ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
их структурные связи, сопряжения и взаимозависимости.
Для компаний-резидентов ТОР законодательно определена обширная система префе- ренций, включая налоговые каникулы резидентам на 10 лет; снижение налогов на при- быль (общая налоговая нагрузка не более 12.2 %); таможенные льготы на оборудование, технологии; создание инфраструктуры за счет федеральных и региональных средств; льготное подключение к объектам инфраструктуры; ускоренное оформление; особый режим землепользования и государственного контроля. Все эти преференции призваны обеспечить большую инвестиционную привлекательность ТОРов как для российских, так и для иностранных инвесторов. С учетом уникальности экономико-географического и геополитического положения российского Дальнего Востока, который в последнее время часто именуется как Тихоокеанская Россия, здесь имеются благоприятные возможности и для иностранных инвесторов [5, 6].
В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе утверждены Правитель- ством РФ и уже начинают функционировать 20 ТОР (рис. 2). Такие территории созда- ны во всех субъектах региона, кроме Магаданской области**. Больше всего их создано в Приморском крае – 4 ТОР, по 3 – в Амурской области, Хабаровском крае и на Сахалине, 2 ТОР – в Якутии, по 1 – на Чукотке, Камчатке и Еврейской автономной области (ЕАО), в Бурятии и Забайкальском крае. Ниже приводятся выполненные нами группировки ТОР по их специализации (табл. 1). Все эти ТОР находятся в стадии формирования, тем не менее в
** Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Рис. 2. Формирующиеся территории опережающего развития (ТОРы) в Дальневосточном федеральном округе
Fig. 2. Forming territories of advanced development (TADs) in the Far-Eastern Federal District
них в целом уже определено более 400 резидентов – различных компаний, представивших значимые инвестиционные проекты. Сейчас ведется создание инфраструктуры, а также строительство основных проектных объектов резидентов [7].
Одной из первых в 2016 г. была утверждена многоотраслевая ТОР «Надеждинская» в пригороде г. Владивосток. Большой объем проектной документации для нее был вы- полнен институтом «Приморгражданпроект», а итоговый документ, План перспективного развития ТОР, был разработан большим коллективом сотрудников Тихоокеанского инсти-
Таблица 1
Группировка территорий опережающего развития по специализации
Table 1. Grouping of the territories of advanced development according to specialization
Условные обозначения
Рис. 3. Функциональное зонирование территории и акватории Владивостокской агломерации: 1. Деловой центр (Старый город); 2. Промышленно-селитебная зона «Нового города» 1-го этапа развития; 3. Промышленно-се- литебная зона «Нового города» 2-го этапа развития; 4. Водоохранные зоны; 5. Рекреационные зоны; 6. Зоны влияния Центров агломерации 2-го порядка; 7. Территория природного парка (проектируемого); 8. «Зеленая» горно-лесная зона с водоохранными функциями; 9. Периферия Владивостокской агломерации (дачная, сельско- хозяйственная и т.п.)
Fig. 3. Functional zoning of the territory and water area of the Vladivostok agglomeration: 1. Business center (Old City);
2. Industrial-residential area of the first stage of “New City”; 3. Industrial-residential area of the second stage of “New City”; 4. Water protective areas; 5. Recreation areas; 6. Influence areas of the agglomeration centers of the 2nd order;
7. Territory of natural park (projected); 8. “Green” mountain-forest zone with water-protection functions; 9. Periphery of the Vladivostok agglomeration (garden, agricultural etc.)
тута географии ДВО РАН с участием некоторых специалистов «Приморгражданпроекта» под руководством автора этой статьи.
Разработанный План перспективного развития (ППР) Надеждинской ТОР состоит из нескольких разделов, включающих общую характеристику территории, оценку основных предпосылок и конкурентных преимуществ ее формирования, характеристику резиден- тов, обоснование приоритетных видов деятельности, обобщенную оценку экономической эффективности, а также перспектив ее пространственного развития.
