Файл: Курсовой проект (Пояснительная записка) Учебная дисциплина Основы алгоритмизации и программирования Тема Разработка приложения для учета программного обеспечения Выполнил(а) учся гр. По21 Корзун А. И.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«БОБРУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

(Пояснительная записка)

Учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования»

Тема «Разработка приложения для учета программного обеспечения»
Выполнил(а) уч-ся гр. ПО-21 Корзун А.И.

Руководитель __________________ В. Ю. Кричко

(подпись)


Бобруйск

2020




Введение


В настоящее время игры являются неотъемлемой частью жизни подростков, в том числе и логические. Логические игры помогают снять стресс, найти выход из затруднительной ситуации, развивают пространственное мышление, логику и чувство ответственности. В частности, логические игры имеют большую популярность и существуют целые компании, основной целью которых является разработка логических игр.

Поэтому объектом курсового проекта была выбрана разработка компьютерной игры «Головоломка 10 х 10», которая развивает логику и смекалку.

Цель курсового проекта - закрепление на практике знаний, полученных при изучении учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования», и приобретение опыта самостоятельной разработки игры «Головоломка 10х10».

Задачи курсового проекта:

  • проанализировать предметную область;

  • сформировать творческое мышления;

  • разработать программное средство;

  • разработать схему алгоритма программы;

  • разработать интерфейс приложения;

  • разработать архитектуру программного средство;

  • разработать техническое задание;

  • разработать перечень и объём функций программного обеспечения;

  • протестировать программное средство.

Предметом курсового проекта является процесс создания игры на логику «Головоломка 10х10» с помощью визуальной среды Delphi 7.

Данный проект актуален т.к. головоломки считаются одним из самых популярных видов развивающих игр, которые помогают развивать интеллект и улучшать память, реакцию и логическое мышление.

Для разработки курсового проектирования будут использоваться такие средства разработки как объектно-ориентированный язык разработки Delphi 7.

1 Анализ предметной области


Перед разработкой были изучены аналоги программы, установлены их достоинства и недостатки для дальнейшего учета этой информации при создании программного средства, которое могло бы оказаться лучше аналогов.

Игра «Головоломка 10х10» в жанре головоломки – пазла. Данный жанр является одним из наиболее популярных жанров в компьютерных играх, которые стимулируют мозг и помогают развивать мышление и творческие способности человека. Суть игры: игроку предлагается заполнить поле различными геометрическими фигурами или цветными блоками так, чтобы не оставить свободное место и не пересекая фигуры между собой.

Достоинства: простой и удобный интерфейс программы; возможность просмотра правил игры; разработка графического интерфейса пользователя.

Недостатки: отсутствие кнопки стопа игры, отсутствие горизонтального удаления линии(зачёта).



Рисунок 1.1 - «Учет Программного Обеспечения Pro»

Солитер. Одна из самых популярных карточных игр, и её возможности перенесли на множество платформ, сделали ее доступной для игры в любое время и в любом месте.

Цель игры: цель заключается в том, чтобы выстроить все карты в 4 колоды, соответствующие мастям, начиная с тузов и заканчивая королями. Для этого необходимо последовательно переносить карты между 7 столбцами карт, открывая верхнюю карту каждого столбца.

Достоинства: удобство и доступность; пояснительная записка с обучением; оптимизация под любые характеристики устройств.

Недостатки: отсутствие социального взаимодействия; отсутствие эмоций; отсутствие яркого геймплана.



Рисунок 1.2 – Игра «Солитер»

Bloxorz. компьютерная игра, в которой игроку необходимо провести блок, имеющий прямоугольную форму, через уровни.

Достоинства: удивительно простой и мощный дизайн, без излишних элементов и развлекательных упражнений; смена дизайна при переходе на новые уровни сложности; мобильность компьютерной игры.

Недостатки: отсутствие сохранения; большое количество рекламной интеграции; медленный процесс перемещения блока.




Рисунок 1.3 – Игра «Bloxorz»

Подводя итоги анализа предметной области, выяснили преимущества и недостатки аналогов, сделали заметки для создания игры, которая должна избежать недостатков своих аналогов.

2 Математические модели и методы, положенные в основу программного средства и теоретические исследования.


Физическая модель данных связана со способами организации данных на носителях методами доступа к данным. Эта модель указывает, каким образом записи размещаются в базе данных, как они упорядочиваются, как организуются связи, как локализовать записи и осуществить выборку.

Физическая модель данных строится на основе логической модели данных по следующему принципу: сущности становятся таблицами, атрибуты становятся столбцами, а ключи становятся индексами.

В ходе разработки физической модели базы данных каждое отношение реализуется в виде таблицы СУБД Microsoft Access. Ниже показана структура таблиц.



