ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Института права
(наименование института полностью)
Кафедра __________«Гражданское право и процесс»________________________________
(наименование)
40.03.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Гражданско-правовой
(направленность (профиль) / специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему
Право оперативного управления
Студент
Ю.Ю.Мезина
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Р.Ф.Вагапов
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2022 г.
2
Аннотация
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию права оперативного управления как ограниченного вещного права государственных и муниципальных учреждений. Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью определения ряда аспектов реализации и защиты права оперативного управления в условиях развития рыночных экономических отношений и реформирования гражданского законодательства, поскольку данный институт является уникальным для правовых систем ряда постсоциалистических государств, сформированным в условиях государственной собственности на средства производства.
Структура работы включает в свое содержание две главы, разделенные на шесть параграфов. Глава 1 посвящена исследованию понятия и содержания права оперативного управления как самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав. В параграфе 1.1 проанализированы исторические особенности возникновения института права оперативного управления, его правовая природа и сущностные признаки. В параграфе 1.2 исследованы особенности определения моментов возникновения и прекращения права оперативного управления. В главе 2 изучаются особенности защиты права оперативного управления как ограниченного вещного права. В параграфе 2.1 дается общая характеристика способов защиты права оперативного управления. Параграф 2.2 посвящен анализу особенностей использования виндикационного и негаторного исков для защиты данного вещного права. В параграфе 2.3 выявлены особенности иска о признании права оперативного управления. Параграф 2.4 посвящен исследованию особенностей применения установления судом юридически значимых фактов для защиты права оперативного управления. Работа выполнена на 77 страницах, список используемой литературы и используемых источников включает 86 наименований.
3
Содержание
Введение ................................................................................................................... 4 1 Общая характеристика права оперативного управления ................................. 9 1.1 Понятие и содержание права оперативного управления .......................... 9 1.2 Приобретение и прекращение права оперативного управления ............ 23 2 Защита права оперативного управления в соответствии с гражданским законодательством РФ ................................................................... 30 2.1 Общие положения о способах защиты права оперативного управления ......................................................................................................... 30 2.2 Виндикационные и негаторные требования как способы защиты права оперативного управления имуществом .................................. 34 2.3 Иск о признании права как способ защиты права оперативного управления имуществом ................................................................................... 48 2.4 Установление факта, имеющего юридическое значение, как способ защиты права оперативного управления имуществом ..................... 53
Заключение ............................................................................................................. 59
Список используемой литературы и используемых источников...................... 70
4
Введение
Актуальность темы исследования. Принятая в 1993 г. Конституция РФ закрепила признание и равную защиту как государственной, так и частной, а также муниципальной и иных форм собственности. Нормативное закрепление соответствующих положений стало внешним выражением кардинальных изменений политической и экономической сфер государства.
При этом следует отметить, что институт права оперативного управления, несмотря на то, что он сформировался в тот период, когда экономика носила плановый характер, по-прежнему остается актуальным.
Отличительным признаком права оперативного управления следует признать тот факт, что цель предоставления соответствующего ограниченного вещного права заключается не столько в обеспечении участия наделенных им субъектов в гражданском обороте, сколько для решения поставленных перед ними задач в административной, социальной, культурной и иных сферах.
Одна из основных особенностей права хозяйственного ведения и права оперативного управления состоит в том, что данное вещное право, предоставляет носителям правовую возможность обособлять в качестве собственного имущества - имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Таким образом, правовая конструкция права оперативного управления оставляет за одним лицом (собственником) лишь номинальное право, то есть право, лишенное большинства правомочий, в то время как на деле осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом от собственного имени другой субъект.
Появление института права оперативного управления в отечественном законодательстве связано с Основами гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик 1961 года (ст. 21 названного акта). Впервые
5 ссылку на право хозяйственного ведения (в качестве права полного хозяйственного ведения) мы находим:
- в ст.4 Основ законодательства СССР об аренде от 23.11.89 и в п.2 ст.;
- в 10 Законе СССР «О предприятиях в СССР» от 04.06.90;
- закона СССР «О собственности в СССР» (п.1 ст. 24), вступившего в силу 01.07.90 г.
Институту изначально предполагался как правовой механизм управления имуществом государственного собственника. Тем не менее, впоследствии законодатель каждый раз давал правовую возможность более широкому перечню лиц создавать субъектов права оперативного управления.
