Файл: Проблемы назначения и предоставления пособия по временной нетрудоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1824

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Молодые работники объективно, в силу возраста не могут иметь длительный стаж, как непрерывный, так и страховой. Стаж в восемь лет можно заработать к 25-28 годам, начав трудовую деятельность в 18-20 лет.

Размер пособия по временной нетрудоспособности будет рассчитан исходя из минимального размера оплаты труда. Сумма которого в 2023 году составляет 16 242,00 рубля в месяц [14].

Низкие пособия по временной нетрудоспособности для сравнительно молодых граждан, должна тревожить всех и прежде всего властные структуры, учитывая, что она отражается, в частности, на репродуктивном поведении молодежи, желании создавать семью, иметь детей и т. д. Ее нужно менять как можно быстрее, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране.

Следует отметить еще одну новеллу в законодательстве, напрямую связанную со стажем. Суть ее заключается в том, что пособие по временной нетрудоспособности застрахованным, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом. МРОТ постепенно повышается, но он все еще, как отмечалось, ниже прожиточного минимума. Ситуация, противоречащая Конституции страны и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., гарантирующему каждому работнику право на достаточный уровень жизни. Норма, предусматривающая выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере не выше федерального МРОТ, если трудовой стаж работника не достигает шести месяцев, приводит к существенному ограничению имевшихся ранее прав, в частности, всех молодых специалистов, начинающих трудовую деятельность. Их пособие составляет всего 16 242,00 руб. Между тем при заработке, допустим, 35 тыс. руб. пособие, исчисленное по ранее действовавшим правилам, составляло бы 20 тыс. руб., т. е. выше [14].

Еще одной проблемой стала отмена пособия по временной нетрудоспособности для застрахованных, имеющих трех и более детей до 16 лет (учащихся – до 18 лет), в размере 100 % заработка. Ситуация плачевная, в условиях демографического криза в России, резкого, беспрецедентного снижения рождаемости, бедности большинства семей, где два, а порой три и более ребенка. Отметить, что застрахованный, имеющий троих детей в указанном возрасте, зачастую получает теперь пособие в размере МРОТ вместо полноценного пособия в размере его фактического заработка, который может достигать 55 833 руб. (разница десятикратная). Это грубейшая ошибка, подлежащая, как представляется, незамедлительному исправлению.


Анализ практики функционирования системы предоставления пособий позволяет сделать вывод, что застрахованные лица в настоящее время нередко сталкиваются с проблемами при получении пособий по временной нетрудоспособности. Как правило, эти проблемы вызваны либо недобросовестным поведением работодателей, отсутствием у них достаточного для выплаты пособий количества денежных средств на момент обращения застрахованного лица, совершенными ошибками медицинскими организациями в документах предоставленными гражданину для получения пособий, недоработка системы пособий по уходу за больным членом семьи. Также отдельно отмечается факт разных уровней пособий, в разных субъектах Российской Федерации и для разных категорий населения. Одними из самых незащищённых являются молодые люди, чей стаж, для расчёта пособия, не может быть большим, в силу их возраста.

На сегодняшний день в Российской Федерации назрела объективная потребность в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в области обязательного социального страхования.
3.2 Рекомендации по улучшению предоставления пособия по временной нетрудоспособности
Сложившиеся проблема обеспечения граждан пособиями по временной нетрудоспособности требуют проведения комплексных мероприятий в социальной сфере.

Проблемы, связанные с работодателями должны регулироваться увеличением материальной ответственности Фондом за затягивание и уклонение от выплаты гражданам пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Путем создания законодательного пространства, в котором формальное существование юридических лиц будет невозможным или нецелесообразным. Поскольку реальными полномочиями в решении вопроса о прекращении или продолжении деятельности юридического лица располагают только его собственники (учредители), представляется целесообразным установление их субсидиарной ответственности по долгам юридических лиц по выплате пособий работающим в них застрахованным гражданам. Либо установление иных мер ответственности учредителей юридических лиц, вплоть до уголовной, за невыплату пособий, которые бы стимулировали учредителей своевременно обеспечивать выплату пособий, а в случае необходимости обращаться за выделением соответствующих средств на выплату пособий из Социального Фонда России [9].

В целях устранения пробела в законодательстве об обеспечении социальными пособиями предлагается сформулировать более подробное определение понятия «член семьи» хотя бы на уровне подзаконного правового акта. И перечень лиц, составляющих данное понятие, должен быть открытым.



Ввиду отсутствия на сегодняшний день легальной дефиниции «член семьи» в законодательстве об обеспечении социальными пособиями представляется необходимым исключить из Порядка выдачи листков нетрудоспособности формулировку «иной родственник», ограничившись формулировкой «другое лицо, фактически осуществляющее уход».

Поскольку понятия «обстановка в семье» и «интересы больного» носят оценочный характер, представляется целесообразным закрепить право медицинского работника на такую оценку в Порядке выдачи листков нетрудоспособности.

Предлагается внести уточнения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», которые бы позволяли даже при однократном случае нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком, страдающим одним из тяжелейших заболеваний из Перечня, предоставить право на увеличение суммарной продолжительности выплаты пособия по всем случаям ухода за этим ребенком, в том числе в связи с другими, менее тяжелыми заболеваниями, что являлось бы гуманным и справедливым, учитывало бы реальность, при которой дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, имеют сниженный иммунитет и подвержены большему риску получить другое заболевание [5].

Статья 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в настоящее время не ограничивает продолжительность периода выплаты пособия по уходу за ребенком при новообразованиях [5].

Перечень заболеваний содержит норму о максимальном 90-дневном периоде выплаты пособия по уходу за детьми в возрасте до 7 лет по всем случаям ухода при возникновении у них онкологических заболеваний в связи с указанными заболеваниями. Понятно, что в этой части действует норма Федерального закона как обладающая более высокой юридической силой, но на практике медицинские работники руководствуются Перечнем заболеваний. В связи с этим необходимо привести положения Перечня заболеваний в соответствие с действующей редакцией Федерального закона [5, 7].

Проблема не оплаты нахождения в стационарном лечебно-профилактическом с ребенком учреждении быть устранена внесением изменений в ч. 5 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», согласно которой одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи, находящемуся с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, будет предоставлено право на получение пособия за весь период пребывания в таком учреждении [5].


На сегодняшний день сходная норма содержится в законодательстве Республики Беларусь. Так, в соответствии с положениями ст. 18 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-3 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» при оказании ребенку в возрасте до 5 лет медицинской помощи в стационарных условиях пособие, назначается на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения. При оказании медицинской помощи на условиях стационара ребенку в возрасте от 5 до 14 лет, ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, – на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения, в течение которого он нуждается в уходе [8].

Необходимо дополнить п. 36 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, предоставив право застрахованным лицам попеременно осуществлять уход за взрослым членом семьи в рамках срока, установленного Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [5, 7].

Так же стоит отметить проблему низких пособий для молодежи. Для решения этой проблемы следует установить по примеру ряда других стран равные размеры пособия по временной нетрудоспособности для всех застрахованных. Оно полностью соответствует Конституции РФ, ее ст. 19, и Конвенции № 102 [1, 2].

И в целом, реформирование существующей системы социальных пособий с целью повышения их адресности – один из возможных путей повышения эффективности социальной защиты. Однако этот путь требует значительных издержек, связанных с изменением порядка предоставления каждой выплаты, с переходом к принципу учёта нуждаемости по каждой выплате отдельно.

Значительная часть решений, формирующих обязательства по выплатам различных социальных пособий и компенсаций, сосредоточена на федеральном уровне и оформлена в виде федеральных законов. Между тем, подавляющее большинство этих выплат возложено на субъекты Российской Федерации. При этом на региональном уровне на практике остаются очень ограниченные возможности изменить эти выплаты и приспособить их к своим потребностям.

Поэтому в сфере социальных пособий и компенсаций требуется расширение самостоятельности субъектов Российской Федерации в принятии решений относительно того, какие выплаты на территории субъекта действительно нужны, в каких объемах и в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения.


Переход к предоставлению адресных социальных выплат нуждающимся требует постепенности и соблюдения принципа социальной справедливости. Непродуманные и поспешные действия в этой области могут вызвать отрицательную реакцию населения.

Таким образом, названные проблемы могут быть решены с помощью устранения неоднозначности толкования правовых норм и усиления государственного контроля. Только когда работникам, работодателям и другим субъектам соответствующих правоотношений будет предельно ясен круг их прав и обязанностей, будет возможна реализация права граждан в области назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности на должном уровне.

  1. Конвенция № 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1952)

  2. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022 // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации – Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой

  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)

  5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

  6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 84н «Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем за 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанными заболеваниями»

  7. Приказ Минздрава РФ от 23.11.2021 № 1089Н «об утверждении условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством российской федерации»

  8. Закон Республики Беларусь № 7-З от 29.12.2012. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей

  9. Пушинин А.В. Совершенствование механизма начисления пособий по временной нетрудоспособности URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49542918_56716287.pdf

  10. Бусыгина Ю.О. Расчет и оплата больничного листа работникам в 2022 году. URL: https://https://school.kontur.ru/publications/378

  11. Л. В. ЗАЙЦЕВА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ URL: https://center-bereg.ru/c282.html?ysclid=lh7idciopb748328185

  12. Бухгалтерия.ру URL: https://www.buhgalteria.ru/article/novye-shtrafy-fss-s-1-yanvarya-2022-goda-dolzhen-znat-kazhdyy-bukhgalter?ysclid=lh7hqn73cg790640526

  13. «КонсультантПлюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты URL: https://www.consultant.ru/

  14. Социальный фонд России URL: https://sfr.gov.ru/?https://r54.fss.ru&ysclid=lgvygvusoh459874007

  15. Информационно-справочная система URL: https://www.audar-info.ru/na/article/view/type_id/7/doc_id/20445/?ysclid=lgwbmelt58637289113