Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3478
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, у казахов были развиты ювелирное, кузнечное, оружейное, кожевенное, косторезное и камнерезное ремесла. Ювелирное искусство носило профессиональный характер. Мастера-зергеры владели сложными видами ювелирной техники. Кузнецы изготовляли инструменты, металлическую посуду, а в старину и холодное оружие.
Из кости и рогов традиционно делали как бытовые предметы, так и предметы роскоши. Древние традиции имело и камнерезное дело.
У казахов искусство орнамента было доминирующим до XIX в.
Различаются геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный мотивы орнаментов. В казахском прикладном искусстве ведущим является зооморфный орнамент, восходящий к сакскому звериному стилю. Это изображение рогов, вороньей лапки, птичьего клюва, птичьего крыла и т. п. Зооморфные знаки имеют тотемное происхождение и носят характер оберега.Ремесла и домашние промыслы казахов уходят корнями в глубокую древность и связаны с традициями степной цивилизации и особенностями кочевой жизни.
Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен.
Существовала и иерархия самих жузов, отразившаяся в их названиях.
В состав Старшего жуза входили следующие роды: жалаир, дулат, сары-уйсунь, шапырашты, албан, ошакты, канлы, шаныкшлы , сыргели, ысты, суан.
Основными племенными объединениями Среднего жуза являлись: таракты, аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, коныраты и уаки.
Казахи Младшего жуза были объединены в три крупных родоплеменных объединения - алимулы, жетыру, байулы. Они занимали территорию всего Западного Казахстана.
В объединение алимулы входили племена шекты, торткара, шоме-кей, кете, каракесек, карасакал. Шекты, кочевавшие в районе Арала и Эмбы, были склонны к "чистому кочеванию", практически не имея зимников и совершая в год до сотни перекочевок. Торткара, как и ка-ракесеки, кочевали от нижней Сырдарии к летовкам на Иргизе и Ори.
Одним из наиболее влиятельных племен было племя шомекей. Кете кочевали по Сырдарие зимой и по рекам Иргиз, Уил, Тургай летом.
Племя карасакал кочевало от Сырдарии и Жанадарьи до Тобола.
Объединение жетыру состоит из семи родов (ру): табын, тама, кер-дери, толеу, кереит, жагалбайлы и рамадан.
Третье родоплеменное объединение Младшего жуза - байулы было самым многочисленным, в состав которого входили 12 племен: шеркеш, адай, алаша, байбакты, берш, есентемир, алтын-жаппас, кызылкурт, маскар, таз, тана, ысык. Согласно шежире, все они были потомками "богатого сыновьями" ("байулы") Кадыр-кожи.
Племена байулы занимали междуречье Урала и Эмбы и плато Устюрт.
Подведем итог: родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности.
В традиционном казахском обществе XV-XVIII вв. существовала иерархия. Общество состояло из двух социальных групп (сословий) - аристократии и простолюдинов. Эти группы различались между собой политическими и правовыми признаками.
"Белая кость"
. Султаны и ходжи (кожа) состав-
ляли сословие "белой кости". Они находились на самой вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением.
Султаны. К людям "белой кости" относились потомки Чингисхана (чингизиды), которые назывались султанами и составляли особый, не входящий в жузовую систему род торе (каз. тере).
Кроме чингизидов, "белой костью" была и мусульманская аристократия - ходжи (каз. кожалар), потомки сподвижников пророка Мухаммеда.
Родоплеменная (жузовая) система казахов объединяла - рядовых скотоводов-кочевников. Каждый скотовод-кочевник юридически был свободным лицом, обладавшим личными и имущественными правами.Мужчин-рабов называли кул, а женщин - кюн. Они были полностью бесправными.Во главе социальной пирамиды стоял правитель - хан. Высшее сословие составляли султаны-чингизиды и "мусульманская аристократия": кожа, а также степная родоплеменная знать - бии, баи, батыры, аксакалы.Нижнюю ступень общественной лестницы занимали рядовые кочевники, объединенные в родовые общины. Особую бесправную группу составляли рабы.
Для того чтобы эффективно использовать все кормовые ресурсы, кочевники освоили сезонное кочевание. Тяжелые грузовые телеги запрягались волами (быками). Благодаря применению колесного транспорта появилась возможность для дальних миграций.
В то же время между скотоводческими племенами все чаще стали происходить столкновения, что вело к развитию военного дела, появлению запряженных лошадьми боевых колесниц.
Кибиточная система сохранилась до середины I тыс. н. э., когда целый ряд технологических изменений (появление разборной юрты, а также стремени, жесткого седла, новых сырьевых материалов) привел к сложению так называемого классического кочевого скотоводства.По многочисленным артефактам и описаниям известно, что саки были великолепными наездниками и лучниками.
Лучники-наездники в те времена составляли непобедимое войско. Они были лично свободны и во время передышки между военными походами становились обычными кочевниками-скотоводами.