В основу разработки Плана нами было положено два принципиально важных теоре- тических положения [8]. Во-первых, создание ТОР «Надеждинская» необходимо тесно
увязывать с развитием более крупной территориальной социально-экономической систе- мы (ТСЭС), в данном случае – Владивостокской. Так как эта ТОР размещается практи- чески в пригороде Владивостока, формируемые в ее составе производственные и соци- альные компоненты будут тесно взаимодействовать с компонентами ТСЭС, выделенной для Владивостока как центрального звена этой системы. Более того, формирование этой ТОР – важнейшая стадия и звено в развитии Владивостокской агломерации (рис. 3) [5, 9]. Во-вторых, само последовательное формирование этой ТОР рассматривается как раз- витие соответствующей территориальной социально-экономической системы (ТСЭС) с включением в ее структуру целого ряда новых инвестиционных проектов. Для подобных оценок и расчетов использовалась разработанная нами модель «включения–исключения»
[10] и общий алгоритм подобных оценок.
Основные стадии алгоритма заключаются в следующем. Инвестиционный проект, например некоторое проектируемое предприятие, на расчетном, модельном уровне раз- вертывается в пространственную линейно-узловую систему с расчетными оценками не- обходимых ресурсных и потребительских структурных звеньев, населения, мощностей инфраструктуры и выделением звеньев ресурсно-экологической структуры [11]. Затем производится оценка вариантов включения этой модели в структуру формируемой ТОР и в более крупную ТСЭС. При этом выполняются расчеты эффективности включения в экономической, социальной и экологической сферах (рис. 4).
Рис. 4. Схема оценки включения инвестиционного проекта в ТОР и соответствующую ТСЭС
1 – основные производства; 2 – население; 3 – инфраструктура; 4 – социальная сфера; 5 – обслуживающие производства; 6 – окружающая, в т.ч. природно-ресурсная среда
Fig. 4. Evaluation scheme of the investment project
inclusion into the TAD and appropriate TSES.
Investment project (IP); Spatial structure of IP; Territory of advanced development (TSES) including: 1 – core produc- tions, 2 – population, 3- infrastructure, 4 – social sphere, 5 – production support services, 6 – surrounding environment including natural-resources one; Evaluation of the efficiency of economic, social and ecological spheres
В ППР были представлены детальные социально-экономические характеристики Приморского края и агломерации Владивостока, в структуры которых будет включаться формируемая ТОР «Надеждинская» и ее инвестиционные проекты. Также было оценено уникальное экономико-географическое и транспортно-географическое положение райо- на ТОР «Надеждинская», которое заключается в его расположении в зоне стыка круп- ных железнодорожных, морских и автодорожных путей, авиационного узла; близости (до 200 км) ряда крупных морских портов, а также нескольких наземных транспортных выходов в КНР и КНДР; прибрежном положении самой ТОР. Важным преимуществом
Рис. 5. Положение Владивостока и ТОР «Надеждинская» в системе межгосударственных связей.
Транспортные пути приводятся по оценкам Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыска- тельского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ)
Fig. 5. Position of Vladivostok and “Nadezhdinskaya” TAG in the system of the transnational relations.
Notice: The transport routes are shown according to estimates of the Far-Eastern Marine Research, Design and Technology Institute (DNIIMF)
Таблица 2
Перспективные виды деятельности в Надеждинской ТОР и факторы их развития
Table 2. Advanced kinds of activity in the “Nadezhdinskaya” TAD and factors of their development
Для компаний-резидентов ТОР законодательно определена обширная система префе- ренций, включая налоговые каникулы резидентам на 10 лет; снижение налогов на при- быль (общая налоговая нагрузка не более 12.2 %); таможенные льготы на оборудование, технологии; создание инфраструктуры за счет федеральных и региональных средств; льготное подключение к объектам инфраструктуры; ускоренное оформление; особый режим землепользования и государственного контроля. Все эти преференции призваны обеспечить большую инвестиционную привлекательность ТОРов как для российских, так и для иностранных инвесторов. С учетом уникальности экономико-географического и геополитического положения российского Дальнего Востока, который в последнее время часто именуется как Тихоокеанская Россия, здесь имеются благоприятные возможности и для иностранных инвесторов [5, 6].