Истоки же самой концепции разделения прав владения, пользования и распоряжения благами между несколькими лицами при организации управления имуществом восходят к древности. Корни права хозяйственного ведения и права оперативного управления можно проследить вплоть до средневековой Европы.
На протяжении всего советского периода для правовой системы РСФСР было характерно преобладание воли и интересов государства. Переход к рыночной экономической системе повлек возникновение вопроса о целесообразности сохранения организационно-правовых форм участия государства в экономических отношениях и создания не являющихся собственниками выделенного учредителем имущества юридических лиц.
Право оперативного управления представляет собой разновидность ограниченных вещных прав, правовая природа которых является достаточно полно исследованной в цивилистике, однако практика реализации соответствующих положений законодательства позволяет констатировать наличие ряда пробелов и противоречий, снижающих стабильность экономического оборота. В частности, до сих пор отсутствует в науке единая трактовка правового режима прибыли, которую субъект получает, реализуя свое право на оперативное управление коммерческой деятельностью, также
6 отсутствует единое мнение исследователей о правовых основаниях предоставления имущества государственным корпорациям. Обращает на себя внимание и спорный характер правового статуса государственной корпорации как субъекта гражданского оборота. С учетом изложенного, исследование понятия, правовой природы и особенностей реализации права оперативного управления в современных условиях может быть охарактеризовано как теоретической, так и практической значимостью.
Объект исследования:
- это система общественных отношений, возникающих в связи с тем, что юридическое лицо пользуется своим правом оперативного управления.
Предмет исследования:
- это нормативно-правовые акты, связанные с деятельностью юридических лиц, имеющих право на оперативное управление.
Цель и задачи исследования:
- цель исследования заключается в проведении комплексного анализа понятия права оперативного управления, его правовой природы и особенностей реализации и защиты в соответствии с законодательством РФ.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования решаются следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и содержание права оперативного управления.
- дать характеристику оснований возникновения права оперативного управления и его прекращения.
- проанализировать основные формы защиты права оперативного управления посредством заявления виндикационного и негаторного исков и установления юридически значимых фактов.
Методология исследования:
- для достижения поставленной цели и решения поставленных задач в рамках исследования использованы такие научные методы познания, как:
7
- методы исторического;
- сравнительного;
- системно-структурного анализа;
- методы индукции;
- дедукции;
- сравнения;
- сопоставления;
- обобщения;
- диалектический и формально-юридический методы.
Нормативная основа исследования включает в свое содержание положения:
- части 1 Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ;
- части 2 Гражданского Кодекса РФ от 26 января 1996 г. №14-ФЗ;
- Федерального Закона РФ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Федерального Закона РФ от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- Федерального Закона РФ от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
- ряда иных федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов и материалов правоприменительной практики, характеризующих особенности реализации и защиты права оперативного управления.
Теоретическая основа исследования:
- вопросы правовой природы и реализации права оперативного управления, а также его защиты исследовались в работах таких авторов, как
С.С. Алексеев, З.А. Ахметьянова, В.А. Белов, В.А. Болдырев, Р.С. Бевзенко,
М.В. Бородач, С.Н. Братусь, С.А. Бурмистрова, Л.Ю, Василевская, А.В.
Венедиктов, В.В. Витрянский, Д.М. Генкин, О.В. Гогонова, В.В. Долинская,
8
Е.А. Емелькина, И.В. Ершова, А.В. Зарубин, К.И. Комиссаров, А.В.
Коновалов, Т.В. Королева, Е.В. Косенко, К.П. Кряжевских, Л.В. Кузнецова,
Д.Н. Латыпов, Е.В. Меденцева, И.А.Минникес, С.В. Никольский, Е.Л.
Орлова, В.Д. Петров, К.П. Победоносцев, Т.П. Подшивалов, Е.Ю.
Полотовская, В.А. Рахмилович, В.А. Савельев, Е.В. Самоварова, М. Сафонов,
С.А. Синицын, К.И. Скловский, Д.А. Сумской, Е.А. Суханов, Т.В. Ткаченко,
Ю.К. Толстой, В.Н. Уруков, А.В. Фиошин, Р.О. Халфина, Л.В. Щенникова и
Р.А. Юнусов.
Структура исследования непосредственно связана с его целями и задачами. Работа состоит из введения, в котором сформулированы основные цели и задачи исследования, из двух глав, структурированных в соответствии с задачами исследования, из заключения, в котором подводятся итоги исследования, и из списка литературы.
9
1 Общая характеристика права оперативного управления
1.1 Понятие и содержание права оперативного управления
Право оперативного управления представляет собой уникальный институт российской правовой системы, не имеющий аналогов в зарубежных правопорядках и сформировавшийся в условиях командно-административной экономики как правовое средство обеспечения участия государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений в гражданском обороте. Иными словами, право оперативного управления следует рассматривать как правовую форму реализации отношений публичной собственности, содержание которой составляют такие сущностные правомочия собственника, как владение, пользование и распоряжение государственным или муниципальным имуществом соответственно [35; c.12].
Право оперативного управления представляет собой ограниченное вещное право, которое охватывает своим содержанием свойственные праву собственности правомочия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом, реализация которых поставлена в зависимость от волеизъявления собственника.
Для ограниченных вещных прав в целом свойственно отсутствие у их обладателя возможности свободного распоряжения имуществом, предполагающего определение юридической судьбы имущества. Право оперативного управления может быть предоставлено в отношении имущества, которое передается управомоченному субъекту его собственником в соответствии с целями деятельности субъекта, нормативно закрепленными ограничениями и указаниями собственника имущества.
Данный институт представляет собой уникальный признак правовых систем ряда постсоциалистических государств, который был создан в целях формирования имущественной базы юридических лиц, не являющихся собственниками, для их самостоятельного участия в имущественных
10 отношениях [17; с.40]. Вместе с тем ряд авторов отмечает, что предпосылки к возникновению права оперативного управления возникли еще в праве ряда государств средневековой Европы [89; с.49].
Право оперативного управления впервые получило нормативное закрепление в 1961 г. со вступлением в силу Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик, согласно пункту 2 статьи 21 которых составляющее единый государственный фонд имущество передавалось в управление государственных предприятий и хозяйственных организаций. Как указывала Р.О.Халфина, практика показала эффективность данного института, в том числе в сферах, для которых право оперативного управления изначально не предусматривалось [87; с.72].
В 1964 г. вступил в силу ГК РСФСР, статья 93.1 которого предусматривала закрепление за государственными, государственно- колхозными, межколхозными и иными видами государственно- кооперативных организаций прав на оперативное управления, эти права включали в себя, в частности, владение имуществом и распоряжение им в связи с его назначением, плановым заданием и нормативно закрепленными ограничениями. Дальнейшее развития соответствующая конструкция получила в Законе РСФСР «О собственности», принятом 24 декабря 1990 г. В соответствии со статьей 5 указанного акта, имущество, закрепленное за государственными учреждениями и иными юридическими лицами, финансирование деятельности которых осуществляется за счет средств собственника, передается соответствующим субъектам на праве оперативного управления. Реализация правомочий, составляющих содержание указанного права, осуществляется в соответствии с указаниями собственника имущества, целями деятельности организации и ограничениями, установленными законом. Е.А. Суханов по данному поводу указывал, что содержание права оперативного управления является более узким, нежели права собственности, поскольку правомочия ограничиваются как указаниями собственника
11 имущества, в чем находит свое выражение сходство между правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения, так и назначением имущества [79; с.43]. Еще более сузилось содержание права оперативного управления с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которым данное право могло предоставляться исключительно учреждениям.
Как отмечалось на доктринальном уровне, ограничение круга субъектов права оперативного управления обуславливалось необходимостью ужесточения контроля собственника имущества за деятельностью создаваемых им организаций и предотвращением нецелевого расходования государственной собственности [27; с.56].
Природу права оперативного управления исследовал, в частности,
А.В.Венедиктов, он полагал, что в основе данного общественного института лежит право владения имуществом [14; с.340], выделяя тем самым диалектические основы социалистического хозяйствования и подчеркивая возможность отделения прав на владение, распоряжение и пользование от собственника имущества [9; с.40]. На правомочие владения как основу права оперативного управления обращал внимание также С.С. Алексеев [1; с.79].
Однако наиболее полное определение права оперативного управления как вещного права лица, не являющегося собственником, которое регулирует горизонтальные взаимоотношения субъекта с третьими лицами, было сформулировано В.А. Рахмиловичем [69; с.14].
Т.В. Королева [32; с.80] и В.Д. Петров [53; с.17], отмечая производный по отношению к праву собственности характер права оперативного управления, относят к числу его сущностных особенностей предоставление данным правом меньшего, нежели у собственника, объема правомочий в отношении вещи. При этом отмечается, что сложность и внутренняя противоречивость права оперативного управления обуславливается сочетанием в его природе гражданско-правовых и административно-