выпуска до 1972 г.) двухтактных дизелей
Окончание таблицы 21 1
2 3
4
SF
Двигатели автомобилей иностранного производства выпуска 1980-1989 г., все отечественные автомобили
СЕ
Дизели грузовых автомобилей, с наддувом
(модели выпуска до 1983 г.), работающие в тяжелых условиях
(высокие нагрузки, малая частота вращения вала)
SG
Двигатели европейских, американских автомобилей выпуска
1989-1993 г., японских с 1989-95 г.
CF
Дизели легковых автомобилей с одним или двумя турбонаддувами
«битурбо», выпуска с 1993 г.
SH
Двигатели европейских, американских автомобилей выпуска
1993-1996 г., японских с 1995 г.
CF-2
Улучшенные характеристики CD II для двухтактных двигателей
SJ
Двигатели европейских, американских автомобилей выпуска с конца 1996 г.
CF-4
Высоконагруженные дизели грузовых автомобилей выпуска до
1994 г.
CG-4
Высоконагруженные дизели грузовых автомобилей выпуска с
1994 г.
Улучшенные характеристики и ужесточенные требования к токсичности отработавших газов
96
Таблица 22
Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по АСЕА
Категория масла
Характеристики
Назначение
«А» — бензиновые двигатели легковых автомобилей
1 2
3
А1-96
Предотвращение образования отложений на поршне и шлама, стойкость к высокотемпературному окислению, защита от износа
Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 °С
(без турбонаддува)
А1-98
Тоже, что и А1-96
То же, что и А1 -96, но с лучшими энергосберегающими характеристиками
А2 -96
То же, что и А1-96, но с лучшей защитой подшипников
Стандартный класс для двигателей современных и перспективных автомобилей, используемых на скоростных автострадах (с турбонаддувом и без него)
А3-98
То же, что и АЗ-96, но с лучшей стойкостью к пенообразованию и высокотемпературному окислению
Экстракласс для двигателей скоростных автомобилей, предъявляющих особые требования к пенообразованию, противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла(с турбонаддувом и без него)
«В» — дизельные двигатели легковых автомобилей
В1-96
Предотвращение образования отложений на поршне, диспергирование сажи (загущение масла), защита кулачков распределительного вала от износа
Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 °С
(без турбонаддува)
97
В2-96
То же, что и В1 -96, но с лучшей защитой подшипников
Стандартный класс, дизели легковых автомобилей с турбонаддувом и без него окончание таблицы 22 1
2 3
В2-98
То же, что и В2-96, но с лучшими эксплуатационными свойствами
Дизели легковых автомобилей с турбонаддувом и без него
В3-96
То же, что и В2-96, но с лучшей защитой кулачков распределительного вала от износа, способность диспергировать сажу и сохранять вязкостную характеристику
Экстракласс, дизели с турбонаддувом для легковых автомобилей
В3-98
То же, что и ВЗ-96, но с лучшими эксплуатационными свойствами
То же, что и ВЗ-96
В4-98
То же, что и ВЗ-98, но с лучшими эксплуатационными свойствами
То же, что и ВЗ-98
«Е» — дизельные двигатели грузовых автомобилей
Е1-96
Лучшие характеристики, чем для Е1 -96, по тем же показателям
Стандартный класс, двигатели с высоким наддувом и без него, работающие в легких и тяжелых условиях, по свойст- вам (чистота и износ) лучше, чем Е1-96
ЕЗ-96
Лучшие характеристики, чем для Е2-96 по тем же показателям.
Дополнительно контролируется способность диспергировать сажу
Экстракласс, с отличной способностью диспергировать сажу, двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях
Е4-98
Лучшие характеристики, чем для ЕЗ-96 по тем же показателям
Класс для нового поколения быстроходных дизелей грузовых автомобилей
98
Е5-98
То же, что Е4-98, но с увеличенным интервалом замены
Для быстроходных дизелей грузовых автомобилей нового поколения с увеличенным интервалом замены масла
Таблица 23
Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по АСЕА
(2002 г.)
Класс масла
Категория масла
Область применения и свойства масла
Бензиновые двигатели легковых автомобилей
А
А1-02
Двигатели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (150 °С) и большой скорости сдвига
(2,6-3,5 мПа с)*. Могут быть не пригодны для некоторых моделей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или справочниками.
А-96 выпуск 3
Большинство умеренно форсированных двигателей с нормальным интервалом замены масла. Не предназначены для высокофорсированных двигателей
А3-02
Высокофорсированные двигатели и/или при увеличенных интервалах замены масла, рекомендуемых автопроизводителями. Сесезонное применение маловязких масел. Тяжелые условия эксплуатации, определяемые производителями двигателей.
Масла, стойкие к деструкции** вязкостных загущающих присадок
А4-хх
Зарезервирована для перспективных двигателей с непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания
А5-02
Высокофорсированные двигатели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (150 °С) и большой скорости сдвига*.
Могут быть не пригодны для некоторых моделей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля. Масла, стойкие к деструкции**.
99 продолжение табл. 23 1
2 3
Дизели легковых автомобилей и автофургонов
В
В1-02
Дизели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (150 °С) и большой скорости сдвига*. Могут быть не пригодны для некоторых моделей дизелей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или справочниками.
В1-98 выпуск 2
Большинство дизелей
(преимущественно с раздельной камерой сгорания) с нормальным интервалом замены масла. Могуг быть не пригодны для высокофорсированных дизелей
ВЗ-98 выпуск 2
Высокофорсированные дизели и/или при увеличенных интервалах замены масла, рекомендуемых автопроизводителями.
Всесезонное применение маловязких масел. Тяжелые условия эксплуатации, определяемые производителями дизелей.
Масла, стойкие к деструкции**
В4-02
Дизели с непосредственным впрыском топлива.
Масла, стойкие к деструкции**. Могут быть использованы в тех же условиях, что и категория ВЗ-
98 выпуск 2
В5-02
Дизели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (150 °С) и большой скорости сдвига*. Могут быть не пригодны для некоторых моделей дизелей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля. Масла, долгоработающие и стойкие к деструкции
Дизели грузовых автомобилей