Файл: Изучение территориальных социальноэкономических.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
их структурные связи, сопряжения и взаимозависимости.

Для компаний-резидентов ТОР законодательно определена обширная система префе- ренций, включая налоговые каникулы резидентам на 10 лет; снижение налогов на при- быль (общая налоговая нагрузка не более 12.2 %); таможенные льготы на оборудование, технологии; создание инфраструктуры за счет федеральных и региональных средств; льготное подключение к объектам инфраструктуры; ускоренное оформление; особый режим землепользования и государственного контроля. Все эти преференции призваны обеспечить большую инвестиционную привлекательность ТОРов как для российских, так и для иностранных инвесторов. С учетом уникальности экономико-географического и геополитического положения российского Дальнего Востока, который в последнее время часто именуется как Тихоокеанская Россия, здесь имеются благоприятные возможности и для иностранных инвесторов [5, 6].

В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе утверждены Правитель- ством РФ и уже начинают функционировать 20 ТОР (рис. 2). Такие территории созда- ны во всех субъектах региона, кроме Магаданской области**. Больше всего их создано в Приморском крае – 4 ТОР, по 3 – в Амурской области, Хабаровском крае и на Сахалине, 2 ТОР в Якутии, по 1 на Чукотке, Камчатке и Еврейской автономной области (ЕАО), в Бурятии и Забайкальском крае. Ниже приводятся выполненные нами группировки ТОР по их специализации (табл. 1). Все эти ТОР находятся в стадии формирования, тем не менее в
** Федеральный закон от 29.12.2014 г. 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».




Рис. 2. Формирующиеся территории опережающего развития (ТОРы) в Дальневосточном федеральном округе

Fig. 2. Forming territories of advanced development (TADs) in the Far-Eastern Federal District
них в целом уже определено более 400 резидентов различных компаний, представивших значимые инвестиционные проекты. Сейчас ведется создание инфраструктуры, а также строительство основных проектных объектов резидентов [7].

Одной из первых в 2016 г. была утверждена многоотраслевая ТОР «Надеждинская» в пригороде г. Владивосток. Большой объем проектной документации для нее был вы- полнен институтом «Приморгражданпроект», а итоговый документ, План перспективного развития ТОР, был разработан большим коллективом сотрудников Тихоокеанского инсти-

Таблица 1

Группировка территорий опережающего развития по специализации

Table 1. Grouping of the territories of advanced development according to specialization


ТОРы с многоотраслевой специализацией на основе:

добычи природных ресурсов

сельского хозяйства

обрабатывающих производств

Амуро-Хинганская (ЕАО)

Курилы Забайкалье

Белогорск (Амурская область) Приамурская (Амурская область) Южная (Сахалинская область) Камчатка

Надеждинская (Приморский край)

Кангалассы (Якутия) Хабаровск Комсомольск

Николаевск (Хабаровский край)

ТОРы с узкоотраслевой специализацией на основе:

добычи природных ресурсов

сельского хозяйства

рекреации и туризма

обрабатывающих производств

Чукотка (Чукотский АО)

Южная Якутия

Михайловская (Приморский край)

Бурятия

Горный воздух (Сахалинская область)

Большой Камень (Приморский край) Нефтехимический (Приморский край) Свободный (Амурская область)


Условные обозначения





Рис. 3. Функциональное зонирование территории и акватории Владивостокской агломерации: 1. Деловой центр (Старый город); 2. Промышленно-селитебная зона «Нового города» 1-го этапа развития; 3. Промышленно-се- литебная зона «Нового города» 2-го этапа развития; 4. Водоохранные зоны; 5. Рекреационные зоны; 6. Зоны влияния Центров агломерации 2-го порядка; 7. Территория природного парка (проектируемого); 8. «Зеленая» горно-лесная зона с водоохранными функциями; 9. Периферия Владивостокской агломерации (дачная, сельско- хозяйственная и т.п.)

Fig. 3. Functional zoning of the territory and water area of the Vladivostok agglomeration: 1. Business center (Old City);

2. Industrial-residential area of the first stage of “New City”; 3. Industrial-residential area of the second stage of “New City”; 4. Water protective areas; 5. Recreation areas; 6. Influence areas of the agglomeration centers of the 2nd order;

7. Territory of natural park (projected); 8. “Green” mountain-forest zone with water-protection functions; 9. Periphery of the Vladivostok agglomeration (garden, agricultural etc.)