В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе утверждены Правитель- ством РФ и уже начинают функционировать 20 ТОР (рис. 2). Такие территории созда- ны во всех субъектах региона, кроме Магаданской области**. Больше всего их создано в Приморском крае – 4 ТОР, по 3 – в Амурской области, Хабаровском крае и на Сахалине, 2 ТОР – в Якутии, по 1 – на Чукотке, Камчатке и Еврейской автономной области (ЕАО), в Бурятии и Забайкальском крае. Ниже приводятся выполненные нами группировки ТОР по их специализации (табл. 1). Все эти ТОР находятся в стадии формирования, тем не менее в
** Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Рис. 2. Формирующиеся территории опережающего развития (ТОРы) в Дальневосточном федеральном округе
Fig. 2. Forming territories of advanced development (TADs) in the Far-Eastern Federal District
них в целом уже определено более 400 резидентов – различных компаний, представивших значимые инвестиционные проекты. Сейчас ведется создание инфраструктуры, а также строительство основных проектных объектов резидентов [7].
Одной из первых в 2016 г. была утверждена многоотраслевая ТОР «Надеждинская» в пригороде г. Владивосток. Большой объем проектной документации для нее был вы- полнен институтом «Приморгражданпроект», а итоговый документ, План перспективного развития ТОР, был разработан большим коллективом сотрудников Тихоокеанского инсти-
Таблица 1
Группировка территорий опережающего развития по специализации
Table 1. Grouping of the territories of advanced development according to specialization
ТОРы с многоотраслевой специализацией на основе: | |||
добычи природных ресурсов | сельского хозяйства | обрабатывающих производств | |
Амуро-Хинганская (ЕАО) Курилы Забайкалье | Белогорск (Амурская область) Приамурская (Амурская область) Южная (Сахалинская область) Камчатка | Надеждинская (Приморский край) Кангалассы (Якутия) Хабаровск Комсомольск Николаевск (Хабаровский край) | |
ТОРы с узкоотраслевой специализацией на основе: | |||
добычи природных ресурсов | сельского хозяйства | рекреации и туризма | обрабатывающих производств |
Чукотка (Чукотский АО) Южная Якутия | Михайловская (Приморский край) Бурятия | Горный воздух (Сахалинская область) | Большой Камень (Приморский край) Нефтехимический (Приморский край) Свободный (Амурская область) |
Условные обозначения
Рис. 3. Функциональное зонирование территории и акватории Владивостокской агломерации: 1. Деловой центр (Старый город); 2. Промышленно-селитебная зона «Нового города» 1-го этапа развития; 3. Промышленно-се- литебная зона «Нового города» 2-го этапа развития; 4. Водоохранные зоны; 5. Рекреационные зоны; 6. Зоны влияния Центров агломерации 2-го порядка; 7. Территория природного парка (проектируемого); 8. «Зеленая» горно-лесная зона с водоохранными функциями; 9. Периферия Владивостокской агломерации (дачная, сельско- хозяйственная и т.п.)
Fig. 3. Functional zoning of the territory and water area of the Vladivostok agglomeration: 1. Business center (Old City);
2. Industrial-residential area of the first stage of “New City”; 3. Industrial-residential area of the second stage of “New City”; 4. Water protective areas; 5. Recreation areas; 6. Influence areas of the agglomeration centers of the 2nd order;
7. Territory of natural park (projected); 8. “Green” mountain-forest zone with water-protection functions; 9. Periphery of the Vladivostok agglomeration (garden, agricultural etc.)
