ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перспективные виды деятельности | Факторы, благоприятствующие развитию перспективных видов деятельности, в т.ч. | |||||
Природно-ресурс- ный потенциал | Научно-техниче- ский потенциал | Кооперация с хозяй- ством окружения | Наличие и подго- товка профессио- нальных кадров | Ориентация на местные рынки (им- портозамещение) | Международные связи, в т.ч. экс- портная ориентация | |
Производство строительных материалов | + + | + + | ++ | + + | + + | + |
Пищевая промышленность, в.ч. рыбообработка | ++ | + + | + | + + | + + | ++ |
Легкая промышленность, в т.ч. рабочая одежда | – | + | + | + | + + | – |
Транспортно-логистические | + (террито- рии) | + + | + + | + + | + + | ++ |
Океаническое машиностроение, в т.ч. производство подводных роботов | - | + + | + | + + | + + | ++ |
Оборудование для марикультуры, в т.ч. комплектное | + | + + | + | ++ | + + | ++ |
Теплоэнергетика (ТЭЦ на газе) | + + (газ) | + | ++ | + | ++ | – |
Глубоководный порт | + + | + | – | + + | + + | ++ |
Автомобильный завод (перенос из Владивостока) | + (террито- рии) | + | + | + | + + | + |
Примечание: (–) – роль фактора отсутствует; (+) – роль фактора имеется; (++) – роль фактора значительна.
ТОР «Надеждинская» является ее центральное положение в системе межгосударственных связей (рис. 5).
В виде кругов на рис. 5 выделены условные трансграничные рыночные зоны для то- варов и услуг, произведенных в районе Владивостока и ТОР «Надеждинская». Эти зоны охватывают наиболее освоенные российские районы Приморья и Приамурья, а также за- рубежные сегменты – развивающиеся районы Северо-Восточного Китая и Корейского по- луострова – и доходят до Японии.
Из проблемных сторон отмечена недостаточная инфраструктурная обустроенность района ТОР, а также возможная нехватка трудовых ресурсов, несмотря на их определен- ное наличие в существующих звеньях ТСЭС – в ближайших городах Владивосток и Ар- тем, в Надеждинском районе.
Важнейшей частью ППР является обоснование приоритетных видов деятельности в ТОР. С этой целью нами были проанализированы имеющиеся Программы долгосрочного развития Дальневосточного региона, Приморского края, Владивостока и его агломерации. Кроме того, были привлечены имеющиеся инновационные разработки институтов ДВО РАН, ДВФУ и других научных центров [12]. На этой основе предварительно были вы- делены приоритетные виды деятельности в ТОР, а затем оценены основные факторы их развития, потенциальные региональные и международные рынки (табл. 2).
Для ряда приоритетных видов деятельности проводился анализ зарубежных рынков, в основном в АТР. В итоге были выделены основные приоритетные виды деятельности, рекомендуемые в ТОР «Надеждинская» (табл. 3).
Таблица 3
Приоритетные крупные потенциальные резиденты ТОР «Надеждинская»
Table 3. Priority large potential residents of “Nadezhdinskaya” TAD
№ п/п | Потенциальные резиденты | Объем инвестиций, млрд руб. | Число занятых, чел. | ||
1 | Крупный транспортно-логистический центр | 4.5 | 1550 | ||
2 | Кластер по конструированию и производству подводных роботов | 65 | 1500 | ||
3 | Автосборочная компания «Соллерс» | 40 | 2000 | ||
4 | Автомобильная компания по производству электромобилей | 35 | 1500 | ||
5 | Компания по производству комплектного оборудования для марикультуры | 15 | 1200 | ||
6 | Биотехнопарк (кластерного типа), включая глубокую рыбообработку | 15 | 950 | ||
7 | Компания по производству строительных конструкций для жилых домов | 3.2 | 420 | ||
8 | Фармацевтическая компания | 25 | 900 | ||
9 | Кондитерская компания | 16 | 800 | ||
10 | Глубоководный порт | 150 | 500 | ||
11 | Кластер по производству муки, хлебобулочных изделий и полуфабрикатов | 20 | 1500 | ||
Итого: | 388.7 | 12 820 |
Для их размещения, а также для развития необходимой социальной инфраструктуры нами были выделены 7 возможных площадок ТОР (рис. 6).
Важнейшим разделом ППР являются прогнозные оценки стадий развития ТОР и оцен- ки экономической эффективности. Было выделено 3 стадии развития: 1) 2016–2018 гг.;
-
2019–2028 гг.; 3) 2029–2035 гг. и далее. Для этих стадий рассчитывались прогнозные значения количества резидентов по видам деятельности, инвестиции, рабочие места, воз- можные объемы бюджетного финансирования и налоговые поступления в бюджеты. Так- же рассчитывались необходимые инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу.
В целом, сделанные обобщенные прогнозы показывают высокую возможную эффек- тивность этой ТОР, например привлечение до 15 руб. частных инвестиций на 1 руб. вло- женных бюджетных средств в инфраструктуру, а сроки окупаемости этих инвестиций у
Рис. 6. Схема пространственного развития ТОР «Надеждинская» и создания транспортной инфраструктуры (оценки Приморгражданпроекта): 1. Автомобильные дороги федерального значения (реконструкция); 2. Автомо- бильные дороги регионального или межмуниципального значения (существующие); 3. Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (проектируемые); 4. Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (реконструируемые); 5. Железнодорожные пути (существующие); 6. Желез- нодорожные пути (проектируемые)
Fig. 6. Scheme of the spatial development of “Nadezhdinskaya” TAG and creation of the transport infrastructure (evaluation of “Primorgrazhdanproekt”): 1. Federal highways (reconstruction); 2. Regional or inter-municipal motorways (projected). 3. Regional or inter-municipal motorways (projected). 4. Regional or inter-municipal
motorways (reconstructed). 5. Railways (existent). 6. Railways (projected)
Таблица 4
Основные проблемы в формировании ТОР Дальнего Востока Table 4. Main problems in establishing of TADs of the Far East
Основные проблемы | Негативные последствия в пределах: | |
Соответствующих ТОР | В регионе (крае, области) | |
1. Сокращение налогооблагаемой базы из-за преференций в ТОРах | + | ++ |
2. Необоснованно выделенные приоритетные виды деятельности | + | + |
3. Конкурентные отношения существующих до формирования ТОР компаний с новыми резидентами | + | + |
4. Создание в ТОР видов деятельности (и резидентов), не являющихся приоритетными | + | ++ |
5. Невыполнение планов формирования инфраструктуры за счет федерального и региональных бюджетов | ++ | – |
6. Нарушение резидентами сроков ввода в действие новых производств и видов деятельности | + | + |
7. Нарушения пропорций в развитии социальной сферы. | ++ | + |
Примечание. (+) – наличие проблемы; (++) – наличие значительных проблем; (–) – отсутствие проблемы.
резидентов могут составить 7–8 лет. В целом может быть создано