Рисунок 2.1 – Таблица «Лицензионное ПО» в режиме Конструктор



Рисунок 2.2 – Таблица «Внедрение» в режиме Конструктор



Рисунок 2.3 – Таблица «Поставщик» в режиме Конструктор

Схема данных в Access является не только средством графического отображения логической структуры базы данных, она активно используется системой в процессе работы с базой данных. При любой обработке данных из нескольких взаимосвязанных таблиц система использует сохраненные в схеме данных связи между таблицами, освобождая пользователя от необходимости специально сообщать системе о наличии той или иной связи при конструировании многотабличных объектов.

На рисунке 2.4 изображена схема базы данных, в результате которой четыре таблицы связанны между собой связью «один-ко-многим»



Рисунок 2.4 - Схема базы данных

Построена математическая модель ПС, установлены методы, положенные в основу ПС, проведены теоретические исследования.

3 Разработка программного средства

3.1 Разработка спецификаций требований


Инфологическая модель данных - цель работы заключается в разработке и отладке автоматизированной системы управления данными «Разработка приложения для учета программного обеспечения».

Для достижения поставленной цели в ходе курсового проектирования необходимо решить следующие задачи:

  • провести сбор необходимой информации для дальнейшей разработки и функционирования базы данных;

  • провести анализ всех информационных потоков;

  • разработать, отладить и протестировать рабочий проект;

  • разработать сопроводительную документацию к рабочему проекту.

Созданная программа должна выполнять следующие функции:

  • хранение информации;

  • возможность добавления новых записей;

  • возможность просмотра данных;

  • возможность редактирования данных;

  • возможность удаления данных;

  • возможность формирования отчетов;

  • возможность поиска записей по определенному критерию;

  • возможность сортировки записей в таблицах;

  • демонстрация отчета.

Интерфейс должен быть оформлен в соответствии с современными стандартами приложений, то есть он должен обладать:

Восприимчивостью — короткое время отклика, интерфейс должен работать быстро.

Привлекательностью — хороший интерфейс должен быть привлекательным, чтобы доставлять пользователю удовольствие при работе с программным продуктом.

Эффективностью — мы должны определить, как наш программный продукт должен работать, какие функции необходимы, какие цели должны быть достигнуты. Должны реализовать интерфейс, который даст людям то, что они хотят.

Простотой – программным продуктом должно быть удобно, пользоваться не только специализированному персоналу, но и директорам, бухгалтерам, менеджерам и администраторам. Интерфейс должен иметь минимальное количество вкладок.

Входная информация. Приложение должно обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:

  • ввод нового ПО;

  • возможность редактирования информации о ПО;

  • поиск программного обеспечения по определенным критериям.

Над данной информацией при помощи функций и процедур приложения будет производиться ввод нового ПО, сортировка и поиск по определенным критериям, а также проверка на целостность данных.


Выходная информация. Выходной информацией для корректной работы приложения будет являться база данных, расположенных в трех таблицах для чтения данных.

Разрабатываемое программное средство предназначено для ведения учета программного обеспечения. Рабочее поле представляет собой навигационное меню, расположенное сверху программы, и рабочую область, расположенную посередине.

Необходимо реализовать:

  • возможность просмотра списка всего ПО, поставщиков, внедрения, содержащихся в базе данных в данный момент;

  • основное рабочее поле, в котором будут располагаться таблицы, и навигационное меня для таблиц, для более удобного поиска, сортировки, добавления, удаления, редактирования, просмотра отчета;

  • также необходима реализация поиска программного обеспечения по некоторым их характеристикам, например, по цене, названию;

  • с целью организации целостности БД необходимо осуществлять проверки вводимой в БД информации.

Для разработки дипломного проекта была выбрана визуальная среда разработки Embarcadero RAD Studio XE10 и язык программирования С++. 
Embarcadero RAD Studio – среда быстрой разработки приложений для Microsoft Windows фирмы Embarcadero Technologies. Данная среда разработки была выбрана для создания программы, так как объединяет в себе комплекс объектных библиотек (STL, VCL, CLX, MFC и др.), компилятор, отладчик, редактор кода и многие другие компоненты. 
C++–компилируемый, статически типизированный язык программирования общего назначения.

C++ широко используется для разработки программного обеспечения, являясь одним из самых популярных языков программирования. Область его применения включает создание операционных систем, разнообразных прикладных программ, драйверов устройств, приложений для встраиваемых систем, высокопроизводительных серверов, а также развлекательных приложений (игр).

3.2 Разработка архитектуры программного средства


Программное средство представляет 9 модулей, из которых 2 (Модуль главного окна и Модуль работы с базой данных) являются основными. Модуль главного окна способен взаимодействовать со всеми модулями, так как Модуль отчетности, Модуль просмотра, Модуль поиска, Модуль сортировки записей, Модуль удаления записей и Модуль работы с базой данных, включающий Модули редактирования и добавления записей, влияют на внешний вид и содержание окна. В совокупности реализуется функционал данной программы, как показано на рисунке 3.1.