тута географии ДВО РАН с участием некоторых специалистов «Приморгражданпроекта» под руководством автора этой статьи.
Разработанный План перспективного развития (ППР) Надеждинской ТОР состоит из нескольких разделов, включающих общую характеристику территории, оценку основных предпосылок и конкурентных преимуществ ее формирования, характеристику резиден- тов, обоснование приоритетных видов деятельности, обобщенную оценку экономической эффективности, а также перспектив ее пространственного развития.
В основу разработки Плана нами было положено два принципиально важных теоре- тических положения [8]. Во-первых, создание ТОР «Надеждинская» необходимо тесно
увязывать с развитием более крупной территориальной социально-экономической систе- мы (ТСЭС), в данном случае – Владивостокской. Так как эта ТОР размещается практи- чески в пригороде Владивостока, формируемые в ее составе производственные и соци- альные компоненты будут тесно взаимодействовать с компонентами ТСЭС, выделенной для Владивостока как центрального звена этой системы. Более того, формирование этой ТОР – важнейшая стадия и звено в развитии Владивостокской агломерации (рис. 3) [5, 9]. Во-вторых, само последовательное формирование этой ТОР рассматривается как раз- витие соответствующей территориальной социально-экономической системы (ТСЭС) с включением в ее структуру целого ряда новых инвестиционных проектов. Для подобных оценок и расчетов использовалась разработанная нами модель «включения–исключения»
[10] и общий алгоритм подобных оценок.
Основные стадии алгоритма заключаются в следующем. Инвестиционный проект, например некоторое проектируемое предприятие, на расчетном, модельном уровне раз- вертывается в пространственную линейно-узловую систему с расчетными оценками не- обходимых ресурсных и потребительских структурных звеньев, населения, мощностей инфраструктуры и выделением звеньев ресурсно-экологической структуры [11]. Затем производится оценка вариантов включения этой модели в структуру формируемой ТОР и в более крупную ТСЭС. При этом выполняются расчеты эффективности включения в экономической, социальной и экологической сферах (рис. 4).
Рис. 4. Схема оценки включения инвестиционного проекта в ТОР и соответствующую ТСЭС
1 – основные производства; 2 – население; 3 – инфраструктура; 4 – социальная сфера; 5 – обслуживающие производства; 6 – окружающая, в т.ч. природно-ресурсная среда
Fig. 4. Evaluation scheme of the investment project
inclusion into the TAD and appropriate TSES.
Investment project (IP); Spatial structure of IP; Territory of advanced development (TSES) including: 1 – core produc- tions, 2 – population, 3- infrastructure, 4 – social sphere, 5 – production support services, 6 – surrounding environment including natural-resources one; Evaluation of the efficiency of economic, social and ecological spheres
В ППР были представлены детальные социально-экономические характеристики Приморского края и агломерации Владивостока, в структуры которых будет включаться формируемая ТОР «Надеждинская» и ее инвестиционные проекты. Также было оценено уникальное экономико-географическое и транспортно-географическое положение райо- на ТОР «Надеждинская», которое заключается в его расположении в зоне стыка круп- ных железнодорожных, морских и автодорожных путей, авиационного узла; близости (до 200 км) ряда крупных морских портов, а также нескольких наземных транспортных выходов в КНР и КНДР; прибрежном положении самой ТОР. Важным преимуществом
Рис. 5. Положение Владивостока и ТОР «Надеждинская» в системе межгосударственных связей.
Транспортные пути приводятся по оценкам Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыска- тельского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ)
Fig. 5. Position of Vladivostok and “Nadezhdinskaya” TAG in the system of the transnational relations.
Notice: The transport routes are shown according to estimates of the Far-Eastern Marine Research, Design and Technology Institute (DNIIMF)
Таблица 2
Перспективные виды деятельности в Надеждинской ТОР и факторы их развития
Table 2. Advanced kinds of activity in the “Nadezhdinskaya” TAD and factors of their development