Кочевое скотовод-ство отличается от полукочевых и полуоседлых форм круглогодичным содержанием скота на подножном корму и кочеванием всего населения вместе со стадами по определенным повторяемым маршрутам. Территорией распространения кочевого скотоводства, а с ним и кочевой цивилизации стал огромный пояс евразийских степей. Кочевая скифо-
сакско-сарматская культурная общность заняла в І тыс. до н. э. доми-
нирующее положение в западной и центральной части Великой Степи.
Социальная организация ранних кочевников имела черты, ставшие типичными для кочевой цивилизации.
Золотая Орда установила дипломатические отношения с Римом, Византией и
Египтом. В 1245 г. Папа Иннокентий IV направил в Золотую Орду францисканского монаха Плано Карпини: крестоносцы пытались в лице монголов найти себе союзников против государства мамлюков в Египте. Выгодного союзника нашла в монголах и Византия.
Письмо султана Бейбарса к хану Берке стало началом дипломатической переписки между Золотой Ордой и Египтом и содержало предложение к Берке принять ислам.Вассальная зависимость Руси от монголов сводилась к выплате дани, которая на двести с лишним лет стала основным элементом русско-ор-дынских отношений.В период правления Узбек хана отношение Золотой Орды к Руси стала более жестким. При нем на Руси побывало девять т. н. "посольств" Узбек хана в сопровождении воинских отрядов и одна большая рать в составе войск пяти темников. Было разорено немало русских городов и волостей.
монгольское завоевание сблизило Восток и Запад и сделало монгольских ханов участниками евразийских геополитических процессов. На особом положении евразийской державы оказался Улус Джучи (Золотая Орда), установивший дипломатические отношения с рядом европейских государств. Необходимость удерживать в вассальной зависимости покоренные русские земли потребовала от ордынских ханов не только силовых методов, но и дипломатических усилий и гибкой религиозной политики. В конечном итоге это привело к интеграционным процессам в Евразии.
Из политической истории сакских племен известны войны саков с персами (война Кира с сакской царицей Томирис, завоевательный поход Дария I ). В 30-е годы IV в . до н. э. сакские племена воевали против греко-македонских войск под предводительством Александра Македонского. Саки принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи.
В период сакского господства в степях Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморья и Китай.
Саки использовали повозки на колёсах, в них они жили и кочевали по степям, в основном же они ездили верхом на лошадях.
Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные не использующиеся ранее степные пространства. Быстрый рост коневодства позволил резко удлинить маршруты перекочёвок (1000-2000 км). Выработались правила посезонного использования пастбищных угодий, т.е. скотоводство стало экстенсивным. Скот содержался круглый год на подножном корму. Люди следовали за своими огромными табунами лошадей и отарами овец в поисках новых пастбищ. Но скотоводство было зависимо от природных условий, что делало его уязвимым. Тем не менее, появление кочевого скотоводства и соответствующего образа жизни было рациональным ответом на изменение природной среды, на демографический рост населения.
В XIV–XV вв. основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереиты, мангыты и многие другие. Вышеназванные племена входили в состав населения Белой Орды, Ногайской орды, Могулистана и ханства Абулхаира. Вхождение отдельных казахских племен в другие политические объединения – государства – привело к межгосударственному раздроблению родственных этнических групп. Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа и объединения его в единое государство выпало на долю султанов Жанибека и Керея. Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда на территории Казахстана двух государств – ханства Абулхаира. Деятельность Жанибека и Керея по созданию независимого единого государства полностью отвечала интересам казахского общества.
Предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного ханства являлись беспрерывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV в. Султаны Жанибек и Керей сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превратились в вождей казахских племен, выступивших против господства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они откочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство.
Главное отличие Казахского ханства от Золотой Орды, Белой Орды и других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а на основе местных исторических, экономических, этнических предпосылок.
Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки многих казахских племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем за пределы ханства. В такой обстановке на юге Казахстана хан Абулхаир стал расправляться с теми, кто не хотел повиноваться его власти. Эти действия еще больше усиливали отчуждение султанов и народных масс от своего правителя. Султаны Жанибек и Керей во главе с недовольными Абулхаиром племенами откочевали в Жетысу, которое входило в состав Могулистана. Есен-Буга (1434–1462 гг.) – правивший в это время в Жетысу хан Могулистана – благосклонно принял султанов Керея и Жанибека и выделил земли им для поселения на берегах реки Шу. У хана Есен-Буги были свои планы: он хотел использовать султанов в борьбе против хана Абулхаира. Кроме того, он хотел создать прочный союз с султанами против своего брата Йунуса (Жунуса), которого поддерживали Абулхаир и Тимуриды. Есен-Буга также хотел использовать силы казахов для отпора ойратам, которые в начале XV в. не раз нападали на Жетысу и другие районы Могулистана. Поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жанибек создали здесь в 1465–1466 гг. Казахское ханство со ставкой в Козыбасы.
Процесс образования и укрепления Казахского ханства описал в своем труде «Тарих-и-Рашиди» средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати. Согласно его сообщению, временем образования Казахского ханства считают 870 год хиджры (1465–1466 гг.).
Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.Основной илеей произведении поэтов эпохи «Зар заман» явля-ется целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ»