Файл: Изучение территориальных социальноэкономических.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Перспективные виды деятельности

Факторы, благоприятствующие развитию перспективных видов деятельности, в т.ч.


Природно-ресурс- ный потенциал

Научно-техниче- ский потенциал

Кооперация с хозяй- ством окружения

Наличие и подго- товка профессио- нальных кадров

Ориентация на местные рынки (им- портозамещение)

Международные связи, в т.ч. экс- портная ориентация

Производство строительных материалов

+ +

+ +

++

+ +

+ +

+

Пищевая промышленность, в.ч. рыбообработка

++

+ +

+

+ +

+ +

++

Легкая промышленность, в т.ч. рабочая одежда



+

+

+

+ +



Транспортно-логистические

+

(террито- рии)

+ +

+ +

+ +

+ +

++

Океаническое машиностроение, в т.ч. производство подводных роботов

-

+ +

+

+ +

+ +

++

Оборудование для марикультуры, в т.ч. комплектное

+

+ +

+

++

+ +

++

Теплоэнергетика (ТЭЦ на газе)

+ +

(газ)

+

++

+

++



Глубоководный порт

+ +

+



+ +

+ +

++

Автомобильный завод (перенос из Владивостока)

+

(террито- рии)

+

+

+

+ +

+


Примечание: (–) роль фактора отсутствует; (+) роль фактора имеется; (++) роль фактора значительна.

ТОР «Надеждинская» является ее центральное положение в системе межгосударственных связей (рис. 5).

В виде кругов на рис. 5 выделены условные трансграничные рыночные зоны для то- варов и услуг, произведенных в районе Владивостока и ТОР «Надеждинская». Эти зоны охватывают наиболее освоенные российские районы Приморья и Приамурья, а также за- рубежные сегменты развивающиеся районы Северо-Восточного Китая и Корейского по- луострова – и доходят до Японии.

Из проблемных сторон отмечена недостаточная инфраструктурная обустроенность района ТОР, а также возможная нехватка трудовых ресурсов, несмотря на их определен- ное наличие в существующих звеньях ТСЭС – в ближайших городах Владивосток и Ар- тем, в Надеждинском районе.

Важнейшей частью ППР является обоснование приоритетных видов деятельности в ТОР. С этой целью нами были проанализированы имеющиеся Программы долгосрочного развития Дальневосточного региона, Приморского края, Владивостока и его агломерации. Кроме того, были привлечены имеющиеся инновационные разработки институтов ДВО РАН, ДВФУ и других научных центров [12]. На этой основе предварительно были вы- делены приоритетные виды деятельности в ТОР, а затем оценены основные факторы их развития, потенциальные региональные и международные рынки (табл. 2).

Для ряда приоритетных видов деятельности проводился анализ зарубежных рынков, в основном в АТР. В итоге были выделены основные приоритетные виды деятельности, рекомендуемые в ТОР «Надеждинская» (табл. 3).
Таблица 3

Приоритетные крупные потенциальные резиденты ТОР «Надеждинская»

Table 3. Priority large potential residents of “Nadezhdinskaya” TAD

п/п


Потенциальные резиденты

Объем инвестиций, млрд руб.

Число занятых, чел.

1

Крупный транспортно-логистический центр

4.5

1550

2

Кластер по конструированию и производству подводных роботов

65

1500

3

Автосборочная компания «Соллерс»

40

2000

4

Автомобильная компания по производству электромобилей

35

1500

5

Компания по производству комплектного оборудования для марикультуры

15

1200

6

Биотехнопарк (кластерного типа), включая глубокую рыбообработку

15

950

7

Компания по производству строительных конструкций для жилых домов

3.2

420

8

Фармацевтическая компания

25

900

9

Кондитерская компания

16

800

10

Глубоководный порт

150

500

11

Кластер по производству муки, хлебобулочных изделий и полуфабрикатов

20

1500

Итого:

388.7

12 820



Для их размещения, а также для развития необходимой социальной инфраструктуры нами были выделены 7 возможных площадок ТОР (рис. 6).

Важнейшим разделом ППР являются прогнозные оценки стадий развития ТОР и оцен- ки экономической эффективности. Было выделено 3 стадии развития: 1) 2016–2018 гг.;

  1. 2019–2028 гг.; 3) 2029–2035 гг. и далее. Для этих стадий рассчитывались прогнозные значения количества резидентов по видам деятельности, инвестиции, рабочие места, воз- можные объемы бюджетного финансирования и налоговые поступления в бюджеты. Так- же рассчитывались необходимые инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу.

В целом, сделанные обобщенные прогнозы показывают высокую возможную эффек- тивность этой ТОР, например привлечение до 15 руб. частных инвестиций на 1 руб. вло- женных бюджетных средств в инфраструктуру, а сроки окупаемости этих инвестиций у



Рис. 6. Схема пространственного развития ТОР «Надеждинская» и создания транспортной инфраструктуры (оценки Приморгражданпроекта): 1. Автомобильные дороги федерального значения (реконструкция); 2. Автомо- бильные дороги регионального или межмуниципального значения (существующие); 3. Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (проектируемые); 4. Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (реконструируемые); 5. Железнодорожные пути (существующие); 6. Желез- нодорожные пути (проектируемые)

Fig. 6. Scheme of the spatial development of “Nadezhdinskaya” TAG and creation of the transport infrastructure (evaluation of “Primorgrazhdanproekt”): 1. Federal highways (reconstruction); 2. Regional or inter-municipal motorways (projected). 3. Regional or inter-municipal motorways (projected). 4. Regional or inter-municipal
motorways (reconstructed). 5. Railways (existent). 6. Railways (projected)
Таблица 4

Основные проблемы в формировании ТОР Дальнего Востока Table 4. Main problems in establishing of TADs of the Far East


Основные проблемы

Негативные последствия в пределах:

Соответствующих ТОР

В регионе (крае, области)

1. Сокращение налогооблагаемой базы из-за преференций в ТОРах

+

++

2. Необоснованно выделенные приоритетные виды деятельности

+

+

3. Конкурентные отношения существующих до формирования ТОР компаний с новыми резидентами

+

+

4. Создание в ТОР видов деятельности резидентов), не являющихся приоритетными

+

++

5. Невыполнение планов формирования инфраструктуры за счет федерального и региональных бюджетов


++




6. Нарушение резидентами сроков ввода в действие новых производств и видов деятельности

+

+

7. Нарушения пропорций в развитии социальной сферы.

++

+

Примечание. (+) наличие проблемы; (++) наличие значительных проблем; (–) отсутствие проблемы.

резидентов могут составить 7–8 лет. В целом может быть создано