Файл: Типы коммуникации участников в процессе управления проектной деятельностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый проектный цикл состоит из взаимообогащающих последовательных этапов, направленных на развитие и воспитание обучаемых, постоянно совершенствующихся и изменяющихся. В процессе работы над проектом важен контроль и обсуждение выполнения каждого его этапа, где участник представляет свою «рабочую папку» с материалами, наработанными по индивидуальному плану в реализации проекта; принимаются решения для дальнейшей деятельности. Установление систематической обратной связи в процессе проектирования – важное условие в профессиональной подготовке педагога к реализации проектно-организаторской функции педагогической деятельности.

  1. Структура деятельности педагогов в реализации проектно-организаторской функции.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский):

  • усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

  • подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

  • определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

  • распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

  • внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

  • учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

  • работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

  • итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).

Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. В связи с этим конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.


Однако, несмотря на отстраненность организаторской деятельности детей, эта деятельность обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Тем не менее основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяет ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда и организаторская деятельность включает в себя различные методы, средства и прием психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Задание 2. Проанализировать программы УМК «Планета знаний», «Гармония», «Перспектива», «Перспективная начальная школа», «Школа 2100», «Школа России» и др. (по выбору) с точки зрения организации проектной деятельности младших школьников (анализ программ в свободной форме).

Согласно требованиям ФГОС, дети готовят свои первые проекты под руководством учителя, начиная с первого класса. Однако дети должны быть готовы к этому новому типу обучения. Это новое не только для детей, но и для большинства родителей. Родители детей также несут ответственность за подготовку проекта, то есть за выбор лучшей темы и помощь в обосновании своего выбора; за помощь ребенку в генерировании как можно большего количества идей, их записи и систематизации; за помощь ребенку в обобщении самого важного и передаче этого другим. Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, что «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Именно такая школа будет достойна России».



Преподавание основано на постоянном пробуждении и поддержке творческого потенциала детей. При этом предпочтение отдается проблемно-ориентированному и исследовательскому подходу. Они открывают новые качества в знакомых предметах и создают почву для развития таких ценных качеств, как ассоциативное мышление и творческое воображение.

В учебниках нового поколения проектная деятельность определяется курсом и темой. Возьмем пример исследовательской деятельности в курсе литературного чтения. Такая работа может быть организована в рамках определенной темы. Например, тема «Жили-были буквы» («Литературное чтение», 1 класс) предполагает проектную деятельность по созданию музея «Город букв». Дети учатся ставить цели, планировать деятельность, выполнять проекты (поделки, рисунки) и представлять результаты своей деятельности. Преимущество этого подхода заключается в том, что есть рамки, которые задают направление деятельности. Дети понимают цели своей деятельности и способы их достижения.

Конкретное произведение, прочитанное в классе, может стать основой для проекта. Поэтому анализ художественных произведений направлен не только на определение характеристик персонажей, тем и идей произведения, но и на возможность выявления проблем и различных вопросов, которые могут быть решены детьми, группами детей или проектной деятельностью класса. Анализ сказки «Теремок» выявил проблему: «Теремок разрушили, потому что он не подходит для того, чтобы в нем жили животные из сказки». Была задана тема индивидуального проекта: «Вычисление площади теремка». Решение проблемы: изучить строение теремка как жилища, изучить особенности жизни животных в природе и определить метод вычисления площади. Данная проблема решалась в ходе деятельности: поисковой (поиск различных вариантов сказок), художественной аппликации (изготовление модели теремка) и литературной аппликации (придумывание сказки, в которой отношения между животными строятся на дружбе).

Основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения. Так в теме «Сказки, загадки, небылицы» дети узнали загадки и потешки о кошках. А в теме «О братьях наших меньших» авторами учебника представлены художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к кошкам, и произведение – энциклопедическая статья. В этих произведениях о кошке рассказывается по-разному. Темой группового исследования становится «кошки в жизни и творчестве человека».


Работа над проектами — это один из способов участия учащихся в социально нормированной деятельности, где они учатся определять границы своей самостоятельности и ответственности.

Техника учебных проектов также имеет большой воспитательный потенциал в плане нравственного, коммуникативного, правового, интеллектуального, информационного и художественного культурного развития, адаптации к современной жизни и развития самостоятельности.

Тематика учебных проектов, предложенных авторами УМК «Школа России» может быть расширена. Вдумчивый анализ художественных произведений учителем позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения. 

Необходимо подчеркнуть, что достижение результатов, предъявляемых ФГОС начального общего образования, обеспечивается эффективным учебно-методическим комплексом «Школа России». Созданный в 2001 году и получивший самое широкое признание в школах, он успешно развивается и совершенствуется, в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС. Авторы УМК «Школа России» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность.

Список литературы

1. Мазур, И. И. Управление проектами: учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – М. : Омега-Л, 2005.

2. Методическое пособие по разработке систем управления проектами. – М. : МГСУ-Инфосервис, 1994.

3. Нанасов, П. С. Управление проектом: учеб. пособие / П. С. Нанасов. – М. : АСВ, 2002.

4. Управление проектами / под ред. Д. А. Рассел. – М. : ДМК-пресс, 2004.