тута географии ДВО РАН с участием некоторых специалистов «Приморгражданпроекта» под руководством автора этой статьи.

Разработанный План перспективного развития (ППР) Надеждинской ТОР состоит из нескольких разделов, включающих общую характеристику территории, оценку основных предпосылок и конкурентных преимуществ ее формирования, характеристику резиден- тов, обоснование приоритетных видов деятельности, обобщенную оценку экономической эффективности, а также перспектив ее пространственного развития.

В основу разработки Плана нами было положено два принципиально важных теоре- тических положения [8]. Во-первых, создание ТОР «Надеждинская» необходимо тесно
увязывать с развитием более крупной территориальной социально-экономической систе- мы (ТСЭС), в данном случае – Владивостокской. Так как эта ТОР размещается практи- чески в пригороде Владивостока, формируемые в ее составе производственные и соци- альные компоненты будут тесно взаимодействовать с компонентами ТСЭС, выделенной для Владивостока как центрального звена этой системы. Более того, формирование этой ТОР важнейшая стадия и звено в развитии Владивостокской агломерации (рис. 3) [5, 9]. Во-вторых, само последовательное формирование этой ТОР рассматривается как раз- витие соответствующей территориальной социально-экономической системы (ТСЭС) с включением в ее структуру целого ряда новых инвестиционных проектов. Для подобных оценок и расчетов использовалась разработанная нами модель «включения–исключения»

[10] и общий алгоритм подобных оценок.

Основные стадии алгоритма заключаются в следующем. Инвестиционный проект, например некоторое проектируемое предприятие, на расчетном, модельном уровне раз- вертывается в пространственную линейно-узловую систему с расчетными оценками не- обходимых ресурсных и потребительских структурных звеньев, населения, мощностей инфраструктуры и выделением звеньев ресурсно-экологической структуры [11]. Затем производится оценка вариантов включения этой модели в структуру формируемой ТОР и в более крупную ТСЭС. При этом выполняются расчеты эффективности включения в экономической, социальной и экологической сферах (рис. 4).




Рис. 4. Схема оценки включения инвестиционного проекта в ТОР и соответствующую ТСЭС

1 – основные производства; 2 – население; 3 – инфраструктура; 4 – социальная сфера; 5 – обслуживающие производства; 6 – окружающая, в т.ч. природно-ресурсная среда

Fig. 4. Evaluation scheme of the investment project
inclusion into the TAD and appropriate TSES.

Investment project (IP); Spatial structure of IP; Territory of advanced development (TSES) including: 1 – core produc- tions, 2 – population, 3- infrastructure, 4 – social sphere, 5 – production support services, 6 – surrounding environment including natural-resources one; Evaluation of the efficiency of economic, social and ecological spheres
В ППР были представлены детальные социально-экономические характеристики Приморского края и агломерации Владивостока, в структуры которых будет включаться формируемая ТОР «Надеждинская» и ее инвестиционные проекты. Также было оценено уникальное экономико-географическое и транспортно-географическое положение райо- на ТОР «Надеждинская», которое заключается в его расположении в зоне стыка круп- ных железнодорожных, морских и автодорожных путей, авиационного узла; близости (до 200 км) ряда крупных морских портов, а также нескольких наземных транспортных выходов в КНР и КНДР; прибрежном положении самой ТОР. Важным преимуществом



Рис. 5. Положение Владивостока и ТОР «Надеждинская» в системе межгосударственных связей.

Транспортные пути приводятся по оценкам Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыска- тельского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ)

Fig. 5. Position of Vladivostok and “Nadezhdinskaya” TAG in the system of the transnational relations.

Notice: The transport routes are shown according to estimates of the Far-Eastern Marine Research, Design and Technology Institute (DNIIMF)

Таблица 2

Перспективные виды деятельности в Надеждинской ТОР и факторы их развития

Table 2. Advanced kinds of activity in the “Nadezhdinskaya” TAD and factors of their development